Об ответственности экспедитора за груз

Законодательство Украины регулирует порядок осуществления транспортно-экспедиторской деятельности и ответственность экспедитора. Гражданским кодексом (ГК) Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законом Украины “О транспортно-экспедиторской деятельности” от 1.07.2004 г. закрепляются и регулируются отношения транспортного экспедирования.
Настоящая публикация привлекает повышенное внимание анализом судебной практики.

В соответствии со ст. 1 ЗУ “О транспортно-экспедиторской деятельности”, договор транспортного экспедирования — это договоренность, изложенная в письменной форме, в которой одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных этим документом работ, связанных с перевозкой грузов. Для выполнения отдельных работ, определенных договором, таких как перевозка, хранение, погрузочно-разгрузочные работы и т.д., экспедитор вправе привлекать других лиц. Касательно ответственности экспедитора ЗУ “О транспортно-экспедиторской деятельности” предусматривает только общие положения, согласно которым экспедитор несет ответственность перед клиентом за:
— количество мест;
— вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, что
зафиксировано его подписью в акте приемки;
— соответствие упаковки данным товарно-транспортных и сопроводительных документов, заверенных подписью представителя перевозчика;
— выполнение иных условий, которые установлены договором транспортного экспедирования (поддержание необходимого качества).
Вопрос ответственности экспедитора регулируется также общими положениями ГК Украины, которые предусматривают ответственность за нарушение обязательств по договору. Ст. 623 ГК Украины закрепляет обязанность должника, который нарушил обязательства, возместить кредитору причиненные убытки.
Согласно украинскому законодательству к убыткам относятся: стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества; дополнительные затраты, произведенные стороной, которая понесла убытки; неполученный доход (утраченная выгода). Для этого имущество, которое утрачено, повреждено и т.д., экспедитор или уполномоченное им лицо (перевозчик) должны принять по акту (по количеству и качеству, с указанием оценочной стоимости) на ответственное хранение. Стоит всегда помнить, что во время доставки (перевозки) груза осуществляются как минимум две логистические операции: перемещение груза в пространстве и сохранение груза во времени.
В случае привлечения экспедитором третьих лиц для выполнения обязательств по договору транспортного
экспедирования согласно положениям Закона Украины “О транспортно-экспедиторской деятельности” экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им для выполнения договора транспортного экспедирования, в том же порядке, что и за собственные действия. При этом необходимо предусмотреть ответственность (компенсацию ущерба) третьих лиц перед экспедитором посредством передачи им представительских функций, а стало быть, и ответственности за их реализацию. В украинском законодательстве отсутствуют специальные нормы, которые напрямую ограничивают ответственность экспедитора перед клиентом. Данный вопрос оставлен законодателем на усмотрение сторон. Как правило, детальное регулирование ответственности экспедитора перед клиентом, а также основания и условия ограничения ответственности, предусматриваются сторонами в договоре транспортного экспедирования. При этом, украинское законодательство содержит общие нормы, которые позволяют освобождать экспедитора от ответственности. В соответствии со ст. 614 ГК Украины, лицо, которое нарушило обязательство, несет ответственность при наличии его вины (умысла или неосторожности), если иное не установлено договором. Лицо является невиновным, если докажет, что предприняло все зависящие от него меры относительно надлежащего выполнения своих обязательств.
В Украине достаточно распространенными являются споры в связи с предъявлением требований экспедитору вследствие утраты груза в процессе перевозки.
Поэтому судебная практика достаточно богата. Однако, поскольку в украинском законодательстве закреплены только общие положения об ответственности экспедитора, при рассмотрении таких споров судами в Украине сложившаяся практика достаточно противоречива.
В частности, имеют место случаи, когда при схожих обстоятельствах суд приходит к выводу как о наличии ответственности экспедитора за недостачу груза в результате перевозки, так и об отсутствии таковой.
В большинстве случаев выводы судов относительно наличия/отсутствия ответственности экспедитора за причиненные убытки зависят от нескольких основополагающих факторов:
Характер обязательств экспедитора перед клиентом и способ привлечения перевозчика
При рассмотрении данной категории споров большое значение суды уделяют вопросу о том, как именно
были построены взаимоотношения между экспедитором и перевозчиком. В случае, если при заключении
договора перевозки экспедитор действовал от собственного имени, то ответственность перед клиентом-
грузовладельцем за недостачу груза в процессе перевозки возлагается на экспедитора. Если договор перевозки заключается экспедитором от имени и в интересах клиента, ответственность за недостачу груза, по мнению судов, возлагается непосредственно на перевозчика. В таких случаях суды приходят к выводу об отсутствии ответственности экспедитора, поскольку он надлежащим образом выполнил возложенные на него обязательства — организовал перевозку груза (т.е. подобрал перевозчика, согласовал маршрут и, действуя от имени и в интересах клиента, заключил с ним договор перевозки).
Объем ответственности экспедитора по договору
Как было отмечено выше, в соответствии с законодательством Украины экспедитор несет ответственность за количество мест, вес, соответствие упаковки согласно данным товарно-транспортных документов, заверенных подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования. Используя данное положение при заключении договора транспортного экспедирования, на практике стороны как усиливают ответственность экспедитора, так и устанавливают ограничения.
В частности, достаточно распространенными являются формулировки:
— “… экспедитор несет полную материальную ответственность за сохранность груза с момента его принятия к перевозке и до момента его доставки получателю”;
— “… с момента загрузки груза на транспортное средство и до выдачи груза грузополучателю экспедитор несет полную материальную ответственность за сохранность груза, недостачу или утрату и обязуется полностью или частично возместить клиенту стоимость поврежденного груза или сумму, на которую
уменьшилась стоимость груза”.
При наличии таких положений в договоре транспортного экспедирования, а также транспортных документов, по которым прослеживается факт передачи груза экспедитору (или привлеченному экспедитором перевозчику), суды, как правило, приходят к выводу об ответственности экспедитора за недостачу или утрату груза.
Наличие всех элементов, необходимых для привлечения к гражданской ответственности
Рассматривая споры, связанные с утратой груза в процессе перевозки, суды в своих решениях достаточно часто указывают на то, что для принятия решения о возмещении убытков суду необходимо представить доказательства полного состава элементов нарушения, а именно:
— наличие убытков (факт возникновения убытков и их размер доказывается кредитором/истцом);
— противоправные действия, которые выражаются в ненадлежащем исполнении экспедитором принятых
на себя обязательств;
— причинно-следственная связь между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением обязательств экспедитором;
— вина (по украинскому законодательству отсутствие вины является основанием для освобождения от
ответственности, при этом факт отсутствия вины доказывается лицом, которое нарушило обязательство).
Отсутствие хотя бы одного из этих классических четырех элементов состава гражданско-правового
нарушения может служить основанием для отказа в удовлетворении требований к экспедитору.
На практике
Отсутствие четкого регулирования ответственности экспедитора в законодательстве влечет за собой
неоднозначное толкование данных норм со стороны судебных органов. Основное значение суды уделяют
формулировкам в договоре транспортного экспедирования (ограничена ли ответственность экспедитора,
принял ли экспедитор на себя обязательства по сохранению груза в процессе перевозки, как именно привлекался перевозчик и т.д.).
Несколько лет назад распространение получила практика, согласно которой суды отказывали в удовлетворении исков к экспедитору, мотивируя свое решение тем, что экспедитор принимает обязательства лишь за организацию перевозки груза. Данная позиция подкреплялась еще и тем, что договоры на перевозку заключались экспедитором не от собственного имени, а от имени клиента-грузовладельца.
Однако в последнее время суды, как правило, занимают позицию грузовладельца и возлагают на экспедитора полную ответственность за убытки, причиненные клиенту недостачей груза в процессе перевозки.
При предъявлении требований к экспедитору грузовладелец должен доказать:
— наличие договорных отношений с экспедитором;
— факт принятия экспедитором груза под свой контроль;
— факт привлечения экспедитором перевозчика;
— факт причинения убытков в процессе доставки груза.
Анализ последней судебной практики позволяет сделать вывод, что даже при наличии стандартных условий
контракта (без усиления ответственности экспедитора) судебные органы чаще всего приходят к выводу о наличии ответственности экспедитора. Это объясняется тем, что экспедиторы все чаще выдают клиенту свой собственный транспортный документ — коносамент или товарно-транспортную накладную. В таком случае экспедитор действует самостоятельно в качестве доверителя, принимая на себя, таким образом, ответственность перевозчика за всю перевозку, в том числе за недостачу груза при перевозке вне зависимости от того, где именно произошел факт, повлекший недостачу.
Договор транспортного экспедирования часто выдается постоянным клиентам, с которыми заключаются организационные договоры о транспортно-экспедиторском обслуживании. По договору о транспортно-экспедиторском обслуживании экспедитор обязуется предоставлять или организовать предоставление транспортно-экспедиторских услуг, связанных с организацией перевозки или обеспечением перевозки грузов клиента в контейнерах морским (водным), автомобильным, железнодорожным или авиационным транспортом. Организация исполнения экспедитором принятых на себя обязательств осуществляется на основании заявки клиента. На основании такой заявки в каждом конкретном случае определяется характер договора транспортного экспедирования. Экспедитор может выступать в роли доверителя (принципала), агента, в том числе поверенного и комиссионера. Ответственность экспедитора по одному из договоров о транспортно-экспедиторском обслуживании на практике, который можно привести в качестве примера, была предусмотрена следующим образом: “Экспедитор несет полную материальную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, определенных договором или законом Украины. Согласно условиям Договора о транспортно-экспедиторском обслуживании сторона, которая привлекла третьих лиц для выполнения своих обязательств по договору, несет полную материальную ответственность за действия или бездеятельность третьих лиц, в объеме и размерах, определенных договором или законом Украины. Экспедитор освобождается от ответственности за недостачу,
порчу, утрату груза в том случае, если груз доставлен с сохранными пломбами грузоотправителя, а также
когда оригинальная упаковка внешне не повреждена.
Экспедитор несет полную материальную ответственность в размере оценочной стоимости утраченного
(уничтоженного) или поврежденного груза в соответствии с актом приемки по количеству и качеству, если
это случилось вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения Экспедитором или привлеченными им третьими лицами принятых на себя обязательств по договору”.
Страхование ответственности транспортного экспедитора помогает повысить конкурентоспособность
экспедитора на рынке услуг доставки грузов. Развитие грузовых перевозок, в особенности дорогостоящих грузов, ставит грузовладельцев перед необходимостью обеспечения своих интересов путем получения от экспедиторов, перевозчиков и других участников транспортного процесса соответствующих гарантий, при помощи которых их законные интересы могут быть защищены от возможного ущерба финансовыми средствами. В современном мире важнейшим способом такого гарантирования является страхование, в частности страхование ответственности экспедиторских компаний, связанной с недостачей грузов, а также их утратой, повреждением или порчей. Экспедиторы, имеющие страховое покрытие коммерческих рисков от солидных страховщиков, получают значительные преимущества на рынке услуг транспортного
экспедирования. Страховщики обычно не компенсируют убытки, возникшие при:
— перевозке контрабандных и других незаконных грузов;
— перевозке особо ценных грузов — валюты и валютных ценностей, ценных бумаг и т.п.;
— недостаче груза в целостной таре и внешней упаковке, а также целостности пломб грузоотправителей или таможенных органов;
— эксплуатации неисправных транспортных средств;
— отправке грузов в поврежденном состоянии, а также в таре и упаковке, которые не обеспечивают сохранную перевозку в соответствии с требованиями правил транспортировки;
— умысле или грубой неосторожности страхователя, его работников, агентов или иных лиц, которых
он привлекает к оказанию услуг по экспедированию груза;
— воздействии радиации, связанном с каким-либо использованием атомной энергии или радиоактивных
материалов, либо в результате атомного взрыва;
— ведении военных действий или проведении военных мероприятий, народных волнениях, трудовых конфликтах (забастовках), террористических действиях, саботаже, реквизиции или конфискации груза
по требованию военных или гражданских властей.
При выявлении недостачи груза необходимо как можно скорее проинформировать об этом страховщика или его ближайшего корреспондента. Если имеются признаки правонарушений, в результате которых произошла недостача, экспедитор должен сообщить об этом компетентным правоохранительным органам. В случае возможности дальнейшей убыли груза он обязан принять все возможные меры для ее предотвращения, и если это возможно — и для спасения груза.
Страховое покрытие не будет действовать, когда недостача произошла в результате выдачи экспедитором груза лицу, не имеющему прав и надлежаще оформленных полномочий на получение груза. При выдаче груза по подложным документам, то есть при хищении путем мошенничества, обычно страховое покрытие сохраняет свое действие. Конечно, описанные условия договоров страхования — это условия, которые обыкновенно предусматриваются в страховых полисах. В конкретном случае можно предварительно договориться о включении в страховое покрытие рисков, которые обычно исключаются, к примеру
отменить исключение, связанное с ошибкой или неосторожностью работников страхователя. Разумеется, это несколько увеличивает цену договора страхования — страховую премию, но снижает риски экспедитора в целом. Если экспедитор покрыл свои убытки, образовавшиеся в результате понесенной им гражданской ответственности перед грузовладельцем, за счет перевозчика, то страховщик освобождается от обязанности производить страховые выплаты.
Обычно к требованию о возмещении убытков, связанных с ответственностью экспедитора, направленному
страховщику, страхователь прилагает следующие документы:
— требование (претензию) грузовладельца возместить убытки от недостачи груза, обращенное к экспедитору;
— переписку по претензии с грузовладельцем;
— расчет убытка, составленный грузовладельцем;
— транспортные документы, свидетельствующие о том, что имела место недостача груза;
— коммерческие и другие акты перевозчиков, акты экспертиз, сюрвейерские заключения, аварийные сертификаты и т.п. документы, в которых засвидетельствована оценка убытков, вызванных недостачей;
— счета-фактуры (invoices), упаковочные ведомости (листы), счета-спецификации и т.п. документы,
свидетельствующие о цене единицы товара и общей цене товарной партии, которые оформляются продавцом товара;
— разрешение на отгрузку (release for shipment) — документ, представляющий собой инструкцию покупателя товара (получателя груза), обязывающую грузоотправителя осуществить специальную укладку и транспортировку груза в случае особо ценных, опасных и рефрижераторных грузов и пр.
Страховщик имеет право потребовать от страхователя предоставления и других документов, необходимых для рассмотрения претензии. Регрессные требования страховщика к страхователю могут иметь место,
если будет обнаружен его умысел или грубая неосторожность при причинении убытков, либо умысел или грубая неосторожность его агентов, служащих и др. лиц, привлеченных страхователем-экспедитором к исполнению договора транспортного экспедирования. Если убытки в процессе перевозки груза причинены лицами, не привлеченными к исполнению договора экспедирования грузов, то регрессные требования могут быть заявлены страховщиком к таким лицам (третьим лицам) при наличии их вины в форме, предусмотренной законодательством для тех правоотношений, в которых убытки, связанные с недостачей груза, были причинены.
Страховщики должны внимательно рассматривать претензии, связанные с покрытием убытков, возникающих в результате наступления гражданской ответственности транспортного экспедитора. Надо помнить, что страхование — это не благотворительность, а бизнес, и если страховщики будут удовлетворять необоснованные претензии, то просто “вылетят в трубу”. Однако слишком жесткая политика в вопросе удовлетворения претензий, то есть отказ в удовлетворении надлежащим образом обоснованных претензий, затягивание сроков компенсации убытков, возникших в связи с гражданской ответственностью экспедитора, излишние придирки к претензионной документации и т.п. также не идут на пользу локальным страховщикам. Поскольку участники транспортного процесса склонны выбирать на рынке страхования услуги тех страховщиков и страховых брокеров, которые:
— имеют репутацию в сфере транспорта;
— способны давать гарантии, которые принимаются международным транспортным сообществом;
— оперативно предоставляют защиту страхователя уже на стадии претензионной работы;
— объективно и, что важно, оперативно рассматривают претензии и производят страховые выплаты.
Следует признать, что рынок подобных страховщиков в Украине крайне ограничен и, прежде чем вверить свои грузы и ответственность страховщику, стоит либо серьезно проанализировать предложение, либо обратиться за советом к специалистам в области транспорта. Кроме того, если вы уже работаете со
страховщиком, прежде чем перенаправлять ему претензию и документы для получения возмещения, обязательно проконсультируйтесь с юристами. Это может существенно уменьшить сроки рассмотрения документов и выплаты возмещения, а иногда является единственным шансом такое возмещение получить.
Автор: В ЛОМОВЦЕВ
Источник: Транспорт. – 2015. – № 9. – С. 50 – 53.
Читайте также