Введение военного положения — что следует знать железнодорожным перевозчикам

Коммерческие взаимоотношения на железной дороге обычно регулируются двусторонними договорами между перевозчиком и пользователями железнодорожных услуг. Здесь четко определены права и обязательства сторон. Если что-то не охвачено — всегда можно применить нормы общего законодательства, нормативно-правовых актов, опереться на судебную практику, либо объединив их воедино и подкрепив доказательствами, просто обратиться в суд.

Настоящая публикация посвящена вопросам, связанным с обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором). Раскрывается понятие обстоятельств непреодолимой силы и порядок применения форс-мажора в хозяйственных (коммерческих) отношениях. В центра внимания автора – особенности железнодорожных перевозок в условиях военного времени. Автор приходит к заключению, что во взаимоотношениях между клиентами, осуществляющими перевозки грузов в пределах Украины, и железной дорогой даже после введения военного положения практически ничего не поменялось.

В каждом стандартном договоре присутствует раздел, регулирующий наступление обстоятельств непреодолимой силы. Документы гласят, что в момент их наступления стороны попросту освобождаются от ответственности за невыполнение взятых на себя обязательств. Штрафы, пеня, неустойки, возмещение убытков из-за этого не рассматриваются. Но все это должно оформляться в соответствии с процедурой. Если процедура не выдержана — получится обычный хозяйственный спор.

Что такое обстоятельства непреодолимой силы
Типовой договор об оказании услуг (по грузовым перевозкам железной дорогой) содержит перечень обстоятельств, касающихся форс-мажорных обстоятельств. В частности, п. 6.1 Договора гласит: “Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые не существовали при заключении настоящего Договора и возникли помимо воли Сторон, в частности: чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями настоящего Договора, обязанностей по законодательным и другим нормативным актам, а именно: угроза войны, вооруженного конфликта или серьезная угроза такого конфликта, включая, но не ограничиваясь враждебными атаками, блокадами, антитеррористическими операциями, военным эмбарго, действия иностранного врага, общая военная мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война, действия общественного врага, возмущения, акты терроризма, диверсии, пиратства, беспорядки, вторжения, блокада, революция, мятеж, восстания, массовые беспорядки, введение комендантского часа, экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация, блокада, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв, длительные перерывы в работе транспорта, регламентированные условиями соответствующих решений и актами государственных органов власти, закрытие морских проливов, эмбарго, запрет (ограничение) экспорта/импорта и т.д., а также вызванные исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, а именно: эпидемия, сильный шторм, циклон, ураган, торнадо, наводнение, нагромождение снега, другие стихийные бедствия и другие случаи, предусмотренные действующим законодательством Украины. Стороны могут дополнительно договориться об обстоятельствах, которые признаются ими как обстоятельства непреодолимой силы, путем подписания дополнительного соглашения к Договору, которое должно быть составлено в письменной форме и подписано уполномоченными представителями Сторон и скреплено печатями”.
Таким образом, на момент заключения коммерческого договора об оказании услуг перевозки грузов железнодорожным транспортом стороны изначально обозначили условия, наступление которых может снимать с них ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по договору. Практика показывает, что наличие перечня форс-мажорных обстоятельств в двустороннем соглашении — это только первый шаг, который нужно выполнить на пути к реальному снятию ответственности, если такое условие все же наступило. Но даже если этот перечень отсутствует, это вовсе не означает, что нельзя воспользоваться общим законодательством. Полный общий перечень форс-мажорных обстоятельств изложен в ч. 2 ст. 14-1 Закона Украины “О торгово-промышленных палатах в Украине”. Правда, тут может потребоваться немного больше времени для сбора необходимых доказательств. Часто признание форс-мажора осуществляется через
суд. Одновременно с этим, как показали события 26 ноября т.г., когда в 10 областях Украины было введено военное положение, наличие записи в договоре вовсе не означает, что все это начнут применять сиюминутно. Да и сами стороны вовсе не заинтересованы злоупотреблять своими правами. На данный момент украинским законодательством определена четкая процедура, как это все должно работать. И только после того, как будут последовательно выполнены все процедуры, предусмотренные законодательством, стороны смогут снять с себя груз ответственности за невыполненные по этой причине обязательства. А до этого придется четко выполнять письменно закрепленные в соглашении условия, о которых ранее договорились.

Процедура применения форс-мажора
Важно обозначить, что после наступления одного или нескольких обстоятельств, которые по условиям договора считаются форс-мажором, следует проверить некоторые детали, а именно:
— должна отсутствовать какая-либо зависимость возникновения таких обстоятельств от воли или деятельности участников договора;
— обстоятельства возникли хаотично и непредсказуемо;
— их нельзя повернуть вспять;
— полноценное выполнение условий договора становится невозможным.
Законодательство предусматривает, что стороны освобождаются от ответственности только в тех случаях, если действительно не могут повлиять на ситуацию, которая произошла. В частности, ч. 2 ст. 218 Хозяйственного кодекса Украины гласит: “Участник хозяйственных отношений отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственного обязательства или нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, если не докажет, что им приняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения. В случае если иное не предусмотрено законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет материальную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие
действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности. Не считаются такими обстоятельствами, в частности, нарушение обязательств контрагентами правонарушителя, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств”. Как видим, на сторону коммерческих отношений, решившую не выполнять обязательства по договору в силу наступления форс-мажора, возлагаются обязательства доказать, что это действительно повлияло на ее возможность вести хозяйственную деятельность. Не нужно напоминать, что доказательная база должна быть должным образом письменно оформлена и заверена. Но даже имея на руках доказательства невозможности выполнять обязательства вследствие форс-мажора, еще потребуется получить документ, который подтверждает, что обстоятельства непреодолимой силы действительно имели место. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона Украины “О торгово-промышленных палатах в Украине” только эти организации свидетельствуют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы), а также торговые и портовые обычаи, принятые в Украине, по обращениям субъектов хозяйственной деятельности и физлиц. Подписывать такие обращения должны руководители компаний либо по письменной доверенности их представители. Здесь также важно учитывать и некоторые нюансы судебной практики. По Закону Торгово-промышленная палата в Украине имеет право открывать свои представительства и филиалы в отдельных областях страны. Но если дело доходит до свидетельства форс-мажорных обстоятельств, этим может заниматься только главный офис этой организации.
Поэтому, учитывая специфику договорных отношений клиентов с железной дорогой, доказывать наступление необратимых обстоятельств, где бы они не произошли, придется в Киеве. Закон предусматривает, что ТПП Украины не является государственной организацией. Но здесь присутствуют четкие правила, регламенты, формы заполнения документов, о которых не следует забывать. Все это нужно выдерживать в дополнение к доказательной базе, которую придется собирать. Не забывайте, что процедура эта платная. В зависимости от типа заявления стоимость услуги колеблется от 600 до 10000 грн. При этом если сертификат потребуется оформить срочно — сумму придется умножить на 2, выдача документа на иностранном языке обойдется в сумму, умноженную на коэффициент 3, а если на иностранном языке и
срочно — тогда сумму придется умножить на коэффициент 5. Всегда нужно помнить, что если ваши доказательства сочтут неполными, либо безосновательными, и
вы не получите ожидаемого решения, денег обратно никто не вернет. Важный момент — подача документов осуществляется к каждому договору отдельно. Рассмотрение вопроса осуществляется индивидуально. Документы, подтверждающие невозможность одной из сторон выполнять свои обязательства, прилагаются к каждому заявлению. При этом сторона, решившая применить нормы форс-мажорных обстоятельств, обязана незамедлительно информировать другую сторону о невозможности выполнять свою часть сделки с указанием причин, почему это произошло. Пройдя все эти этапы и получив на руки сертификат, свидетельствующий о наступлении обстоятельств необратимой силы от ТПП Украины, сторона избавляется от обязательств по договору. Учитывайте, что сертификат ТПП Украины не бессрочный. Обычно его выдают на период действия форс-мажорных обстоятельств, но не более года. По истечении периода действия сертификата условия ранее подписанных соглашений возобновляют свое действие. Если же вторая сторона не согласится с предъявленными вами доводами, вас ожидает длительное судебное разбирательство. И даже наличие сертификата от ТПП Украины не всегда доказывает факт обстоятельств непреодолимой силы.

Особенности железнодорожных перевозок в условиях военного времени
Учитывая, что в период с 26 ноября по 26 декабря т.г. в Украине действовало военное положение, предлагаем проанализировать некоторые его особенности. Как видим, невзирая на наличие в Договоре об оказании услуг нормы об освобождении сторон от ответственности в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы в виде введения военного положения, никто перевозки грузов не останавливал. Более того, ни перевозчик, ни клиенты железной дороги не обращались в ТПП Украины с заявлениями о выдаче сертификатов, подтверждающих наступление форс-мажорных обстоятельств. Объясняется все это достаточно просто — у сторон отсутствовала доказательная база, по которой они бы смогли снять с себя ответственность за невыполнение условий договора. Заявки на вагоны выполнялись, грузы доставлялись, железная дорога получала за это платежи. И если что-то не получилось — на спорные вопросы распространяется обычное хозяйственное законодательство. Делать это необходимо исключительно в рамках невыполнения хозяйствующими субъектами взятых на себя обязательств. Вместе с этим, из содержания президентского указа о введении военного положения следует, что возможные ограничения могут касаться в большей мере личных ограничений относительно граждан, таких как нарушение неприкосновенности жилья, переписки, телефонных разговоров, вмешательств в личную жизнь, смены места жительства, свободы слова, выборов, митингов, демонстраций, забастовок, личной собственности, предпринимательской деятельности, образования. Но, чтобы даже теоретически ввести все это в действие, требуется также следовать четким процедурам, которые обозначены Законом Украины “О правовом режиме военного положения”. Для этого на территориях, где установлено военное положение, необходимо создавать военные администрации, устанавливать четкое взаимодействие с воинскими подразделениями. На все это необходимо время. Поэтому опасаться каких-либо ограничений с учетом столь непродолжительного периода введения военного положения, на наш взгляд, не стоит. Дополнительно, в качестве “военного положения по-украински” целесообразно рассматривать отдельные регионы Донецкой и Луганской областей, расположенные на подконтрольных украинской власти территориях. На этих территориях уже длительное время действуют военные администрации. Но каких-либо ограничений в процессе выполнения перевозок грузов на/с этих территорий не наблюдается.

В качестве итога
Чтобы понять, какие последствия могут ожидать хозяйствующих субъектов в связи с введением на месяц военного положения в 10 областях Украины, снова вернемся к указу Президента, на основании которого его ввели. Указ Президента № 393/2018, а также Закон, которым он был утвержден, предусматривают только возможность ограничения хозяйственной деятельности и на данный момент никак не влияют на права субъектов хозяйствования. Торгово-промышленная палата Украины на своем официальном сайте еще 27.11.2018 г. разместила разъяснение, из которого следует, что общегосударственного свидетельства форс-мажора не будет. Каждый случай в соответствии с регламентом должен рассматриваться индивидуально. Вот и получается, что во взаимоотношениях между клиентами, осуществляющими перевозки грузов в пределах Украины, и железной дорогой даже после оглашения военного положения практически ничего не поменялось.

Автор: В. МАЛИЦКИЙ

Источник: Транспорт. – 2018. – № 12. – С. 51 – 54.

Читайте также