Несмотря на то что закон об аграрных расписках уже вступил в силу, применение этого финансового инструмента пока не представляется возможным.
19 марта 2013 года вступил в силу Закон Украины «Об аграрных расписках» (Закон), которым вводится новый инструмент кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог таких специфических объектов, как будущий урожай и сельскохозяйственные животные. Принятие этого Закона ориентировано прежде всего на развитие кредитования мелких и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не имеют достаточно ликвидного имущества для залога, а также не дотягивают до необходимых показателей доходности для получения доступа к кредитным продуктам коммерческих банков.
Необходимо отметить, что Закон разработан на основе успешного 20-летнего опыта Бразилии, где для кредитования под залог будущего урожая применяется финансовый инструмент в виде расписок-договоров CPR (Cedula de Produto Rugal). Благодаря использованию такого инструмента в Бразилии объемы кредитования аграрного сектора ежегодно составляют 5 млрд долл. США, и сельскохозяйственные товаропроизводители смогли существенно увеличить валовое производство и урожайность продукции.
Однако на Украине рассчитывать на ежегодные вливания в агропромышленный комплекс (АПК) в больших объемах станет возможным лишь в случае установления однозначной правоприменительной практики реализации положений Закона и его своевременной интеграции в существующее законодательство. И здесь есть над чем задуматься.
Неопределенность статуса
Хотя сам Закон принят с целью урегулирования правоотношений, связанных с оформлением, выдачей, обращением и погашением аграрных расписок, сам статус аграрной расписки четко не определен.
Так, согласно Закону, аграрная расписка — это товарораспорядительный документ, фиксирующий безусловное обязательство сельхозпроизводителя-должника, обеспечиваемое залогом, осуществить поставку сельскохозяйственной продукции или уплатить денежные средства на определенных в ней условиях.
В соответствии с видом обязательства аграрные расписки делятся на товарные и финансовые. При этом именно товарная аграрная расписка по своей сути является товарораспорядительным документом, ведь, согласно статье 5 Закона, по финансовой расписке сельхозпроизводитель-должник возвращает денежную сумму, но не товар, то есть она не дает права распоряжения товаром.
Кроме того, анализируя нормы статей 3—6 Закона, определяющие понятия, виды аграрных расписок, а также требования к их форме и обязательным реквизитам, можно сделать вывод о слишком большом сходстве правовой природы товарных и финансовых аграрных расписок с ценными бумагами.
Согласно статье 194 Гражданского кодекса (ГК) Украины, ценной бумагой является документ установленной формы с соответствующими реквизитами, удостоверяющий денежное или иное имущественное право и определяющий взаимоотношения между лицом, которое его выдало, и собственником, и предусматривающий исполнение обязательств согласно условиям его размещения, а также возможность передачи прав, вытекающих из этого документа, другим лицам. Исходя из положений пунктов 2 и 4 части 1 статьи 195 ГК Украины, понятие товарной аграрной расписки полностью поглощает определение товарораспорядительных ценных бумаг, а понятие финансовой аграрной расписки — долговых ценных бумаг. Прийти к этим выводам позволяет наличие в аграрной расписке таких признаков, как фиксация в ней безусловного обязательства (статьи 1, 3, 5 Закона), наличие соответствующих реквизитов (статьи 4 и 6 Закона), возможность передачи прав (статья 11 Закона), что соответствует определению содержания понятия ценной бумаги.
Это также не противоречит положениям статьи 3 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке». Более того, согласно норме статьи 15 указанного закона, особенности эмиссии, обращения и учета залоговых, ипотечных сертификатов, ипотечных облигаций, производных, товарораспорядительных ценных бумаг регулируются иным законодательством, к которому возможно отнести и Закон Украины «Об аграрных расписках».
Законом установлено, что аграрные расписки используются в операциях с сельскохозяйственной продукцией, то есть продукцией, перечень которой определен в группах 1—14 разделов І и ІІ украинской классификации товаров ВЭД согласно Закону Украины «О таможенном тарифе Украины». Однако порядок и условия использования аграрных расписок в кредитных отношениях, предметом залога по которым выступают сельскохозяйственные животные, Законом не урегулированы.
В защиту кредиторов
Важно учесть то, что вопрос кредитования сельхозпроизводителей Законом вообще не рассматривается, так как он скорее направлен на активную защиту прав и интересов кредиторов, предоставивших финансирование под аграрную расписку. При этом максимальное внимание уделяется обеспечению возврата аграрием полученного кредита.
Закон не устанавливает никакого ограничения относительно субъектного состава кредиторов: таковыми могут быть и физические, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты. При этом выдавать аграрные расписки могут лица, которые обладают правом собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения или правом пользования такими земельными участками для осуществления производства сельскохозяйственной продукции. И, несмотря на то, что предметом залога по Закону является именно будущий урожай, обременения и обеспечение обязательств должника привязываются непосредственно к земельным участкам. Это правило дополнительно защищает кредиторов в случае перехода права собственности или права пользования земельным участком от должника третьим лицам и не прекращает прав должника и кредитора по аграрной расписке на пользование земельным участком до сбора соответствующего урожая. С этой же целью введена и солидарная ответственность совладельцев земельного участка.
Аграрная расписка подлежит нотариальному удостоверению. Сведения об аграрной расписке вносятся нотариусом в Реестр аграрных расписок, а также в Государственный реестр обременений движимого имущества. А сама аграрная расписка считается выданной со дня ее регистрации в Реестре аграрных расписок. Сегодня требования к Реестру аграрных расписок и порядок его ведения не установлены, а лишь запланированы к разработке Кабинетом Министров Украины.
Упрощенное исполнение
Несомненным плюсом является установление Законом штрафных санкций и введение упрощенной процедуры принудительного исполнения должником обязательств по аграрной расписке в случае неисполнения их в установленный срок. Так, кредитор имеет право обратиться к нотариусу за совершением исполнительной надписи, подлежащей немедленному исполнению, на основании которой государственный исполнитель в течение семи дней обеспечивает передачу кредитору по аграрной расписке предмета залога.
Однако, исходя из реалий работы исполнительной службы на Украине, есть обоснованные сомнения в возможности взыскания залогового имущества в упрощенном бесспорном порядке.
Введение института аграрных расписок на Украине может оказать положительное влияние на развитие АПК, но только при условии эффективного внедрения его норм. В частности, необходимо внести поправки относительно статуса аграрной расписки в сам Закон, запустить в работу Реестр аграрных расписок, а также определить порядок налогообложения операций с ними. Все это позволит избежать правовой неразберихи и рисков, связанных с налоговыми последствиями осуществления таких операций, а следовательно — повысит востребованность этого финансового инструмента как среди аграриев, так и со стороны банков, небанковских кредитных учреждений и частных инвесторов.
Автор: Е. ЧЕПУР