К зоне свободной торговли с ЕС

В публикации анализируется Договор о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, являющийся частью Соглашения об ассоциации Украина – ЕС. Договор состоит из 15 глав, 14 приложений и 3 протоколов. Автор раскрывает основные положения всех 15 глав и 3 протоколов. В заключение он задает риторический вопрос: “Подпишем?”

Договор о создании зоны свободной торговли между ЕС и Украиной (Deep and Comprehensive Free Trade Area, DCFTA) является частью Соглашения об Ассоциации (Association Agreement, АА).

Это самое амбициозное билатераль­ное соглашение из подписанных ЕС до сих пор. Соглашение предоставит Ук­раине возможности для укрепления торговых отношений со странами Ев­ропы и для дальнейшего развития эко­номики. Механизмами этого процесса являются взаимное открытие рынков — посредством постепенного устранения таможенных барьеров и квот, гармони­зации законодательства, норм и пра­вил в различных секторах торговли; создание условий для сближения стан­дартов ключевых отраслей экономики Украины с европейскими стандартами.

Соглашение состоит из 15 глав, 14 приложений и 3 протоколов. Ниже — краткое описание ключевых элемен­тов Договора.

В первой главе речь идет об устра­нении таможенных барьеров на пути экспорта и импорта. Как только Сог­лашение вступит в силу, абсолютное большинство экспортных таможенных сборов будет отменено. В целом, речь идет о 99,1 и 98,1 % таможенных сбо­ров на существующий торговый объ­ем для Украины и ЕС соответственно.

В группе непродовольственных то­варов календарь либерализации пред­усматривает немедленное устранение существующих таможенных сборов на большинство товаров. Исключение де­лается только для нескольких товар­ных позиций. В частности, переходный период предусмотрен для украинского автомобильного сектора.

Что касается продукции сельско­го хозяйства, для нее предусмотрены следующие правила: ряд товаров, в частности, определенные объемы зер­на (крупы), свинины, говядины, пти­цы и некоторых дополнительных то­варов украинского производства будут ввозиться в Европу беспошлинно, в то время как для других предусмотрен пе­реходный период (как правило, 10 лет), в течение которого таможенные сборы в ЕС будут постепенно отменяться. Это делается для того, чтобы производите-

EU-Ukraine Deep and Comprehensive Free Trade Area

ли смогли легче адаптироваться к изме­нению конкурентной среды. При этом ЕС сможет предложить конечным по­требителям более широкий выбор то­варов по низким ценам.

Что касается нетарифных торговых барьеров (НТВ), Соглашение должно инкорпорировать фундаментальные правила ВТО, затрагивающие вопро­сы национального режима, запретов на ограничения экспорта и импорта, штра­фов в случае проведения государством запретительной таможенной политики.

Еще раз повторим: экспортные по­шлины будут отменены с первого дня вступления договора в силу. Впрочем, исключения будут сделаны для неко­торых продуктов сельского хозяйства и металлургии.

Соглашение о создании зоны свобод­ной торговли предусматривает сниже­ние таможенных тарифов на импорт. В результате украинские экспортеры будут ежегодно экономить до 487 млн евро — именно на такую сумму ЕС на­мерен снизить свои тарифы. Со своей стороны Украине предстоит снизить та­рифы на ввоз европейских товаров на общую сумму в 391 млн евро. Однако для ряда товаров предусмотрен более продолжительный переходный пери­од, чем для украинского импорта в Европе. Это должно помочь украин­скому рынку адаптироваться к новой конкурентной среде.

Следует сказать, что более всего от снижения импортных тарифов выигра­ет украинское сельское хозяйство. Речь идет о 330 млн евро (таможенные по­шлины на ввоз в Европу сырой сельхоз­продукции) и 53 млн евро (продукты, прошедшие обработку). Хочется наде­яться, что европейцы окажутся пра­вы, предполагая, что это поможет Ук­раине модернизировать свое сельское хозяйство, что это привлечет в сель­скохозяйственный сектор солидные инвестиции и улучшит условия труда крестьян и фермеров.

Подписание Соглашения поможет либерализовать торговлю и промыш­ленными товарами. Понятно, что здесь Украина является импортером. Страна обязуется снизить свои пошлины на продукцию тяжелого машиностроения на 75,2 млн евро. Некоторые исключе­ния будут сделаны для легковых авто­мобилей, но украинские таможенные пошлины, тем не менее, будут сниже­ны, говоря о транспортных средствах, на 117,3 млн евро.

С первого дня вступления Соглаше­ния в силу будет полностью либерали­зована торговля текстильными товара­ми. Украина и ЕС обязуются снизить таможенные пошлины на 8,7 млн евро и 24,4 млн евро соответственно. Особые условия будут действовать в течение 5 лет для импорта секонд-хэнда. Сни­женные таможенные тарифы на импорт продукции химической промышленно­сти — это экономия для украинских экспортеров в размере 26,8 млн евро в год. При этом Украина обязуется сни­зить свои пошлины на импорт химпро-дукции на 64,3 млн евро.

Во второй главе Соглашения рас­сматриваются инструменты традици­онной защиты торговых отношений (антидемпинговые, направленные про­тив государственного субсидирования и связанные с вопросами глобальной безопасности). Права и обязанности, налагаемые в силу членства в ВТО, будут применяться для обеспечения справедливого, равного отношения к участникам Соглашения.

Договоренность, касающаяся импор­та в Украину автомобилей, позволит за­щитить отечественного производителя: запретительные импортные пошлины на автомобили из ЕС будут сохранять­ся в течение 15 лет. Напомним, что с 2002-го по 2010 год Украина импорти­ровала в среднем 41000 автомобилей из ЕС ежегодно, что составляло прибли­зительно 12,9 % украинского рынка.

Третья глава посвящена устране­нию технических барьеров в торгов­ле (ТБТ). Речь идет о технических ре­гламентах, стандартах, процедурах оценки соответствия и прочих требо­ваниях. Договаривающиеся стороны подтверждают свои обязательства по ТБТ в рамках членства в ВТО и обязу­ются договориться о сотрудничестве в вопросах ТБТ, чтобы упростить сбли­жение стандартов и избежать расхо­ждений по техническим требованиям. Украина будет постепенно адаптировать свои технические регламенты и стан­дарты к требованиям ЕС. Будут про­ведены переговоры по Соглашению об оценке соответствия и признанию про­мышленной продукции (Agreement оп Conformity Assessment and Acceptance of Industrial Products, ACAA) — на условиях, существующих в конкрет­ных секторах промышленности меж­ду странами Евросоюза. К минимуму будут сведены требования по марки­ровке товаров. Гармонизация и/или взаимное признание технических стан­дартов должны убрать половину суще­ствующих нетарифных барьеров в аг-ропродовольственном секторе и 35 % барьеров в других отраслях по срав­нению с 2004 годом.

Четвертая глава Соглашения имеет целью облегчить торговлю товарами, подлежащими санитарному и фитоса-нитарному контролю — животными, товарами животного происхождения, растениями и продукцией растениевод­ства. Задача — привести украинские санитарные и фитосанитарные нормы и стандарты в соответствие с приня­тыми в ЕС и ВТО.

Пятая глава нацелена на расшире­ние сотрудничества между таможнями и упрощение таможенных требований и процедур. Существующий Протокол о взаимной административной помощи в таможенных вопросах дает прочную правовую базу для обеспечения адек­ватного применения таможенного зако­нодательства и борьбы с его нарушени­ями. Обе стороны будут предоставлять на взаимной основе всю информацию, необходимую в случае проведения рас­следования, в том числе давать воз­можность должностным лицам одной стороны принимать участие в рассле­дованиях на территории другой сто­роны. Недостаточное сотрудничество в соответствии с Соглашением приве­дет к немедленной отмене предостав­ляемых Соглашением преференций.

Серьезное внимание в шестой гла­ве Соглашения уделяется интеграции Украины в европейский рынок услуг и электронной коммерции. Речь идет о свободе организации бизнесов в на­званных сферах с некоторыми исклю­чениями. Это должно привести к рас­ширению внутреннего рынка услуг Украины в его ключевых сегментах. Этот процесс будет дополнен сближени­ем украинского законодательства с ев­ропейским в сфере финансовых услуг, услуг связи, почтовых и курьерских услуг и в сфере телекоммуникации, что повысит прозрачность и правовую определенность инвестиций Евросоюза в Украине. В свою очередь украин­ским фирмам будет открыт доступ к внутреннему рынку Евросоюза — бес­прецедентный уровень интеграции.

Седьмая глава посвящена вопросам свободного движения капитала, стан­дартным гарантиям, обеспечивающим применение соответствующих инстру­ментов для поддержания стабильности финансовой системы.

По Соглашению (восьмая глава), Ук­раина в течение нескольких лет долж­на адаптировать европейские нормы законодательства, касающиеся государ­ственных закупок. Украинские экспор­теры товаров и услуг, за исключением оборонных поставок, получат полный доступ к рынку государственных по­ставок в ЕС. В свою очередь европей­ские импортеры будут допущены на украинский рынок госзакупок.

Девятая глава Соглашения каса­ется защиты интеллектуальной соб­ственности. В частности, речь идет об авторском праве, дизайне, патентах, ге­ографических названиях, являющих­ся торговыми брендами. Вся сельско­хозяйственная продукция, не только вина и спиртные изделия, в соответ­ствии с нормами Евросоюза, получит в Украине уровень интеллектуальной защиты, являющийся правилом в ЕС. В сущности, речь идет о всех извест­ных мировых и европейских «геогра­фических» брендах, но некоторые из них, уже давно используемые украин­скими производителями, будут замене­ны поэтапно в течение разных перио­дов времени. В частности, 10-летний переходный период предусмотрен для шампанского, коньяка, мадейры (маде­ры), порто (портвейна), хереса, шерри, кальвадоса, граппы, арманьяка, мар­салы, малаги и токая. Семилетний пе-риод предусмотрен для сыров пармид-жано реджано (пармезан), рокфора и феты. Список брендов будет обновлять­ся после консультаций между сторона­ми Соглашения.

Десятая глава Соглашения содер­жит запрещение и устанавливает на­казание для определенных практик и сделок, наносящих ущерб конкурент­ной среде. В частности, картельные сговоры, злоупотребление доминиру­ющим положением на рынке и анти­конкурентные слияния будут подле­жать незамедлительным санкциям. Стороны договариваются о принятии эффективных законов по защите кон­курентной среды и организации соот­ветствующего контролирующего анти­монопольного органа.

Украина предпримет все необхо­димые усилия для сближения своего антимонопольного законодательства и правоприменительной практики с за­конодательством ЕС в этой области. Законы о конкуренции будут при­меняться и к государственным пред­приятиям.

Вышесказанное дает гарантию того, что компании ЕС и Украины получат равный доступ к рынкам договаривающихся сторон и не будут испыты­вать никакой дискриминации со сто­роны монополий — государственных в том числе.

Кроме того, стороны договарива­ются устранять ущерб, нанесенный конкурентной среде государственным субсидированием в тех случаях, ког­да субсидирование влияет на торговые отношения. При возникновении подоб­ных конфликтов следует прибегать к установленному механизму урегулиро­вания споров. Украина берет на себя обязательство адаптировать в своем за­конодательстве независимую систему контроля субсидирования, принятую в ЕС. Обе стороны обязуются ежегодно сообщать сумму и характер субсидий в распределении по отраслям, а также предоставлять дополнительную инфор­мацию о выделении государственных субсидий по запросу. Правила, касаю­щиеся субсидий, применимы ко всем охваченным Соглашениям отраслям, в которых намечена либерализация торго­вых отношений между сторонами, кро­ме сельского хозяйства и рыболовства.

Данное Соглашение является пер­вым из подписанных ЕС до сих пор, которое включает ряд положений, ка­сающихся проблем торговли энергоре­сурсами — электричеством, сырой неф­тью и природным газом (включая СПГ).

Одиннадцатая глава содержит че­тыре основных положения:

  1. Правила ценообразования. Стороны обязуются прибегать к рыночным механизмам ценообразования (на внутренних рынках электроэнергии и газа), отказаться от государствен­ного регулирования в этих областях. При торговых сделках между ЕС и Украиной запрещается навязыва­ние цен, которые были бы выше, чем на внутреннем рынке (запрет двойного ценообразования).
  2. Транспорт и транзит энергоресурсов. Глава повторяет обязательства, из­ложенные в статье 7 Энергетической хартии, под которой стоит и подпись Украины. Эти статьи запрещают прерывание транзита или отбор из транзитного грузопотока энергоре­сурсов, предназначенных для другой стороны. Механизм раннего преду­преждения устанавливает стандар­ты дипломатических консультаций в случае, если безопасность поста­вок оказывается под угрозой.
  3. Стороны обязуются создать юриди­чески самостоятельный и функцио­нально независимый регуляторныи орган для обеспечения конкуренции и эффективного функционирования рынков газа и электроэнергии. 4. Правила не дискриминационного доступа к разведке и добыче угле­водородного сырья (нефти и газа). Как только какая-либо территория становится открытой для разведки и добычи, представителям сторон должен быть предоставлен равный доступ и недискриминационное ли­цензирование хозяйственной дея­тельности.

В двенадцатой главе изложены обязательства, дающие возможность заинтересованным сторонам выска­зывать свои замечания по предлагае­мым правилам. Предполагается создать контактные пункты, дающие ответы на вопросы, возникающие в процессе реализации положений Соглашения. Здесь же можно найти требования, ка­сающиеся надлежащей правовой про­цедуры при административном произ­водстве, в частности, для обжалования и пересмотра административных дей­ствий в областях, охватываемых дан­ным Соглашением.

В тринадцатой главе Соглашения уделено внимание вопросам устойчи­вого развития. Подчеркивается при­верженность сторон основным нормам Международной организации труда (МОТ), осуществлению многосторонних природоохранных соглашений, под­писанных как ЕС, так и Украиной, а также экологичному развитию лесной отрасли и рыбного хозяйства.

Моделью механизма разрешения споров является та, что принята ВТО, но с более быстрыми процедурами (14-я глава). Вслед за консультациями, если они оказались безрезультатны, стороны будут обсуждать разногласия в арби­тражном суде (в составе трех экспертов, выбранных сторонами, или выбранных по жребию из согласованного списка). Процесс рассмотрения споров ограни­чен по времени 120 днями, а решения арбитражного суда являются обязатель­ными для исполнения. В случае, если какая-либо из сторон игнорирует ре­шения арбитража, на нее налагаются соответствующие санкции. В экстрен­ных случаях сроки арбитражной про­цедуры могут быть сокращены.

Помимо арбитражного суда, в за­ключительной 15-й главе Соглашения прописан механизм посредничества в

Употребление таких названий как «Рокфор» станет невозможным

урегулировании споров, которые мо­гут негативно повлиять на торговые отношения между сторонами и требу­ют быстрого разрешения. Посредник выбирается по взаимному соглашению или по жребию из согласованного спи­ска. Он может дать совет или предло­жить юридически необязательное для исполнения решение. Разумеется, на­личие посредника не исключает обра­щения к другим механизмам разреше­ния споров.

Протокол № 1 Соглашения излага­ет правила определения происхожде­ния, «экономического гражданства» товаров, что необходимо для вычисле­ния размера пошлин, применяемых в торговле между сторонами. Эти пра­вила разработаны на основании обыч­ных критериев.

Протокол № 2 устанавливает пра­вовую основу сотрудничестве! соот­ветствующих компетентных органов сторон в борьбе с нарушениями тамо­женных правил и мошенничеством.

Наконец, Протокол №3 представ­ляет собой рамочное соглашение об общих принципах участия Украины в программах ЕС.

Подпишем?

Автор: Марк ШЕВЧЕНКО

Источник:

Порты Украины. – 2013. – № 9. – С. 23 – 25.

Читайте также