Международные перевозки под МДП: юридические нюансы

Тем, кто работает в сфере международных автомобильных грузоперевозок, не стоит объяснять, что такое “книжка МДП”. Всем участникам рынка она хорошо известна как инструмент упрощения таможенных формальностей при выполнении международных дорожных перевозок.
В то же время, когда возникают реальные случаи утраты грузов, которые перевозились по книжкам МДП, возникает большое количество юридических нюансов, в которых участникам операции бывает довольно сложно разобраться. Этому способствует специфическое правовое регулирование и большое количество заинтересованных лиц, участвующих в процессе (грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, возможно экспедитор, государство, гарантийное объединение, страховщик и т.д.).
Кратко проанализируем, какие проблемы и риски на практике возникают в процессе применения процедуры МДП и каким образом необходимо вести дела, чтобы минимизировать возможные финансовые риски.

Процедура МДП

Для начала стоит сказать несколько слов о том, что все-таки представляет собой процедура МДП, какова ее основная задача и какими нормативными документами она регулируется.

Пропуск транзитного или импортного груза на таможенную территорию страны без взимания пошлин непосредственно на пограничном таможенном посту влечет для государства вполне понятный риск: нерастаможенный груз может исчезнуть и нелегально попасть на внутренний рынок страны, так и не пройдя таможенной очистки.

Чтобы уменьшить этот риск, государству требуются надежные гарантии того, что таможенные платежи будут все-таки уплачены. Это могут быть обычные финансовые гарантии, предоставленные декларанту соответствующими финансовыми учреждениями, или, в качестве более простой и удобной альтернативы — гарантии, предоставленные по процедуре МДП.

Правовые основы работы процедуры МДП содержатся в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (Конвенция МДП), участниками которой на сегодня являются более 68 государств. Фактически процедура МДП действует в большинстве стран Европы и многих странах Азии.

Под действие Конвенции МДП подпадают перевозки, которые выполняются с одним или несколькими пересечениями границы без промежуточных перегрузок между таможнями стран-участниц Конвенции МДП или одной страны-участницы. В случае, если часть маршрута проходит по территории страны, не являющейся участницей Конвенции МДП, на этом участке операция МДП прерывается. Исходя из положений Конвенции МДП, международная перевозка груза может считаться “операцией МДП” также и в случае, если она производится автомобильным транспортом лишь частично (в опломбированном контейнере).

При выполнении операции МДП таможенные формальности на всех промежуточных таможнях максимально упрощены, пошлины и иные таможенные платежи не взимаются. Таможенные досмотры  производятся лишь в исключительных случаях.

В каждом из государств-участников Конвенции МДП действует гарантийное объединение, которое от имени Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) выдает перевозчикам книжки международной дорожной перевозки (МДП) и одновременно выступает перед государством гарантом относительно ответственности перевозчиков в связи с применениями ими книжек МДП на территории страны. В Украине гарантийным объединением выступает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП).

Гарантия распространяется на оплату надлежащих ввозных или вывозных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку, которые могут быть предусмотрены таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в связи с операцией МДП, в пределах лимита для одной книжки МДП, который устанавливается для каждой из стран-участниц. В Украине это сумма $50 тыс. в национальной валюте Украины по курсу НБУ на день принятия книжки МДП к оформлению таможенным органом Украины.

Кто и как привлекается к ответственности

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Украины, а также приказа Государственной таможенной службы Украины от 21.11.2001 г. № 755 (приказ № 755), ответственность за уплату таможенных платежей, кроме декларанта и уполномоченного им лица, в случае заявления товаров в режиме транзита, возлагается также на перевозчика и на гаранта (т.е. на АсМАП), которые несут эту ответственность солидарно.

Процедура привлечения к ответственности за нарушение, допущенное при выполнении процедуры МДП, начинается с составления таможней соответствующего уведомления о нарушении условий перевозки товаров при выполнении операции МДП. Уведомление составляется по факту обнаружения недостачи груза, доставленного в таможню назначения, или по истечении срока доставки груза в таможню назначения.

Если перевозчик-держатель книжки МДП в течение трех месяцев со дня получения уведомления о нарушении не предоставит убедительных доказательств надлежащего исполнения операции МДП, или такие доказательства будут опровергнуты таможенным органом, таможенный орган имеет право выставить перевозчику претензию.

В сумму претензии включаются налоги и сборы, подлежащие уплате при введении товара в свободный оборот (как правило, ввозная пошлина и НДС), а также процент за просрочку их уплаты (пеня) в размере 120% учетной ставки НБУ, которая начисляется в соответствии с положениями Таможенного и Налогового кодексов Украины.

В случае неуплаты претензии держателем книжки МДП в течение трех месяцев со дня ее получения таможенный орган направляет материалы претензии в АсМАП, которая выступает гарантом.

Выплата самим перевозчиком или АсМАП таможенных платежей не является основанием для освобождения виновных лиц от административной ответственности за нарушение таможенных правил или от уголовной ответственности.

Перевозчик, АсМАП, страховщик

Гарантия, предоставленная АсМАП, не освобождает самого перевозчика от ответственности за уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с утратой груза. АсМАП лишь приобретает статус солидарного должника по обязательствам перевозчика и получает к перевозчику право регрессного требования после исполнения обязательств перед государством.

Согласно условиям Декларации-обязательства транспортной компании по допуску к таможенной системе МДП и разрешения пользоваться обычными книжками МДП, которую подписывает каждый перевозчик перед получением книжек МДП, перевозчик обязан немедленно по требованию АсМАП возместить все суммы, уплата которых может требоваться от АсМАП, любого другого гарантийного объединения, МСАТ, страховщиков системы МДП и любого лица, их замещающего, в соответствии с Конвенцией МДП относительно книжек МДП, выданных такому перевозчику. Невыполнение перевозчиком своих обязательств перед АсМАП является одним из оснований для временного или окончательного лишения перевозчика доступа к системе МДП.

В соответствии с Руководством для пользователя книжек МДП, которое утверждено решением Конференции Участников АсМАП, страхование рисков в системе МДП обязательно для участников АсМАП.

Страхование распространяется на каждую выданную книжку МДП. Перевозчик, желающий получить книжку МДП, обязан оформить правовые отношения с национальным страховщиком, признанным МСАТ и АсМАП.

Кроме того, одним из условий вступления в АсМАП и получения первой книжки МДП является предоставление финансовой гарантии (гарантии допуска) в сумме, эквивалентной $8 тыс., а также $1 тыс. за каждый используемый перевозчиком автомобиль, находящийся не в его собственности и не в финансовом лизинге. Сумма гарантии должна быть доступна в течение не менее 27 месяцев со дня выдачи последней книжки МДП — то есть в максимальный срок, в который, согласно положениям Конвенции МДП, к АсМАП может быть заявлено соответствующее требование. Примечательно, что прекращение членства перевозчика в АсМАП не является основанием для возврата суммы финансовой гарантии — она все равно будет возвращена не раньше истечения установленного срока (к выводу о правомерности такой позиции АсМАП пришел Хозяйственный суд Киевской области в решении от 21.08.2014 г. по делу № 911/2480/14). А вот по истечении 27-месячного срока финансовая гарантия должна быть возвращена, иначе перевозчик может ее взыскать в судебном порядке (примером может служить постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 18.11.2010 г. по делу № 3/277-09 (38/216)).

Таким образом, если перевозчик, допущенный к системе МДП, самостоятельно не выполнит свои обязательства перед государственным бюджетом, то за него это сделает АсМАП.

Следует также обратить внимание на подход, иногда применяющийся в судебной практике, что сам по себе факт оплаты АсМАП Украины финансового требования таможни не является доказательством вины перевозчика, так как обязательство АсМАП Украины оплатить требование таможни является бесспорным. Такое мнение было высказано, в частности, в постановлении Волынского окружного административного суда от 30.09.2013 г. по делу № 803/476/13-a: “Суд не принимает во внимание утверждения ответчика, приведенные в письменных возражениях, о правомерности предъявления истцу финансового требования со ссылкой на то обстоятельство, что АсМАП Украины удовлетворило обоснованные требования Днепропетровской таможни на общую сумму 78869,90 грн., с учетом следующего. Правоотношения между таможенными органами и АсМАП Украины и между перевозчиком и таможенными органами базируются на различных правовых нормах. Так, согласно части 3 статьи 11 Конвенции МДП 1975 года для уплаты требуемых сумм гарантийное объединение располагает трехмесячным сроком, считая с даты направленного ему требования об уплате. Уплаченные суммы будут возвращены объединению, если в течение двух лет, следующих за датой предъявленного ему требования об уплате, таможенным органам будут представлены убедительные доказательства того, что в отношении данной перевозки не произошло никаких нарушений. Таким образом, АсМАП Украины обязана оплатить требование в течение трехмесячного срока с даты направления гарантийному объединению таможенным органом требования об уплате, независимо от того, установлена ли вина перевозчика […]”. http://reyestr.court.gov.ua/Review/33854190

Таким образом, если платежи осуществлены АсМАП, перевозчик обязан будет возместить Ассоциации все понесенные затраты. В первую очередь они компенсируются за счет суммы внесенной перевозчиком финансовой гарантии. Даже если этой суммы окажется достаточно для полного удовлетворения требований Ассоциации, перевозчик обязан будет восполнить использованную сумму гарантии, прежде чем он сможет снова воспользоваться системой МДП.

Если же суммы гарантии окажется недостаточно — разница может быть взыскана с перевозчика, в том числе в судебном порядке.

На практике ответственность перевозчика чаще всего покрывается страховкой. Однако в случае, если страховое покрытие по каким-либо причинам не сработает, то перевозчик будет нести ответственность за счет своих собственных средств.

Невыполнение международным перевозчиком финансовых обязательств перед Ассоциацией, помимо судебных исков, грозит перевозчику лишением доступа к системе МДП, что в условиях современного рынка международных автомобильных грузоперевозок фактически означает невозможность продолжать деятельность.

Освобождение от ответственности

Исходя из положений Конвенции МДП, Таможенного кодекса Украины и приказа № 755, перевозчик и гарантийное объединение освобождаются от обязательств по уплате таможенных платежей лишь в определенных случаях, в частности, если товары были уничтожены или безвозвратно повреждены вследствие аварии (ДТП), действия обстоятельств непреодолимой силы, или свойств самого груза (природной убыли при нормальных условиях транспортировки).

Данные обстоятельства признаются на основании соответствующих документов.

В п. 1 порядка, утвержденного Приказом 755, уточнено, что чрезвычайными или неотвратимыми обстоятельствами или событиями, освобождающими от ответственности, являются стихийное бедствие (пожар, наводнение, другое стихийное бедствие или сезонное естественное явление, в частности такое, как замерзание моря, проливов, портов и т.п., закрытие путей, проливов, каналов, перевалов); военные действия или чрезвычайное положение в регионе, через который пролегает путь транспортного средства, перевозящего товар; забастовка; злоумышленные действия третьих лиц, направленные против перевозчика, транспортного средства или товара, перевозимого этим транспортным средством; происшествие с участием транспортного средства, перевозящего груз, повлекшее полное или частичное повреждение транспортного средства или полную или частичную потерю груза; невозможность дальнейшего движения транспортного средства, когда смещение, повреждение или распаковка груза создают опасность или угрозу дорожному движению, жизни или здоровью граждан или окружающей среде; другие подобные по характеру обстоятельства или события.

Между тем, на практике противоправные действия третьих лиц (кражи, мошенничество и пр.), даже в случае возбуждения уголовного дела, как правило, не признаются судами обстоятельствами, освобождающими перевозчика от ответственности.

Так, например, постановлением Высшего административного суда Украины от 23.04.2015 г. № К/800/50898/14 в споре между перевозчиком и таможней были отменены решения судов предыдущих инстанций и заявлено следующее: “[…] ссылка судов предыдущих инстанций на отмену постановлением Камень-Каширского районного суда Волынской области от 12.08.2013 г. постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил от 3.02.2012 г. № 0392/110010000/11 относительно ЛИЦО_3 по ст.331 Таможенного кодекса Украины и возбуждение по заявлению водителя ЛИЦО_3 о краже имущества уголовного дела № 43121064 по признакам ч. 5 ст. 185 Уголовного кодекса Украины, с соответствующими выводами о том, что груз был утрачен вследствие непреодолимой силы, независящих от ЛИЦО_3 обстоятельств, избежать или предотвратить последствия которых было невозможно, коллегия судей признает неверными и необоснованными, поскольку вышеуказанные обстоятельства не могут считаться достаточными доказательствами совершения преступных действий третьими лицами, потери груза по независящим от перевозчика или его водителя событиям, наличию обстоятельств непреодолимой силы и т.п., и быть основанием для освобождения от выполнения обязательств, наступивших в связи с нарушением операций МДП, и недоставкой груза в таможню назначения […]”.

Проблема использования книжек МДП в России

Многим перевозчикам, которые работают на просторах СНГ, не понаслышке известна проблема с использованием книжек МДП на территории Российской Федерации, которая возникла в середине 2013 г. и не была полностью решена до сих пор.

Началом проблемы послужило письмо Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации от 4.07.2013 г. “О международных перевозках с применением книжек МДП” № 01-11/28474, в котором шла речь о введении дополнительных мер гарантирования в отношении товаров, которые перемещаются по территории России на условиях Конвенции МДП.

Причиной такого решения было названо якобы наличие у АСМАП России долгов перед бюджетом РФ в размере порядка 20 млрд руб., которые сама ассоциация отрицала. На этом основании ФТС РФ было заявлено о намерении выбрать другую гарантирующую организацию в рамках Конвенции МДП.

В то же время, пока такая организация не была назначена, в отношении товаров надлежало применять дополнительные меры гарантирования — оформление гарантийного сертификата получателем товара или поручительство специально уполномоченных структур.

Отмена действия международной конвенции, вне всякого сомнения, выходит далеко за полномочия национального таможенного органа и противоречит нормам международного права. Однако фактически, учитывая позицию российской таможни, на территории РФ перевозка грузов под таможенным контролем по книжкам МДП без дополнительного гарантирования стала проблематичной. Компании, работающие на российском рынке, вынуждены были нести дополнительные затраты на оформление поручительства в уполномоченных российской таможней структурах.

Несмотря на то, что данные действия ФТС РФ вызвали шквал критики со стороны представителей бизнеса, МСАТ, иностранных партнеров РФ, достаточно сильной была позиция Казахстана, РФ, фактически процедура МДП, вопреки нормам Конвенции, долгое время не функционировала на большинстве пограничных пунктов пропуска РФ.

На данный момент данная проблема с формальной точки зрения урегулирована, и 17 июня ФТС РФ официально опубликовала перечень пунктов пропуска через российскую границу, где у перевозчиков в качестве обеспечения таможенного транзита должны приниматься книжки МДП.

Несмотря на это, международные перевозчики подтверждают наличие сложностей с применением книжек МДП, в т.ч. на украинско-российской границе.

Как следует из сообщений перевозчиков и национальных ассоциаций, имеют место многочисленные факты отказа российских таможенных органов в принятии к оформлению книжек МДП и, как следствие, перевозчики вынуждены оформлять иные финансовые гарантии. Данная ситуация иллюстрирует отношение РФ по отношению к международным обязательствам.

Авторы:

РАТУШНЯК Владимир, ЗАБУДСКИЙ Владимир

“Альянс Ратушняк и Партнеры”

Источник:

Транспорт. – 2015. – № 8. – С. 20 – 24.

Читайте также