Работа по контрафакту

Для эффективной защиты интеллектуальной собственности международным компаниям следует в первую очередь принимать меры для борьбы с распространением контрафактной продукции в Китае.

Борьба с контрафактом — главный бич производителей оригинальной продукции. Многие компании, выходя на международные рынки, принимают соответствующие меры, направленные на борьбу с контрафактной продукцией. Поскольку большая часть таких изделий производится в Китае, то и основные усилия по борьбе с подделками должны концентрироваться в самой Поднебесной. Согласно некоторым исследованиям, в 2006 году в Китае при производстве, дистрибуции и продаже продуктов, нарушающих права интеллектуальной собственности, были задействованы около 20 миллионов людей. Так почему же далеко не все производители обращают внимание на защиту прав интеллектуальной собственности в этой стране?

Причина кроется в сравнительной «молодости» интеллектуальной собственности Китая. Лишь в 1980 году страна, которая по праву является королевой поддельной продукции, присоединилась к соглашению о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности. В 1982 году был принят первый закон о торговых марках, а в 1984 году — закон о патентах. Несмотря на такую «юную» историю, в 2011 году в патентное ведомство Китая было подано более миллиона заявок на получение патентов на изобретения и полезные модели (на Украине в этом же году было подано чуть больше 15 тысяч заявок). Заявителями выступали не только местные, но и международные компании, например, Sony Corporation (в 2011 году подано более 2 000 заявок), Panasonic Corporation (подано более 1 800 заявок), Microsoft (подано более 1 600 заявок).

Обретая право

В Китае, как и на Украине, есть  возможность зарегистрировать торговую марку, промышленный образец, изобретение и полезную модель. Получить права на торговую марку в Китае можно, зарегистрировав ее или же признав общеизвестной.

Если планируется выход на рынок Китая с табачной или фармацевтической продукцией, регистрация торговой марки обязательна. Как и в нашей стране, торговую марку можно зарегистрировать на физическое или юридическое лицо. Поскольку Китай является участником Парижской конвенции об охране промышленной собственности, то есть возможность заявить выставочный или конвенционный приоритет. Поданная заявка проходит предварительную экспертизу, а потом публикуется. В течение трех месяцев со дня публикации любое лицо может подать протест. Если на протяжении вышеуказанного срока протест не поступил, торговая марка регистрируется и выдается свидетельство, которое действительно в течение 10 лет с возможностью продления каждые 10 лет.

Анализируя практику борьбы с контрафактом в Китае, следует отметить, что многие международные компании выбирают тактику регистрации торговой марки не только на английском, но и на китайском языке. Этот способ является выигрышным. К примеру, в 80-х годах всемирно известная итальянская  компания ARISTON Thermo Group зарегистрировала словесные торговые марки: ARISTON на итальянском языке и соответствующую китайскую транслитерацию итальянского названия. В 2008 году компания обнаружила на рынке Китая аналогичную продукцию, маркированную как ARIZHU в китайской пиньинь транслитерации, которая является фонетической имитацией слова ARISTON. Шанхайский народный суд вынес решение, которым признал такие действия компании ARIZHU нарушением прав на торговую марку ARISTON, а также обязал выплатить соответствующую компенсацию.

Кроме защиты прав на обозначения, также важно защитить внешний вид продукции и техническое решение. В Китае патент на изобретение действует 20 лет, а на полезную модель и промышленный образец — 10 лет (на Украине патент на промышленный образец действует 15 лет). Патент необходимо ежегодно поддерживать в силе.

Приобретая права интеллектуальной собственности в Китае, следует учитывать еще два важных нюанса:

1) сроки получения — торговая марка ориентировочно регистрируется 18 месяцев, промышленный образец — 8 месяцев, полезная модель — 12 месяцев, изобретение — до 6 лет;

2) охранные документы, выданные патентным ведомством Китая, не защищают их собственника от нарушений в самостоятельных административных  округах Гонконга и Макао.

Защитный механизм

Если же права уже нарушены, то защитить их можно как в административном, так и судебном порядке. В первом случае необходимо обратиться в административный департамент промышленности и коммерции, который определяет факт нарушения, принимает решение о его прекращении, может конфисковать и уничтожить товары и оборудование, использованное для их изготовления, а также наложить штраф в пользу государства. Как видим, в административном порядке невозможно взыскать компенсацию с нарушителя, в отличие от судебного порядка защиты.

Компенсация за нарушение прав определяется в зависимости от убытка, причиненного нарушением, либо дохода, полученного нарушителем. Если вышеуказанным способом компенсацию тяжело посчитать, то суд в зависимости от серьезности нарушения может определить компенсацию в размере до 500 000 юань (около 81 340 долл. США) за нарушение прав на торговую марку и до 1 000 000 юань (около 162 681 долл. США) за нарушение патентных прав.

До недавнего времени из-за небольших компенсаций лишь немногие компании занимались защитой прав интеллектуальной собственности в этой стране. Но в последнее время наблюдается позитивная динамика. Кроме того, даже китайские компании начинают защищаться от подделок. Например, корпорация Сhint получила компенсацию за нарушение патентных прав китайской и французской компаниями в размере 44 300 000 долларов.

Сегодня компенсации за нарушение прав интеллектуальной собственности также сравнительно небольшие. Однако в этом случае главное — устранить нарушителя у истоков, чтобы потом не бороться с ним по всему миру. Анализ практики показывает, что при массовых нарушениях компании противодействуют распространению контрафактной продукции путем защиты в административном порядке, а также путем внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр Китая.

Автор:

ОРТИНСКАЯ Мария — патентный поверенный Украины, директор Патентно-юридической компании IPStyle, г. Киев

Источник:

http://www.interlegal.com.ua/corporate/wp-admin/post-new.php


Читайте также