Трудности «национализации». Чем обернется захват Россией украинского имущества в Крыму

6 марта первый вице-премьер правительства Крыма Рустам Темиргалиев заявил о том, что новые власти автономии в ближайшее время намерены “национализировать” всю государственную украинскую собственность – в том числе активы “Черноморнафтогаза”Крымской дирекции Приднепровской железной дороги, государственные санатории.

Об этом на сайте INSIDER пишет Андрей Сантарович.

Частные компании в течение года должны быть переоформлены в соответствии с российским законодательством.

На своей странице в Facebook Темиргалиев уже написал, что эта процедура для частного бизнеса будет бесплатной.

Юридическая ловушка – пока не у кого оспаривать

Термин “национализация” крымский чиновник употребил неверно. Национализация – это переход частной собственности в государственную.

Читайте также: Российская военщина, бряцая оружием, выгоняет на улицу семьи украинских пограничников

То, о чем заявил Темиргалиев, подходит разве что под понятие международно-правового правопреемства собственности, закрепленное Венской конвенцией о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 1983 года.

Согласно документу, при отделении территории и образовании нового государства недвижимая собственность, размещенная на территории государства-предшественника, переходит новому государству, а движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.

Однако эти нормы имеют место в случае, если отделение Крыма от Украины будет признано международным сообществом.

Пока такого признания нет, у официального Киева остается реальный шанс оспорить “национализацию по-крымски” в Международном суде ООН. Эта инстанция уже не раз решала спорные межгосударственные территориальные и имущественные споры.

В случае вхождения автономии в состав Российской Федерации, эта задача значительно облегчается. Ведь у непризнанного государственного образования “Независимый Крым” что-либо отсудить проблематично, суд не будет воспринимать его, как полноправного ответчика. И решение неминуемо перейдет в плоскость украинской антитеррористической операции.

“Любые судебные споры с непризнанной территорией бесперспективны. В данный момент РФ отрицает статус стороны конфликта. При этом, с момента вхождения Крыма в состав РФ, Украина получит полноценного ответчика по своим требованиям, которые будут иметь неплохую исковую перспективу в международных судебных инстанциях, например в Международном суде ООН”, – сказал INSIDER партнер юркомпании FCLEX Олег Малиневский.

“Не летят самолеты и не едут поезда…”

Если официальный Киев столкнется с юридическими трудностями возврата госактивов, то самому полуострову грозит реальная экономическая блокада. Прежде всего, она будет выражаться в практически полной ликвидации транспортного сообщения с “большой землей”. За исключением паромной переправы через Керченский пролив и автомобильных дорог через Перекоп.

Читайте также: Путинские вояки оккупировали океанариум, на который «положил глаз» беглый министр Лебедев

Опыт Абхазии показывает, как на отделившейся от определенного государства территории в одночасье пропадает воздушное сообщение.

В этой непризнанной республике юридически существуют Абхазские авиалинии. Флот состоит из старенького АН-2 и оставшегося от Эдуарда Шеварнадзе борта №1 ЯК-40. АН-2 совершает рейсы по единственному маршруту Сухум -Псху, из столицы в село на севере республики.

Причиной отсутствия на местном рынке даже российских авиаперевозчиков – боязнь последних попасть под санкции IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта – INSIDER) из-за спорного статуса государства.

Судя по всему, это же ожидает и Крым, в случае его отделения.

Правда, в Международный аэропорт “Симферополь” уже сегодня невозможно прилететь ниоткуда, кроме как из России.

На официальном сайте “воздушных ворот Крыма” в пятницу вывесили информацию об отмене всех рейсов из Киева и Стамбула.

1

Читайте также: Чего и следовало ожидать. Кремль не даст Крыму обещанные миллиарды (+видео)

На сайте авиакомпании МАУ размещена информация, что рейсы на Симферополь перевозчик отменил в связи с решением Симферопольского аэропорта: объявил о том, что рейсы из Киева в Симферополь и из Симферополя в Киев не будут обслуживаться. Учитывая это, авиакомпания МАУ информирует об отмене рейсов между Киевом и Симферополем на период с 12 по 17 марта 2014 включительно”.

Еще больше проблем принесет автономии полная остановка железнодорожного сообщения с материком. Такие полномочия существуют у “Укрзализныци”. Она может воспользоваться ими в случае “национализации” хотя бы одного вагона на территории Крыма.

“Подвижной состав украинской железной дороги принадлежит шести юрлицам – региональным железным дорогам. Собственно Крымская дирекция Приднепровской железной дороги имеет на балансе только несколько пригородных поездов, курсирующих внутри Крыма. Они дают 5-10% всех доходов дирекции. Без соединения с материковой частью, без междугородних и международных поездов Крымская дирекция превратится в “Дворовую зализничку”, – сказал INSIDER экс-руководитель “Укрзализныци” Михаил Костюк.

Иными словами, любая “национализация” подвижного состава на территории полуострова, помимо пары электричек, будет расцениваться в Киеве, как обычное хищение.

“О какой национализации идет речь – речь идет о противоправном отчуждении имущества железной дороги. “Укрзализныця” просто ограничит все перевозки, в том числе и транзитные”, – сказал в разговоре с INSIDER директор “Центра транспортных стратегий” Сергей Вовк.

Более того, прецедент уже имел место. Как рассказали INSIDER на одном из крымских промпредприятий, утром в среду Приднепровская железная дорога прислала телеграмму за подписью замначальника Главка перевозок с предписанием запрета любых грузоперевозок начиная с 12 марта и до отмены соответствующих указаний.

Но уже к обеду данное указание было отменено. Участники рынка заговорили о том, что “Укрзализныця” решила до 16 марта, когда пройдет крымский референдум, вывезти как можно больше вагонов с территории автономии.

Читайте также: КГБист, вояка и бывший участковый. Кто руководит «самообороной» Крыма (+фото)

2
Нажмите тут, чтобы увеличить.

Вечером в четверг стало известно, что здание Крымской дирекции железнодорожных перевозок захвачено бойцами крымской самообороны еще во вторник.

В Приднепровской железной дороге со вторника по четверг на сайте размещали лишь информацию о том, что вся дорога работает в штатном режиме.

Сергей Вовк в разговоре с INSIDER также упомянул и о трудностях в работе морских портов полуострова. В некоторых из них, например в Севастополе, уже произошла односторонняя смена руководства, не принятая официальным Киевом. Неопределенная ситуация на полуострове уже начинает отражаться на морских грузоперевозках.

В холдинге “Портинвест”, входящем в СКМ Рината Ахметова, эти опасения не разделили. “Предприятия “Авлита” и “Морской индустриальный комплекс” Холдинга “Портинвест” работают в штатном режиме. Стивидорная компания “Авлита” в первой декаде марта, в соответствии с графиком, уже приняла и погрузила 4 судна – два с зерном и два с металлом – и готовится к приему и погрузке еще двух судов. Морской индустриальный комплекс выполняет плановый ремонт судов”, – сказали INSIDER в пресс-службе холдинга.

В других крупных финансово-промышленных группах, присутствующих на полуострове, отказываются что-либо комментировать “до момента соответствующего законодательного оформления инициативы представителей органов власти Крыма”.

“Нас ничем не запугаешь”

Пока в Киеве на официальном уровне предпочитают больше отмалчиваться, чем делать резкие заявления по будущему госсобственности в Крыму. Зато в парламенте автономии охотно комментируют планы новой местной власти.

Читайте также: Элита российской армии. Кто блокирует украинских военных в Крыму (+фото)

Вице-спикер Верховного совета автономии Сергей Цеков заявил INSIDER, что подготовка к “национализации” стартует сразу же после референдума. Тогда начнутся консультации и переговоры с представителями госкомпаний.

При этом Цеков подчеркнул, что из Киева на данный момент не поступало ни единого сигнала, который бы говорил об обеспокоенности Украины судьбой госсобственности на полуострове.

“Никто ничего не говорил, молчание полное. Они сейчас не могут разобраться с Майданом, с бегающими по Киеву боевиками. До таких вопросов, как государственная собственность на территории Крыма, видимо, еще не дошли”, – говорит Цеков.

Тем не менее, процесс начался. В пятницу стало известно, что активы госкомпании “Черноморнафтогаз”, которые с четверга взяты под охрану крымской самообороной, будут переданы в перспективе “Газпрому”. При этом со стороны официального Киева такое развитие событий было просто проигнорировано.

“Черноморнафтогаз” единственная в стране госкомпания, осваивающая черноморский шельф. Разведанные запасы газа в Черном и Азовском морях у побережья Крыма составляют почти 2 трлн кубометров.

В прошлом году компания добыла 1,65 млрд кубометров газа. При президенте Викторе Януковиче компания закупила две новые буровые установки, каждая из которых обошлась украинскому госбюджету в $400 млн.

На сегодня ситуация развивается еще относительно спокойно. Но после 16 марта вопрос об экономической и транспортной блокаде полуострова Киев уже не сможет игнорировать или замалчивать.

Пока что Цеков на подобные прогнозы безапелляционно отвечает: “Мы приняли решение. Выбрали свой путь. Нас уже ничем не запугаешь”.

Источник: http://crime.in.ua/statti/20140317/nazionalizazia

Читайте также