Что изменится для украинского бизнеса со вступлением в силу нового соглашения с Кипром?
Именно этот вопрос можно считать определяющим предмет настоящей публикации. Автор публикации детально рассматривает вопросы, связанные с Конвенцией между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы от 8 ноября 2012 года, ратифицированной Украиной Законом от 04.07.2013.
Несмотря на действие соглашений об избежании двойного налогообложения, зачастую собственники и руководители компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, по-прежнему сталкиваются с целым рядом проблем, которые ежегодно обсуждают на различных конференциях и семинарах для наиболее оптимального их урегулирования.
К слову, Украиной ратифицировано более 60 подобных двухсторонних конвенций и соглашений. Собственно, основной целью таких договоров является исключение ситуации, когда один и тот же доход или одно и то же имущество облагается налогом дважды в двух разных странах.
Отметим, что некоторые из них были подписаны более 30 лет назад. Одним из таких соглашений является Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Кипр, подписанное 29 октября 1982 года. Это Соглашение будет действовать до момента вступления в силу новой Конвенции, подписанной правительствами Украины и Кипра 8 ноября 2012 года (Конвенция). Напомним, что со стороны Украины данный документ уже был успешно ратифицирован. Так, в начале августа с.г. вступил в силу Закон Украины «О ратификации Конвенции между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и Протокола к ней» от 4 июля 2013 года № 412-VII. К слову, разразившийся в марте этого года финансовый кризис в Республике Кипр на некоторое время заставил забыть о подписанном соглашении не только собственников компаний и юристов, практикующих в этой сфере, но и правительство.
Однако еще до самой ратификации документа в юридической среде на обсуждение выносился вопрос: к чему готовиться украинскому бизнесу после вступления его в силу?
Ожидается, что новое соглашение будет способствовать совершенствованию договорно-правовой базы и инвестиционного сотрудничества между странами и направлено на борьбу с агрессивным налоговым планированием.
Эксперты отмечают, что подписанная между Украиной и Кипром Конвенция в целом базируется на Модельной налоговой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относительно налогов на доходы и капитал.
Отметим, что сама Конвенция довольно объемная и содержит весомые изменения, которые коснутся украинского бизнеса. Так, в соответствии с пока еще действующим документом доходы в виде дивидендов, процентов, роялти подлежат налогообложению в стране получателя таких доходов, а не в стране возникновения. Конвенция же предусматривает, что такие доходы могут облагаться налогом и в стране их возникновения. При этом предусмотрены граничные размеры ставки налога на репатриацию.
В части дивидендов документом предусматривается ставка в размере 5 % от общей суммы дивидендов в том случае, если фактический собственник владеет более 20 % капитала компании или инвестировал минимум 100 000 евро в приобретение акций, долей дочерней компании. В остальных случаях граничная ставка налога составит 15 %.
Эксперты отмечают, что таким образом происходит разграничение крупного и среднего бизнеса и преимущества будут как раз у крупного.
Еще один вид облагаемых налогов по новым правилам — проценты. Отметим, что в целом проценты облагаются налогом по общему правилу в стране их получателя, если резидент является их фактическим собственником.
Вместе с тем Конвенция содержит положение, согласно которому проценты могут облагаться налогом в государстве, где они возникают, по ставке, не превышающей 2 % от общей суммы процентов. Но существует оговорка, что способ этих ограничений устанавливается компетентными органами договаривающихся государств по взаимному согласию. С целью такого согласования чаще всего принимают соответствующие протоколы к Конвенции.
Налогообложение роялти, как и процентов, происходит по общему правилу, в то же время появляется возможность налогообложения в стране их возникновения. В данном случае предусматриваются ставки налога в размере 5 и 10 %. Так, 5-процентная ставка будет применяться в случае выплаты роялти относительно каких-либо авторских прав на научные произведения, какого-либо патента, торговой марки, секретной формулы, процесса или информации о промышленном, коммерческом или научном опыте. Как и в случае с налогообложением процентов, способ применения такой ставки устанавливается соответствующими компетентными органами по взаимному согласию. Ставка в размере 10 % применяется к иным роялти, в том числе за литературные и музыкальные произведения, фильмы, компьютерные программы.
В то же время не предусмотрены значительные изменения в порядке налогообложения дохода от продажи акций.
С целью регулирования вопроса избежания двойного налогообложения расширен порядок обмена информацией между договаривающимися государствами. В частности, неоднократно практикующими юристами было замечено, что в вопросе международного налогового планирования возникали случаи, когда по некоторым аспектам положения международного соглашения не действовали ввиду несогласованности действий компетентных органов при обмене информацией между ними.
Важным положением Конвенции является норма, которой предусматривается, что государство не вправе отклонять запрос о предоставлении информации исключительно по причине того, что информация принадлежит банку, другому финансовому учреждению, назначенному лицу или лицу, которое действует как агент или доверенное лицо, то есть банковская, профессиональная тайна не сможет служить основанием для отказа в предоставлении информации.
В связи с этим нужно быть готовым к тому, что запросы отечественных налоговых органов, направленные в адрес кипрских налоговых служб и соответствующие установленным правилам, будут удовлетворяться. Следовательно, украинским налоговым органам обеспечат доступ к информации о структуре и собственности компании, находящейся на территории Кипра.
И все же одной из наиболее существенных новелл Конвенции является внедрение концепции фактического собственника доходов, то есть бенефициария. Таким образом, Конвенция согласовывается и с положениями Модельной налоговой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития относительно налогов на доходы и капитал, и с нормами Налогового кодекса Украины, в частности, статьей 103, предусматривающей порядок применения международного договора об избежании двойного налогообложения.
В целом следует помнить, что право на применение пониженных ставок налога на доходы предоставляется только фактическим (бенефициарным) владельцам. В то же время текст документа не содержит определения понятия «фактический собственник», и во избежание непонимания этого термина ознакомиться с его толкованием можно как раз в Модельной конвенции ОЭСР.
Впрочем, сегодня среди экспертов бытуют различные мнения о сроках вступления в силу Конвенции. Возможно, это связано с финансовым кризисом, разразившимся в Республике Кипр в марте этого года, а может быть, есть и другие причины. Так, согласно документу, Конвенция начнет применяться с 1 января года, следующего за годом ратификации, а вступает в силу документ как раз с момента получения последнего уведомления о ратификации.
Необходимо отметить, что эксперты нашли неточности относительно момента прекращения действия старого Соглашения. Согласно официальному переводу, прекращение действия Соглашения наступит с момента вступления в силу Конвенции, английский же текст предусматривает прекращение действия предыдущего документа с момента применения нового. Таким образом, в случае получения уведомления о ратификации Конвенции от кипрской стороны еще в этом году (предполагается, что в начале осени Кипр завершит ратификацию) до 1 января следующего года украинско-кипрские операции будут лишены защиты обеих конвенций.
Автор:
Светлана ТАРАСОВА
Источник: