Global Ports и НКК: какая роль украинского терминала в большой игре российских операторов

Поглощение российским оператором Global Ports конкурента НКК с опционом на терминал в Ильичевске можно считать первой рыночной сделкой с украинскими портовыми активами. Сколько стоят контейнерные терминалы Украины.

Свершилась сделка, которую в российской портовой отрасли ждали полгода: группа Global Ports договорилась с акционерами «Национальной контейнерной компании» о ее поглощении за 291 млн долл. и 18% акций GP. В пакет потенциально приобретаемых активов вошел также и «Контейнерный терминал Ильичевск» в Украине – пока в виде опциона, который должен быть реализован в течение 3 лет. Для российского рынка это событие обозначает перспективу появления крупнейшей контейнерной компании с рыночной долей примерно 40%. Для украинского – возможность впервые оценить стоимость собственных контейнерных терминалов рыночным методом: 50% акций терминала в Ильичевске оценены в 60 млн долл. Правда, говорить об этой стоимости как ориентире для других возможных сделок с портовыми активами в Украине можно только с большой натяжкой.

Игра больших контейнеров Впервые информация об интересе Global Ports к своему конкуренту НКК появилась еще в мае этого года, в самой группе GP ее подтверждали. На данный момент НКК принадлежит структурам российского бизнесмена Андрея Кобзаря и депутата Госдумы Виталия Южилина. Группой же Global Ports, по данным российского Forbes, владеют компании Transportation Investments Holding Limited (TIHL, контролируется Никитой Мишиным и Андреем Филатовым) и APM Terminals – по 37,5%.

Стоимость сделки составляет 291 млн долл плюс 18% акций, которые GP выпустит в пользу действующих акционеров НКК. Вхождение в структуру акционерного капитала Global Ports даст право акционерам НКК на два места в совете директоров компании без специального права вето. Рыночная цена 18%-ного пакета на момент закрытия торгов 30 августа составляла 361 млн долл., говорится в пресс-релизе Global Ports. В цену покупки включен долг НКК в размере около 900 млн долл. С учетом этих данных глава российского аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов оценивает всю покупку в 1,572 млрд долл. «С учетом мощностей НКК в 1,69 млн TEU, хотя мощность условна, имеем стоимость 1 TEU почти 1 000 долл.», – отмечает Безбородов.

Эксперт считает, что сделка позволит Global Ports закрепить свои лидирующие позиции на рынке контейнерной перевалки и существенно увеличить рыночную долю. «В результате у GlobalPorts образуется монопольное положение на рынке. На северо-западе у них — доминирование, превышающее 72%, по Питеру доля более 82%, по северо-западу с Арктикой — почти 62%. Доля по России у холдинга 39%», – суммирует аналитик финальную картину.

Тайное становится явным Реализация опциона на 50% акций «Контейнерного терминала Ильичевск» даст Global Ports  еще и доступ к Черному морю, то есть обеспечит выход на новый для нее рынок. Это – основной актив украинской компании, уверены эксперты: все имущество у нее, кроме нескольких кранов и причальных контейнерных перегружателей, находится в совместной деятельности с государственным портом.

Стоит отметить, что заключение сделки некоторым образом проливает свет на структуру собственности «КТИ», по которой до сих пор практически не было достоверной информации. После того, как «Укртрансконтейнер» (юридический предшественник КТИ) возобновил совместную деятельность с Ильичевским портом, на рынке ходили слухи, что это связано с появлением в структуре акционеров компании украинских совладельцев. Эта информация логично вписывалась и в тот факт, что «Укратранскнотейнер» внезапно исчез из списка активов НКК – его материнской компании (события относятся к началу 2012 года). В апреле того же года НКК сообщила в своем пресс-релизе о смене бренда УТК на «Контейнерный терминал Ильичевск», а позже – о смене руководства украинской компании. Впрочем, с тех пор НКК в свою консолидированную отчетность и список активов КТИ так и не включала. Тем не менее, в самом КТИ факт смены собственников опровергали.

КТИ не вошел в пакет сделки по НКК по той причине, что он не входит в группу, а принадлежит напрямую ее акционерам.

Из пресс-релиза GlobalPorts, извещающем о сделке, следует, что КТИ не вошел в пакет сделки по НКК по той причине, что он не входит в группу, а принадлежит напрямую ее акционерам. При этом если предположить, что НКК и причастные к ней акционеры выставили на продажу полный имеющийся у них пакет акций украинского терминала, то в таком случае собственник остальных 50% по-прежнему остается неназванным.

Туманный ориентир Сделка, заключенная в России, позволяет сделать некоторые прикидки и по украинскому рынку контейнерных операторов. Например, исходя из данной транзакции можно посчитать ориентировочную стоимость всего сегмента операторского контейнерного бизнеса в Украине. Если 50% акций КТИ оценены в 60 млн долл., а 100%, соответственно, в 120 млн – то с учетом доли КТИ на рынке в 32% (с его мощностями в объеме 850 тыс TEU) все украинские мощности суммарно оценены в 375 млн долл.

При этом из расчета стоимости 1 TEU КТИ, исходя из этой сделки, кратно проигрывает российским терминалам: тут 1 TEU оценен лишь чуть более чем в 140 долл. Однако, по мнению участников рынка, в данном случае стоит делать поправку на то, что КТИ не являет собой полноценный актив, так как функционирует на основании договора о совместной деятельности, или фактически как СП с государством. При этом механизм взаимодействия частников и государства до сих пор не отрегулирован.

Эксперты не соглашаются однозначно с тем, что сделка с КТИ может быть индикатором стоимости других активов на украинском рынке. «Данные ценовые ориентиры не удастся применить непосредственно к другим украинским терминалам, т.к. для оценки отдельного контейнерного терминала следует дополнительно учитывать ряд важных параметров: максимальная осадка судна, площадь и оборудование складов, высоту и вынос стрелы контейнерного перегружателя, суточная интенсивность погрузки и т.д.», – говорит консультант ЦТС-Консалтинг Дмитрий Ягелло. По его словам, эти параметры для каждого терминала будут разными и будут определять необходимую потребность в дополнительных инвестициях, что непосредственно формирует окончательную стоимость актива.

Того же мнения придерживаются и сами участники рынка. «Не думаю, что исходя из этого опциона можно оценить стоимость любого контейнерного бизнеса в Украине. Нужно учитывать, что основным объектом интереса покупателя была именно НКК, а украинский актив включен в пакет сделки по остаточному принципу», – говорит директор компании «ТИС» Андрей Ставницер.

За последнее время стоимость контейнерного бизнеса уменьшилась, и если еще несколько лет назад справедливой для рынка можно было считать цену 500 долл. за 1 TEU мощности, то сегодня это уже 220 долл.

При этом цену, которую GlobalPorts предложила за украинский актив, он считает вполне справедливой. «Думаю, за последнее время стоимость контейнерного бизнеса уменьшилась, и если еще несколько лет назад справедливой для рынка можно было считать цену 500 долл. за 1 TEU мощности, то сегодня это уже 220 долл.», – отметил директор «ТИС». По расчетам ЦТС-Консалтинг, исходя из предложенной цены пакета стоимость КТИ оценена в 141,2 долл. за 1 TEU мощности, или в 545,5 долл. за 1 TEU перевалки. «Есть информация, что Южилин вложил в терминал в Украине около 60 млн долл., и его вполне устроило бы, если б он эти деньги сейчас вернул», – добавляет Ставницер.

При этом он также не согласен с тем, что сделка является индикатором для оценки стоимости контейнерного терминала «ТИС» либо каких-либо других контейнерных терминалов в Украине. «В КТИ есть лишь потенциальные права на концессию», – напоминает глава компании. Считать же стоимость всего рынка исходя из доли каждого терминала по его мощности, по его мнению, также некорректно, так как терминалы сегодня недогружены. «Почти на каждом есть потенциал роста в 2,5-3 раза, но реализовать его удастся далеко не всем», – резюмирует собеседник портала Центра транспортных стратегий.

Автор:

Екатерина Гребеник

Источник:

http://cfts.org.ua/articles/global_ports_i_nkk_kakaya_rol_ukrainskogo_terminala_v_bolshoy_igre_rossiyskikh_operatorov_444/

Читайте также