В украинском аграрном секторе, в частности на зерновом рынке, существует ряд проблем, препятствующих ведению бизнеса, например – низкая эффективность производства, проблемы с логистикой, с арендой земель, большое количество формальностей при экспорте продукции и т.д.
Автор предлагает десять шагов по улучшению условий ведения агробизнеса в Украине.
Хорошим примером по развитию сельского хозяйства в стране является кукуруза. Так, Украина находится на 5 месте по производству кукурузы в мире после США, Китая, Бразилии и ЕС и на 3 месте – по экспорту. Показатели экспорта кукурузы из Украины сравнимы с бразильскими, и я уверен, что в недалеком будущем мы сможем их превысить. При этом следует отметить, что до 2004-2005 гг. Украина импортировала кукурузу. В частности, компания «НИБУЛОН» в 2000-х гг. импортировала кукурузу из Румынии.
Однако Украина повысила качество кукурузы до европейских стандартов, увеличила объем производства и за последние 5 лет нарастила объем экспорта в 4 раза – до 16,45 млн. тонн.
Во время участия в выборах я изучил проблемы людей, живущих в сельской местности. Отмечу, что важнейшими из них остаются низкий доход (зарплаты и пенсии), высокая стоимость продуктов питания и лекарств, высокий уровень безработицы, высокие арендные ставки, низкие закупочные цены сельхозпродукции, проблемы с ведением собственного бизнеса. Также влияние оказывают низкое качество воды, состояние дорог и другие вопросы, связанные с экономикой. Для решения данного комплекса проблем и улучшения условий ведения бизнеса нам необходимо повысить эффективность производства, увеличить доход с гектара и повысить рентабельность результатов, которые аграрий может получить с 1 га. Это – мерило эффективности.
Проблемы существуют всегда. Если мы получаем большой урожай, несмотря на снижение цен, аграрии получают прибыль с гектара. Но это не означает, что когда неурожай, то он приносит ущерб для фермеров, поскольку более высокие цены могут компенсировать снижение производства. Поэтому мы должны говорить об эффективности на 1 га. Также многое зависит от эффективности логистики и дистрибуции.
Если же мы говорим о фактической результативности и потенциале, то, например, в США урожайность кукурузы в текущем сезоне достигла 111 ц/га. Украина удвоила урожайность за последние 15 лет (до 60 ц/га), и это достаточно хороший результат, но это только половина урожайности США. Если при расчетах валового сбора кукурузы в Украине мы применим показатель урожайности США, то сможем выращивать до 50 млн. тонн кукурузы на той же посевной площади – это наш потенциал, который необходимо реализовывать. Каким образом?
Я предлагаю десять шагов по улучшению условий ведения агробизнеса в Украине.
1. ГМО: да или нет?
Необходимо принять решение относительно применения в Украине ГМО. Если да, то мы можем добиться лучшего урожая на имеющихся посевных площадях. Однако должна быть разработана нормативно-правовая база в данной сфере. Если будет принято решение о неприменении ГМО в стране, то все равно правовая база необходима, потому что мы просто теряем премию за товары без ГМО. Думаю, эти вопросы хорошо знакомы трейдерам. С одной стороны, мы не выращиваем ГМ продукцию, но все знают, что 90% сои в Украине выращивается с применением ГМО. Такой же пример и с кукурузой. Сегодня говорят, что в Украине нет проблемы с генетически модифицированными организмами. Но я приведу пример: если в две разные лаборатории отправить одинаковые образцы, то одна покажет положительный результат на содержание ГМО, другая – отрицательный. Это большая проблема, которую необходимо решать как можно скорее. Никто не говорит о ГМО весной, когда импортируется посевной материал, но во время уборки урожая мы слышим очень странные предложения, например, что товары с ГМО в Украине нужно сжигать, потому что мы не можем их экспортировать. Это мне напоминает историю в Африке, когда в одной из стран решили сжечь сою, потому что она содержала ГМО, при том, что она была получена в качестве помощи для борьбы с голодом.
2. Рынок земли?
Создание рынка земли в Украине, в первую очередь, поможет привлечь эффективных собственников к работе на земле, достаточно существенные инвестиции, создать рабочие места и т.д. Однако вопрос состоит в том, готовы ли мы к этому. На данный момент из-за коррупции и слабой правовой системы, к сожалению, не готовы. Для того чтобы дать четкий сигнал рынку, политики должны принять решение – создавать ли в Украине рынок земли, и если да, то когда? Нам нужно прекратить негативную практику каждый год обговаривать мораторий на продажу земли, поскольку это снижает инвестиционную привлекательность страны.
Также я предлагаю применить рыночные инструменты, основанные на показателе ВВП на душу населения. Если мы достигнем безопасного уровня, через год можно будет открыть рынок земли. Мы должны не только обговорить потенциал, но и создать правовую форму данного рынка.
3. Договоры аренды
Тем временем, необходимо решать вопросы с договорами аренды. В частности, усилить защиту двух сторон, переосмыслить налоговую систему. Я предлагаю простой подход – введение налога с гектара.
Еще один важный момент – что делать с единоличниками? Я предлагаю создать правило большинства, которое поможет решить данную проблему, что особенно важно для районов с применением орошения. Почему? Приведу пример: на участке площадью 100 тыс. га в Николаевской области 70% земель владеют единоличники, которые не хотят сдавать ее в аренду. Они не платят налоги, при этом получая из бюджета региона $10 млн. субсидий. Эти владельцы производят 300-400 тыс. тонн зерна и продают его на черном рынке по заниженной цене за наличные средства, что создает проблемы остальным экспортерам. Для решения данной проблемы кроме правила большинства я предлагаю применить французскую модель создания кооперативов, что позволит эффективно использовать сельхозземли.
4. Инвестиции в логистику
Следующий шаг – решение проблем с логистикой. Например, в Николаев из Кременчуга грузы, в том числе зерно, можно поставлять автотранспортом, баржами по реке или железнодорожным транспортом. Самым эффективным видом поставок являются речные перевозки, и их необходимо развивать.
Кроме того, предлагаю ввести плату за пользование автотранспортом, поскольку качество дорог сегодня в Украине очень низкое. Некоторые люди шутят, что «это не дорога – это направление». Водители платят за превышение допустимой массы груза, ГАИ и т.п. Нужно легализовать данные платежи, создать солидарную систему и использовать эти средства на строительство и ремонт дорог.
5. Снижение бремени экспортных формальностей
Для улучшения условий ведения бизнеса на зерновом рынке нужно снизить бремя экспортных формальностей.В первую очередь, отменить некоторые процедуры обязательной регистрации, сертификации и разрешительных документов, в некоторых случаях даже дублирующих функций (в частности карантинные и ветеринарные сертификаты).
Кроме того, можно создать рынок услуг, сократив время их предоставления и уменьшив платежи.
Отдельно отмечу необходимость пересмотра платежей за услуги в портах – у нас все еще самые дорогие порты в мире, в частности Николаевский.
Приватизация портов. Украинские порты практически приватизированы: финансовые потоки контролируются группой людей, однако считается, что они являются государственными организациями. Но от государства там почти ничего не осталось. Поэтому необходимо их легально приватизировать.
6. Ценовые риски
Необходимо создать возможность для аграриев оставлять урожай на складах под залог. В таком случае они смогут продавать его не сразу после окончания уборки, что также обеспечит дополнительный доход для складских организаций. Нужно расширять практику хеджирования цен различными инструментами и четко обозначить правила, чтобы не возникал риск экспортных ограничений. Для этого нужно использовать только рыночные инструменты, такие как Аграрный фонд. Также считаю нужным обеспечить финансирование аграриев до начала уборки урожая.
7. Функции государства должны быть уменьшены
Необходимо уменьшить функции государства на аграрном рынке. Во-первых, государственные земли должны быть приватизированы. Это около 700 тыс. – 1 млн. га земель. Во-вторых, необходимо решить вопрос с ГПЗКУ, поскольку она работает скорее не как государственный оператор на зерновом рынке, а как представитель частных интересов. Одна из возможностей – закрыть компанию, договориться с Китаем, потому что это их основные кредиторы, реструктуризировать долги и дать возможность компании уйти с рынка с гарантией выплаты долгов. В-третьих, нужно сократить количество функций Минагропрода. Предлагаю оставить только его информационные функции на рынке, регуляторные (четко обозначить роль Аграрного фонда), а также консультации участников рынка.
8. Проведение децентрализации
В частности, в налоговой сфере необходимо создать стимул местным игрокам рынка для уплаты налогов. Если они увидят, что большая часть средств будет оставаться там, где они работают, налоги станет проще собирать и можно будет использовать в тех сферах, где это наиболее важно для региона, в том числе для ремонта автодорог, социальной инфраструктуры и т.д. Таким образом,мы сможем вывести эти средства с теневого рынка.
9. Улучшение условия для ведения бизнеса в Украине
Мы не можем говорить об аграрном бизнесе без улучшения условий его ведения.
10. Реализация эффективной защиты для инвесторов, то есть права собственности
Для привлечения инвестиций в страну необходимо обеспечить права собственности для инвесторов. В сложившейся ситуации стране крайне необходимы инвестиции, а без такой гарантии безопасности вкладывать в Украину будет слишком рискованно.
Полагаю, что данные проблемы ни для кого не новость. Все потому, что аграрный бизнес – самый консервативный в мире. Но чтобы достичь эффективности и результата, необходимы другие навыки. Возникает главный вопрос: кто сделает эти шаги?
* Печатная версия доклада Андрея Вадатурского , народного депутата Украины, на втором раунде V Украинского зернового конгресса (24-26 ноября 2014 г., Киев)
И сточник: http://www.apk-inform.com/ru/exclusive/topic/1039203#.VI7NztKsUhJ