Вплив асоціації з ЄС на бізнес. Практичні та юридичні аспекти

Подписанный Украиной документ обязывает ЕС снизить таможенные сборы в течение ближайших нескольких лет. У Украины же поэтапное снижение пошлин может занять до семи лет.

Об обязательствах, взятых Украиной и ЕС в рамках соглашения об Ассоциации, о сроках их вступления в силу и о том, какие еще необходимо выполнить процедуры для вступления в силу соглашения об Ассоциации – читайте в комментариях на самые распространенные вопросы, связанные с выполнением Соглашения.

В настоящей публикации в форме интервью освещаются чрезвычайно актуальные вопросы.

– Что представляет собой Соглашение об ассоциации с юридической точки зрения?

Соглашение об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны (далее “Соглашение”) является международным договором, заключенным от имени Украины. Подписантом со стороны Украины выступил Президент (лицо, представляющее государство ex officio по международному праву), а со стороны ЕС – главы государств или правительств 28 стран-членов, Президент Еврокомиссии и Глава Совета ЕС.

Подписание Соглашения не влечет за собой членство Украины в ЕС. Согласно Преамбуле целью Соглашения является экономическое сотрудничество и политический диалог (в частности, в сфере безопасности и в военной сфере).

Соглашение является ассиметричным, что предполагает разный объем обязательств сторон и разные переходные периоды для их внедрения, в частности, для украинской стороны предусмотрен более лояльный режим внедрения условий Соглашения. Например, упразднение (снижение) таможенных сборов со стороны ЕС происходит в первые несколько лет (или немедленно), для Украины же предусмотрены более длительные сроки.

Соглашение с точки зрения юридической силы его положений является сложным и неоднородным правовым документом. С одной стороны, большинство норм основного текста являются нормами-декларациями, закрепляющими основные принципы, цели сотрудничества в определенных сферах. Такими нормами являются, например, положения о политическом диалоге (Раздел II).

С другой стороны, некоторые нормы являются достаточно конкретными и содержат четкие обязательства сторон (нормы-предписания). Например, нормы в отношении охраны прав интеллектуальной собственности, устанавливающие сроки защиты прав (Глава 9 Раздела V).

Кроме того, Соглашение – это объемный и сложный по своей структуре документ. В редакции, поданной в Верховную Раду для ратификации, основной текст Соглашения составляет около 300 страниц, а тексты приложений порядка 1000 страниц (79 файлов формата Word). Приложения – это как минимум две трети полного текста Соглашения (44 приложения, 3 протокола и декларация). В данных приложениях конкретизируются обязательства, относящиеся к зоне свободной торговли (далее “ЗСТ”) и секторальному сотрудничеству (ставки таможенных пошлин, перечень нормативных актов ЕС, которые Украина обязана имплементировать в свое внутреннее законодательство).

Таким образом, правовая природа, объем и структура Соглашения делают его документом весьма сложным для изучения и целостного восприятия, а любые конкретные выводы для бизнеса по его отдельным положениям требуют детального системного анализа.

Вплив асоціації з ЄС на бізнес. Практичні та юридичні аспекти
Фото АП

– Какой порядок вступления Соглашения в силу?

Соглашение полностью вступит в силу после ратификации всеми сторонами Соглашения, а именно Украиной, 28 странами-участницами ЕС, а также Советом ЕС (после одобрения Европарламентом). Датой полного вступления Соглашения в силу будет первый день второго месяца после сдачи последней ратификационной грамоты в Генеральный секретариат Совета ЕС.

Как известно, 16 сентября 2014 года синхронно Верховная Рада Украины ратифицировала, а Европейский парламент одобрил Соглашение. Для полного вступления в силу Соглашения требуется ратификация парламентами всех сран ЕС (на данный момент уже есть 6 ратификаций из 28). По разным оценкам этот процесс может занять от полугода до нескольких лет (по аналогии со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами, их государствами-членами и Украиной 1994 года, которое произошло через 4 года после подписания).

Соглашение также предусматривает возможность временного применения его положений до полного вступления в силу. В данном случае Соглашение применяется в том объеме, который определен компетентными органами ЕС. Согласно решению Европейского Совета от 20 июня 2014 года данный режим предполагалось установить для тех частей Соглашения, которые относятся к ЗСТ (Раздел ІV), некоторым аспектам секторального сотрудничества (Раздел V), а именно к сотрудничеству в сфере энергетики, окружающей среды, транспорта, финансовых услуг и сельского хозяйства, борьбе с мошенничеством и некоторыми другими положениями. Данные положения должны были вступить в силу по истечению месяца после сдачи ратификационной грамоты Украиной.

Однако ввиду достигнутых договоренностей на высшем уровне между Украиной, Россией и европейской стороной временное применение Соглашения в части ЗСТ отсрочено до 31 декабря 2015. Данная договоренность зафиксирована 12 сентября в общем заявлении европейского комиссара по вопросам торговли Карла Де Гюхта, министра иностранных дел Украины Павла Климкина и министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева.

Конкретные аспекты и части Соглашения, подлежащие временному применению, в ближайшее время должны быть определены отдельным решением Европейского Совета.

– Влияет ли подписание Соглашения на торговлю Украины с третьими странами?

Соглашение не возлагает каких-либо ограничений на торговлю с другими партнерами, в том числе со странами СНГ, после создания ЗСТ с ЕС. Согласно статье 39 Соглашение не препятствует сохранению существующих или вступлению в новые таможенные союзы, зоны свободной торговли и не влияет на договоренности о приграничной торговле. Исключением являются случаи, когда они вступают в конфликт с торговыми договоренностями, предусмотренными Соглашением.

С другой стороны, Согласно Общей декларации ЕС и Украины, которая является дополнением к Соглашению, ЕС возлагает обязанность на Украину заключить договоры о зонах свободной торговли со странами, которые являются членами Таможенного союза с ЕС (Андорра, Монако, Сан-Марино и Турция).

Вплив асоціації з ЄС на бізнес. Практичні та юридичні аспекти

– Что подразумевает установление ЗСТ в аспекте таможенного регулирования?

Ввоз большинства украинских товаров в страны ЕС будет происходить без взимания импортных таможенных пошлин. Важно отметить, что ЕС уже выполняет свои обязательства в этом аспекте – 23 апреля 2014 года ЕС в одностороннем порядке убрал или уменьшил импортные пошлины сроком до 1 ноября 2014 года. По предварительной позиции Европейской комиссии, отображенной в общем трехстороннем заявлении от 12 сентября, данный режим будет продлен ЕС до 31 декабря 2015. Однако соответствующее решение еще не было утверждено европейской стороной.

Обязательства, взятые на себя Украиной, заключаются, в первую очередь, в поэтапном снижении импортных пошлин в отношении товаров из ЕС в течение семи лет. Кроме этого, Украина обязуется аннулировать действующие экспортные пошлины в течение десятилетнего периода. При этом в определенных случаях Украина имеет право применять на протяжении 15 лет дополнительный сбор к экспортной пошлине.

В отношении некоторых категорий товаров, ЕС и Украина будут применять тарифные квоты. В рамках тарифных квот без пошлин в Украину можно будет ввозить европейский сахар, свинину, мясо птицы и продукты из мяса птицы. В свою очередь, ЕС установил тарифные квоты по 36 позициям, большинство из которых касается сельского хозяйства

– На какие украинские предприятия Соглашение окажет наибольшее влияние?

По различным оценкам, от значительного снижения или аннулирования импортных пошлин в ЕС в наибольшей мере выиграют украинские предприятия легкой промышленности, производители продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, производители химической продукции, а также добывающие предприятия (по данным видам товаров понижение ставок ввозной пошлины в ЕС наиболее значительное).

Вместе с тем, снижение импортных пошлин Украиной предоставит более широкие возможности доступа на украинский рынок для европейских производителей. Как следствие, следует ожидать повышения конкуренции на национальных товарных рынках, что, с одной стороны, может больно ударить по многим отечественным производителям, а с другой, должно дать импульс для модернизации и развития наиболее конкурентоспособного бизнеса.

Вплив асоціації з ЄС на бізнес. Практичні та юридичні аспекти
Фото АП

Предприятия, работающие в сфере предоставления услуг, также получат возможность беспрепятственного доступа на рынки ЕС. Кроме этого, каждая из сторон Соглашения применяет в отношении трансграничных услуг и их поставщиков не менее благоприятный режим, чем предусмотренный для резидентов. Исключения для каждой отдельной страны ЕС предусмотрены в Приложении к Соглашению (как правило, они касаются ограничений на предоставление юридических, аудиторских и медицинских услуг).

Для всех товаропроизводителей и промышленных предприятий исполнение Украиной обязательств по внедрению европейских стандартов качества продукции будет означать как минимум следующие дополнительные статьи расходов:

– Приведение производства продукции в соответствие с техническими регламентами, действующими в ЕС, (в течение года с момента вступления в силу Соглашения)

– Осуществление комплекса действий по защите окружающей среды, предписанного директивами ЕС (например, внедрение планов по утилизации отходов).

– В каких сферах и в каком объеме национальное законодательство будет подлежать гармонизации с нормами ЕС?

Соглашение предусматривает секторальное сотрудничество в 28 сферах, в частности, в сфере энергетики, публичных финансов, налогообложения, транспорта, исследований и технологий, промышленной политики, металлургии, финансовых услуг, корпоративного права, бухгалтерского учета и аудита, сельского хозяйства, туризма, информационного общества, защиты прав потребителей, охраны здоровья и прочих.

В отношении этих сфер определено порядка 350 (!) директив и регламентов, которые необходимо имплементировать в Украине в течение семи лет с момента вступления в силу Соглашения.

АВТОРЫ:

Вплив асоціації з ЄС на бізнес. Практичні та юридичні аспекти

Дмитрий Павленко

директор компании “Делойт”, адвокат, к.ю.н.

Вплив асоціації з ЄС на бізнес. Практичні та юридичні аспекти

Виктория Здирук

старший консультант, адвокат, налогово-юридический департамент компании “Делойт”

Источник: http://www.epravda.com.ua/columns/2014/09/18/492000/

Читайте также