Нестрашные санкции: Почему применение в Украине международных санкций против России не даст реального результата

СНБО объявил о введении на территории Украины международных санкций в отношении Российской Федерации. Решение, продиктованное событиями в Мариуполе, еще должно быть подкреплено указом Президента. Если это произойдет – фактически ознаменует начало действия в Украине всех тех санкций, которые ранее приняли по отношению к России другие страны.

Смысл действующих международных ограничительных мер сводится к нанесению максимального ущерба экономике страны, поставившей себя в оппозицию цивилизованному миру. Россию постепенно отрезают от внешнего финансирования, западных передовых технологий и от мировой финансовой системы в целом. Наибольший удар приняли на себя всего три сектора: банковская система, военно-промышленный комплекс и нефтегазовая промышленность. Но прицельная атака по этим болевым точкам способна подкосить основы основ российской экономики – как напрямую, так и за счет мультипликационного эффекта.

Красноречиво о реальном желании руководства страны разрывать коммерческие связи с государством, с которым воюет Украина, говорит статус-кво бизнеса президента Петра Порошенко. Тот факт, что он до сих пор не продал, как обещал, свои активы (в числе которых – судостроительный завод в Севастополе и кондитерская фабрика в российском Липецке), на последней пресс-конференции в декабре глава государства объяснил сложностями с поиском покупателей

Украина изначально заняла двусмысленную позицию в отношениях со страной, которая является угрозой для нее в гораздо большей степени, чем для каких-либо других государств. На словах декларируется намерение разорвать экономические узы, усилить политическое давление с помощью торговых мер, а также максимально усложнить работу в Украине российского капитала. На деле движение в этом направлении либо не происходит вообще, либо происходит очень медленно, не причиняя реального вреда устоявшимся связям.

Красноречиво о реальном желании руководства страны разрывать коммерческие связи с государством, с которым воюет Украина, говорит статус-кво бизнеса президента Петра Порошенко. Тот факт, что он до сих пор не продал, как обещал, свои активы (в числе которых – судостроительный завод в Севастополе и кондитерская фабрика в российском Липецке), на последней пресс-конференции в декабре глава государства объяснил сложностями с поиском покупателей. «В условиях войны инвестиции в страну не заходят, никто ничего не покупает, и продать ничего невозможно. Мне доложили, что было четыре покупателя, переговоры затягиваются, и ключевое условие – «остановите войну», – рассказал Порошенко.

Одна из особенностей санкций Запада в отношении России – они бьют в первую очередь по ней как импортеру капитала и технологий. При этом гораздо меньше затрагиваются торговые связи и интересы российского инвестиционного капитала в странах Евросоюза и США. Это значит, что принцип применения санкций в Украине по аналогии не нанесет реального вреда стране-агрессору. Ведь импортером капитала и технологий она в отношении нас почти не является. Зато является серьезным торговым партнером, на украинской территории широко представлен российский бизнес.

Станет ли решение СНБО реальной мерой сдерживания России либо окажется очередной имитацией действий в этом направлении? Для ответа на этот вопрос можно проанализировать, о каких именно санкциях идет речь, что именно уже сделала Украина в отдельных секторах экономики и что еще может сделать.

Военное сотрудничество и оборонный экспорт

Ряд европейских стран, а также США, Канада и Япония, приняли решение о прекращении военного сотрудничества с Россией еще в марте 2014 года. Санкции предполагали отказ от экспорта военной продукции и товаров двойного назначения в РФ, сворачивание совместных мероприятий и программ, связанных с военной тематикой, приостановку действующих контрактов в оборонной сфере.

Свыше 3 млрд гривен

потерял «Укроборонпром» в 2014-м из-за отказа от поставок в Россию

Следующий этап мер давления последовал со стороны США в июне-июле прошлого года. Он касался конкретных компаний России из оборонного комплекса – ОАО «Воентелеком», Академия безопасности бизнеса, ООО «Насосы Ампик», ООО «Никулин», корпорация «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод», НПО «Базальт», концерн «Калашников», концерн «Радиоэлектронные технологии», концерн «Созвездие», «Ижмаш», КБ приборостроения. В большинстве случаев санкции блокирующие, то есть ограничение вплоть до полного запрета сотрудничества, замораживания активов и счетов в американских банках.

Европа пошла на меры против конкретных корпораций военного комплекса в рамках второго этапа секторальных санкций, вступившего в силу 12 сентября. Они предполагают запрет организации долгового финансирования для трех крупнейших оборонных концернов России – «Уралвагонзавода», «Оборонпрома», «Объединенной авиастроительной корпорации». Еще девять российских оборонных концернов попали в санкционный список как те, в адрес которых запрещены любые поставки.

В Украине первые сообщения о возможности запрета оборонного экспорта появились только в начале апреля. Участники рынка ссылались на решение СНБО о прекращении экспорта вооружений и продукции двойного назначения в Россию. В ГП «Укроборонпром» Forbes сообщили, что это решение было введено в силу указом президента только в конце августа. В 2013 году экспорт продукции ВПК из Украины в РФ составил $1,2 млрд, или 9,6 млрд гривен. В 2014-м из-за отказа от поставок в Россию «Укроборонпром» потерял свыше 3 млрд гривен, сообщили на предприятии.

Даже по курсу 12 гривен за доллар это $250 млн, то есть всего только четверть объема «мирного» года. Что лишь подтверждает свидетельства множества источников Forbes о том, что какое-то время экспорт все же производился. Также «Укроборонпром» пытается отказаться от импортозависимости при производстве военной техники. «Из 30 000 наименований изделий и комплектующих, которые еще на начало 2014 года Украина должна была импортировать, на данный момент мы восполнили 11 000», – делится первый замглавы «Укроборонпрома» Сергей Пинькас. В компании не говорят об этом прямо, но значительная часть программы импортозамещения, пока еще не выполненной до конца, относится и к российской продукции.

Финансовый сектор

Первыми под санкции США еще в апреле попали банки «Россия», Собинбанк, а также другие финучреждения, которые американцы посчитали аффилированными с президентом России Владимиром Путиным. Во всем мире перестали обслуживаться карты, эмитированные этими банками. В мае после принятия в США закона о предотвращении российской агрессии под санкции попали такие крупнейшие российские финучреждения, как Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк; позже к ним добавились Банк Москвы и Россельхозбанк. Американским юр- и физлицам запрещено покупать облигации этих финучреждений и выдавать любые займы на срок свыше 90 дней (в сентябре этот срок сократили до 30 дней). Также в сентябре к этим санкциям присоединился Евросоюз, запретив приобретать  у них акции, облигации и другие фининструменты сроком обращения свыше 30 дней.

Украина, конечно, вряд ли может оказать давление на Россию, отказав в выдаче средств ее банкам. Но российские банки на территории Украины до сих пор чувствуют себя вполне неплохо. В стране работает как минимум пять крупных российских банков – государственные Проминвестбанк, ВТБ и Сбербанк России, а также частные Форвард-Банк и Альфа-Банк. Так как Проминвестбанк принадлежит Внешэкономбанку, то можно сказать, что против всех трех государственных банков РФ с «дочками» в Украине на данный момент действуют санкции Запада. ПИБ и ВТБ по итогам 9 месяцев 2014 года, согласно данным НБУ, вошли в десятку самых прибыльных. Три из пяти банков – ПИБ, Сбербанк России и Альфа-Банк – по состоянию на 1 октября 2014-го вошли в десятку крупнейших по размеру активов (5, 8 и 10-е места соответственно).

К этим цифрам можно добавить, что, согласно данным Госстата, сектор «Финансовая и страховая деятельность» занимает наибольшую долю в объеме прямых иностранных инвестиций в акционерный капитал из РФ в Украину – 71,6% (на 1 октября 2014-го), сократившись с начала года всего на 2%.  При этом доля инвестиций из России за этот же период в финансовом секторе Украины – 17,2%, то есть почти пятая часть всех прямых инвестиций в акционерный капитал этой отрасли. За военный год она также сократилась менее чем на 2%.

Промышленность и технологии

В центре внимания инициаторов санкций – технологии, связанные с нефте- и газодобычей, а также весь энергетический сектор. Градус напряжения между Россией и ее западными партнерами особо повысился после катастрофы малайзийского боинга. 30 июля ЕС ввел запрет на инвестиции в сектора транспорта, инфраструктуры, энергетики, телекоммуникаций, добычу нефти, газа и полезных ископаемых. Остановлена поставка для этих отраслей оборудования, предоставление им финансовых и страховых услуг. Под полный запрет попали поставки высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти. В санкционном списке США – производитель газа «Новатек», корпорации «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть».

Сети заправок, аффилированные с российскими собственниками, были «наказаны рублем»: в августе «Лукойлу» пришлось продать сеть из 250 своих АЗС австрийской компании. «Роснефть» пострадала из-за налета на свою Васильковскую нефтебазу (Киевская область)

В энергетическом секторе Украины присутствуют как минимум три корпорации из данного списка – «Газпром» (дочерние структуры «Газпром сбыт Украина», «ЮжНИИгипрогаз», «Газтранзит»), «Роснефть» (НПЗ «Линник», «Авиационная топливно-заправочная компания», «ТНК Индастриз Украина», компания «Восток») и «Лукойл». Есть и те, кто под международные санкции не попали (связанные с производством, перераспределением и продажей электроэнергии). Это активы группы VS Energy, к которым относится участие в капитале семи украинских облэнерго, а также группы «Энергетический стандарт» (доли в четырех облэнерго и Луганском энергетическом объединении).

Говорить о спокойной работе российского топливного бизнеса в Украине не приходится. Российские НПЗ простаивают, хотя дело тут вовсе не в войне. «Линник» «Роснефти» оказался в зоне АТО. Сети заправок, аффилированные с российскими собственниками, были «наказаны рублем»: в августе «Лукойлу» пришлось продать сеть из 250 своих АЗС австрийской компании. «Роснефть» пострадала из-за налета на свою Васильковскую нефтебазу (Киевская область). «Газпром» вынужден был закрыть украинское представительство своего дочернего предприятия «Стройтрансгаз» в Украине, задействованного в строительстве «Южного потока» (в марте остановлено из-за санкций США).

Гораздо заметнее присутствие в Украине российского капитала в других отраслях промышленности – тех, которые западными санкциями затронуты меньше. Это металлургия, машиностроение, медиа и телекоммуникации, фармацевтика, строительство.

Медленные санкции

Украинская власть выписала себе карт-бланш на применение всевозможных мер воздействия на любой российский бизнес, приняв в августе закон о санкциях, вступивший в силу в сентябре. Документ дает основания применять около 25 видов санкций, включая блокировку активов, ограничение торговых операций, аннулирование или приостановку лицензий и другие меры против иностранного государства, иностранного юр- или физлица – «в целях защиты суверенитета и национальных интересов». На данный момент список 65 юр- и 172 физлиц, к которым применяются санкции, разработан Кабмином на основании этого закона, но пока окончательно не принят.

Несмотря на то что закон о санкциях пока не находит практического применения, а решение СНБО о действии на территории Украины международных санкций еще не вступило в силу, участники торговых операций ищут способы избежать любого взаимодействия с «неугодными» компаниями и лицами

«Сам по себе закон не создал никому никаких проблем. Он лишь предложил механизм применения санкций, аналогичный тому, который США, например, в качестве инструмента регулирования экономических отношений использует очень активно. Их санкционные списки содержат сотни и даже тысячи имен», – подчеркивает старший юрист практики разрешения споров CMS Cameron McKeena Сергей Гришко.

Предприняты условные шаги и в рамках торговых мер. В ноябре Минэкономики Украины обнародовало список товаров 36 товарных групп по кодам КВЭД, которые могут быть изъяты из режима беспошлинной торговли с РФ и затрагивают примерно 12% импорта из этой страны. Документ составлен в ответ на намерение правительства России применить к украинским товарам пошлины согласно Единому таможенному тарифу стран ТС после подписания ассоциации с ЕС. Такое постановление было принято правительством РФ в сентябре, но до сих пор не введено в действие, а потому не вступил в силу и украинский ответ. По итогам 11 месяцев 2014 года РФ оставалась крупнейшим торговым партнером Украины, занимая 18,7% в экспорте и 24% в импорте товаров (24% и 30% соответственно за тот же период 2013 года).

К слову, несмотря на то что закон о санкциях пока не находит практического применения, а решение СНБО о действии на территории Украины международных санкций еще не вступило в силу, участники торговых операций ищут способы избежать любого взаимодействия с «неугодными» компаниями и лицами. В распоряжении Forbes есть примеры допсоглашений к стандартным торговым договорам, где стороны берут на себя ответственность за непричастность прямым или косвенным образом к фигурантам санкционных списков.

К допсоглашениям прилагаются и сами списки, весьма широкие, в которые входят свыше 66 граждан Украины, 67 граждан РФ и 60 юрлиц – компаний и организаций, причастность к которым может стать основанием для одностороннего немедленного разрыва договора. Как объяснили в одной из компаний, такую практику ввели структуры с «материнским» капиталом в Европе и США, но теперь она будет распространяться и на остальных резидентов.

Юридическими последствиями неосмотрительного сотрудничества с фигурантами санкционных списков в Украине может стать подпадание компании, например, под статью 166-9 Кодекса об административных правонарушениях, поясняет Сергей Гришко. Она касается нарушения требований по идентификации лиц, выполняющих финансовую операцию, в контексте законодательства по предотвращению и противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, и предполагает наложение штрафов на должностное лицо от 100 до 200 необлагаемых налогом минимумов. «Но это применимо к субъектам финмониторинга, к торговым агентам применить сложнее. Однако, разумеется, не в США, где законодательство на этот счет отработано намного четче. Поэтому более тщательно следовать этим нормам будут компании, связанные с западным капиталом», – уточняет юрист.

Автор: Е. Гребеник

Источник: http://forbes.ua/nation/1387683-nestrashnye-sankcii

Читайте также