Реализация механизма ввоза арендованного у нерезидента подвижного состава: Железнодорожный транспорт, пересекающий границу Украины, может находиться на таможенной территории Украины в качестве транспортного средства или в качестве товара

Настоящая статья посвящена вопросам, связанным с ввозом в Украину арендованного у нерезидентов подвижного состава, причем особое внимание уделяется подвижному составу железнодорожного транспорта, но приведенные автором суждения имеют гораздо более широкую сферу применения, практически, ко всем видам транспорта. В частности, рассматриваются таможенные, налоговые и валютные аспекты ввоза на таможенную территорию Украины подвижного состава, полученного в аренду (лизинг) от нерезидентов.

Часто на практике, в свете оптимизации логистических процессов, вагоны, которые планируются для передачи в аренду или продажи украинской стороне, пустыми не идут, потому заходят на таможенную территорию Украины гружеными и рассматриваются таможенным органом в качестве транспортного средства, доставляющего товар. В таком случае такие вагоны при пересечении границы не требуют помещения под таможенный режим. И только после выгрузки товара на территории Украины, на основании соответствующих договоров аренды (лизинга), помещаются под таможенный режим временного ввоза или импорта.
Понятие аренды (лизинга) содержится в Гражданском кодексе Украины, Хозяйственном кодексе Украины, в Законе Украины “О финансовом лизинге” и в Налоговом кодексе Украины.
Гражданский кодекс Украины делит лизинг на прямой и непрямой. Хозяйственный кодекс Украины — на финансовый и оперативный, в зависимости от особенностей осуществления лизинговых операций.
Действующее законодательство не связывает с лизингом условие обязательного приобретения
товара (объекта лизинга).
Согласно положениям Налогового кодекса Украины лизинг (аренда) может быть оперативным — на
условиях иных, чем те, которые предусматриваются финансовым лизингом (арендой), и финансовым — если лизинговый (арендный) договор содержит одно из следующих условий:
— объект лизинга передается на срок, в течение которого амортизируется не менее 75% его первоначальной стоимости, а арендатор обязан на основании лизингового договора и в течение срока его действия приобрести объект лизинга с последующим переходом права собственности от арендодателя к арендатору по цене, определенной в таком лизинговом договоре;
— балансовая (остаточная) стоимость объекта лизинга на момент окончания действия лизингового договора, предусмотренного таким договором, составляет не более 25% первоначальной стоимости
цены такого объекта лизинга, который действует на начало срока действия лизингового договора;
— сумма лизинговых (арендных) платежей с начала срока аренды равняется первоначальной стоимости объекта лизинга или превышает ее;
— имущество, которое передается в финансовый лизинг, изготовлено по заказу лизингополучателя (арендатора) и по окончании действия лизингового договора не может быть использовано другими лицами, кроме лизингополучателя (арендатора), исходя из его технологических и качественных характеристик.
Вместе с тем, в соответствии с Конвенцией о межгосударственном лизинге (1998 г.), финансовый лизинг — вид средне- и долгосрочного лизинга, предусматривающий выплату лизингополучателем в течение периода действия договора о лизинге сумм, покрывающих полную стоимость амортизации предмета лизинга или большую ее часть; операционный (оперативный) лизинг — тот, который заключается на срок меньший, чем амортизационный период. После окончания договора о лизинге предмет лизинга возвращается лизингодателю и вновь сдается в лизинг.
Ввоз железнодорожных вагонов как товара по договору лизинга (аренды)
Согласно разъяснениям ГФСУ в Общедоступном информационном ресурсе (категория 207.04) для
декларирования и оформления товаров, транспорт- ных средств по договору финансового лизинга необходимо применять таможенный режим временного ввоза. ГФСУ исходит из такого условия, что объекты лизинга могут быть возвращены лизингодателю.
Но в некоторых случаях более уместным может быть использование режима импорта. По нашему
убеждению, действующее законодательство не запрещает декларировать товар, ввезенный по договору лизинга (аренды), в режиме импорта.
Исходя из этого, лизингополучатель-резидент имеет право выбрать один из двух таможенных режимов:
— режим временного ввоза — более целесообразен в случае, если договор лизинга (аренды) является краткосрочным или предусматривает обязательный возврат лизингодателю-нерезиденту товара (основных средств) без каких-либо изменений, за исключением обычного износа в результате их использования;
— режим импорта — если договором лизинга (аренды) предусмотрено приобретение товара по
истечении срока действия такого договора и уплаты остаточной стоимости товара.
Рассмотрим вышеуказанные таможенные режимы.
Так, согласно ст. 103 Таможенного кодекса Украины (далее — ТКУ) временный ввоз — таможенный режим, согласно которому иностранные товары, транспортные средства коммерческого назначения
ввозятся для конкретных целей на таможенную территорию Украины с условным полным (ст. 105 ТКУ) или частичным (ст. 106 ТКУ) освобождением от обложения таможенными платежами и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и подлежат реэкспорту до конца установленного срока без каких-либо изменений, за исключением обычного износа в результате их использования.
В таможенный режим временного ввоза с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами помещаются исключительно товары, транспортные средства коммерческого назначения, указанные в статье 189 ТК Украины (временный ввоз транспортных средств коммерческого назначения на таможенную территорию Украины допускается при условии, что такие транспортные средства не будут использоваться для внутренних перевозок на таможенной территории Украины) и в приложениях В.1-В.9, С, D к Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), на условиях, определенных этими приложениями, а также воздушные суда, которые ввозятся на таможенную территорию Украины украинскими авиа-компаниями по договорам оперативного лизинга.
То есть, вагоны могут использоваться только для ввоза товаров из-за границы, и не могут применяться для перевозки товаров в пределах Украины. Условное полное освобождение не может быть применено в нашем случае.
В таможенный режим временного ввоза с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами в соответствии с положениями Приложения Е к Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.) могут помещаться товары (за исключением подакцизных), не указанные в статьях 105, 189 настоящего Кодекса, а также в приложениях В.1-В.9, С, D к Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), или такие, что не соответствуют требованиям указанных приложений.
Поэтому, при необходимости использования ввезенных по договору лизинга (аренды) вагонов для
внутренних коммерческих перевозок должен применяться режим временного ввоза с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами.
В соответствии с частью второй ст. 106 Таможенного кодекса Украины, за каждый полный или неполный календарный месяц заявленного срока пребывания на таможенной территории Украины уплачивается 3% суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате в случае выпуска этих товаров в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату помещения их в таможенный режим временного ввоза. При реэкспорте ранее заявленного в режим временного ввоза товара и последующего его ввоза на таможенную территорию Украины в этом же режиме декларант снова оплачивает обязательные платежи в размере и порядке, установленных частью второй ст. 106 Таможенного кодекса Украины.
Максимальный срок временного ввоза — не более трех лет с момента помещения в режим. Срок может быть продлен таможней на основании заявления декларанта.
Согласно письму Государственной таможенной службы Украины от 30.10.2012 г. № 11.1/2-12.2/12163-ЕП Конвенция о временном ввозе, Таможенный кодекс Украины и положения Порядка выполнения таможенных формальностей не содержат норм, которые ограничивали бы возможность продления срока временного ввоза или вывоза товаров более трех лет с момента помещения таких товаров в таможенный режим временного ввоза. В связи с этим, данное письмо можно рассматривать фактически как позицию таможенных органов о возможности продления срока временного ввоза более 3 лет. Вместе с тем, такое продолжение не будет тянуть за собой обязанность по продлению уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 106 Таможенного кодекса Украины.
Однако, при реализации режима временного ввоза с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами в будущем может возникнуть ситуация, когда такой режим не будет продлен таможней и лизингополучатель вынужден будет вернуть объект лизинга лизингодателю, а при повторном временном ввозе снова оплатить все необходимые платежи. Также присутствует риск значительной переплаты лизингополучателем обязательных платежей в бюджет в связи с изменениями курса гривни к валюте договора.
Еще одним недостатком данного режима является отсутствие возможности передачи товара в пользование другим лицам по договорам субаренды.
Другим вариантом является импорт (выпуск для свободного обращения) — это таможенный режим,
согласно которому иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей, установленных законами Украины на импорт этих товаров, и выполнения всех необходимых таможенных формальностей выпускаются для свободного обращения на таможенной территории Украины.
Действующее законодательство Украины не содержит прямого запрета для декларантов на заявление в данный режим товаров, право собственности на которые ему не принадлежат (в частности по договору аренды).
В этом случае железнодорожные вагоны, помещенные в таможенный режим импорта, приобретают
статус украинских товаров.
При импорте декларант должен оплатить все обязательные платежи: ввозную пошлину и налог на
добавленную стоимость, причем курс в будущем уже не будет иметь влияния на обязательные платежи.
Преимуществом этого таможенного режима является возможность пользоваться товарами без ограничения срока их пребывания на таможенной территории Украины и без каких-либо таможенных ограничений, в том числе с возможностью передачи права пользования иным субъектам (субаренда). Кроме того, если арендатор желает приобрести объект лизинга в собственность в течение срока действия арендного (лизингового) договора или в момент его
окончания, ему уже не придется менять таможенный режим, в котором находятся товары, и платить таможенные платежи.
Налоговые аспекты
Операции по ввозу основных средств на таможенную территорию Украины по договору финансового лизинга с нерезидентом являются объектом налогообложения НДС. Налогоплательщик относит суммы налога, уплаченные им в бюджет при растаможивании таких основных средств, в налоговый кредит. Начисление и уплата процентов или комиссии в составе арендного (лизингового) платежа в рамках договора финансового лизинга с нерезидентом не является объектом обложения НДС (Письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 10.06.2016 г. № 13093/10/26-15-12- 05-11).
Согласно письму ГФС Украины от 16.11.2011 г. № 2874/5/15-3416, базой обложения НДС при осуществлении операций по поставке лизингодателем в финансовый лизинг имущества будет:
— по оказанным услугам — вся сумма лизингового платежа без учета процентов по кредиту и суммы, возмещает часть стоимости предмета лизинга;
— по поставленному имуществу — договорная (контрактная) стоимость, но не ниже цены покупки
объекта лизинга.
Базой обложения НДС услуг при осуществлении операций по поставке лизингодателем в оперативный лизинг имущества будет вся сумма лизингового платежа.
Следовательно, при помещении вагонов в таможенный режим импорта уплаченные суммы налогов
включаются в состав налогового кредита в том отчетном периоде, когда подана таможенная декларация; в случае применения режима временного ввоза с условным частичным освобождением уплаченные суммы налога включаются плательщиком в состав налогового кредита в отчетном (налоговом) периоде, в котором был уплачен налог.
Возврат полученного в финансовый лизинг основного средства является его поставкой, а потому операция по вывозу (возврату нерезиденту) основного средства, ввезенного на территорию Украины согласно договору финансового лизинга, подлежит обложению НДС по нулевой ставке, при условии, что такой вывоз подтвержден надлежащим образом оформленной таможенной декларацией. В случае если возврат полученного в финансовый лизинг основного средства осуществлен в таможенном режиме реэкспорта, то операция по вывозу (возврату нерезиденту) основного средства, ввезенного на территорию Украины согласно договору финансового лизинга, освобождается от налогообложения.
Валютный контроль
Закон Украины от 23.09.1994 г. № 185/94-ВР “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте” (далее — Закон № 185) регулирует экспортно-импортные операции, расчеты по которым
проводятся в иностранной валюте.
Расчеты за экспорт и импорт товара без отсрочки платежа или с отсрочкой, что в соответствии с договором не превышает сроки, установленные законодательством Украины для осуществления таких расчетов, являются текущими торговыми операциями в иностранной валюте (п.10 Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденного постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281 с изменениями и дополнениями, далее — Положение).
Согласно п. 12 Положения операции, связанные с выполнением обязательств по лизингу, являются
валютными операциями, связанными с движением капитала.
Таким образом, положения Закона № 185 не применяются к операциям, связанным с выполнением
обязательств по лизингу, учитывая то, что такие операции не относятся к текущим торговым операциям (разъяснение ГФС 114.02 ОИР).
Подводя итоги, следует отметить, что для реализации механизма ввоза на таможенную территорию
железнодорожных вагонов на основании договоров аренды (лизинга) и использования их для внутренних коммерческих перевозок может применяться один из таких таможенных режимов: временный ввоз с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами; импорт (выпуск в свободное обращение). Также необходимо отметить, что описанные в статье положения могут применяться также к другим транспортным и основным средствам.
Автор: ХОМЕНКО Юлия, юрист, Юридической компании “Правозащита Украина”

Источник: Транспорт. – 2016. – № 9. – С. 43 -45.

Читайте также