Безусловно, рынок ЕС является одним из самых приоритетных для украинских экспортеров и производителей, планирующих выходить на иностранные рынки. Перед потенциальным экспортером стоит ряд задач, которые необходимо решить: выбор целевых рынков сбыта, анализ юридических аспектов экспорта продукции, привлечение финансирования, налогообложение, построение структуры товарно-денежных потоков и др. Одну из ключевых позиций в данном списке занимает разработка и имплементация структуры группы компаний с использованием экспортной торговой компании (ЕТС/Export Trade Company) в рамках подготовки к экспортно-импортной деятельности и привлечению финансирования такой компании за рубежом.
Настоящая публикация интересна комплексным подходом к рассмотренной теме. Автор исследует как экономические, так и юридические аспекты создания коммерческой структуры, предназначенной для осуществления деятельности в сфере международной торговли. Весьма интересными представляются рекомендации, которые дает автор относительно организации такой структуры.
Публикация сопровождается комментариями экспертов:
“Правила игры” – аналитический материал, в котором рассматривается стратегия продвижения украинских товаров на иностранные рынки.
“Преимущества финансирования” – аналитический материал, посвященный вопросам, связанным с требованиями, которые предъявляются кредиторами при финансировании экспорта, причем приводится пример структурирования бизнеса с использованием Export Trade Company, который представляет собой таблицу (таблица не приводится по техническим причинам).
Ряд факторов
Выбор юрисдикции для торговой компании, кроме прочего, зависит от ряда факторов, например: от страны, в которой находятся основные потребители, наличия возможности минимизации налогообложения торговых операций, отсутствия или наличия минимального налога на дивиденды у источника, стоимости содержания ЕТС, возможности привлечения заемных средств и получения страхового покрытия от экспортно-кредитных агентств, престижа юрисдикции регистрации компании и др. В то же время необходимо учитывать возможные риски, связанные с трансфертным ценообразованием, законодательством о контролируемых иностранных компаниях (CFC), положениями конвенций об устранении двойного налогообложения, спецификой местного законодательства, отношением налоговых органов к создаваемой структуре, их оценкой законности такой структуры и пр.
На практике одними из наиболее популярных юрисдикций для торговых компаний в Европе являются Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Словакия и Германия. В последние годы собственники бизнеса стараются не использовать для указанных целей типичные офшоры, такие как Кипр, Британские Виргинские острова и т.п. Наличие возможности привлечения финансирования — сильный аргумент при принятии решения о создании ЕТС. Это же подкрепляется нежеланием европейских банков финансировать украинские компании в сложившейся экономической и политической ситуации.
Пример структурирования
Особое положение Export Trade Company в комплексной стратегии финансирования должно помочь избежать ряда проектных рисков и сложностей, таких как страновые и рейтинговые ограничения, трудности проведения расчетов, вопросы брендирования и позиционирования продукции, отягощения, связанные с проблемами компаний украинского периметра.
С целью максимизации пользы от использования Export Trade Company и эффективного достижения последующих целей обычно разрабатывается и внедряется стратегия наращивания операций и лоббирования интересов такой иностранной компании (с позиции украинских собственников) посредством ее аккредитации в ключевых экспортных кредитных агентствах (ЭКА) и банках. Пример структурирования бизнеса с использованием Export Trade Company указан в схеме №1.
Вариант предложенной структуры позволяет достичь ряда обусловленных целей, среди которых создание инфраструктуры для импортно-экспортных операций, организация товарно-денежных потоков торговой и холдинговой компании (ETC может быть использована как промежуточное звено для покупки товаров в одной стране и последующей продажи в другой), оптимизация налогообложения, аккумулирование прибыли за пределами Украины, привлечение более дешевого иностранного финансирования на ЕТС под гарантии ЭКА.
Торговое финансирование
В мировой практике одним из наиболее эффективных и экономически выгодных способов привлечения заемных средств является получение кредита под проектное финансирование или экспортное страхование. Как правило, банки — резиденты стран СНГ предоставляют краткосрочные кредиты под довольно высокие проценты. В связи с этим украинские экспортеры заинтересованы в разумных и экономически выгодных схемах финансирования. Одной из таких схем является получение кредита от банка — нерезидента стран СНГ под гарантии экспортных кредитных агентств.
Операции по торговому финансированию наиболее выгодны для компаний, которые производят продукцию и осуществляют регулярные экспортные поставки, а также для компаний, планирующих обновление основных средств и повышение эффективности хозяйственной деятельности.
Цели торгового финансирования — уменьшение рисков, связанных с внешнеэкономическими операциями, и предоставление экспортеру средств, необходимых для осуществления соответствующей внешнеэкономической операции. Как правило, сумма страхового покрытия, предоставленного ЭКА, составляет 80–90 % от суммы предоставленных заемных средств (или контракта). Дополнительные плюсы указанного инструмента — достаточно длительный период пользования денежными средствами, рост доверия со стороны контрагентов, увеличение сроков отсрочки платежей и размеров кредитных лимитов, увеличение объемов продаж и др.
Следует отметить, что ЭКА, а также потенциальный кредитор выдвигают определенные требования к заинтересованной компании. Ключевыми пунктами таких требований, кроме прочего, выступают прозрачность структуры бизнеса, отсутствие кредиторской задолженности, прозрачность движения финансовых потоков, наличие профессионального менеджмента и позитивная деловая репутация.
Безусловно, наличие в группе компаний экспортной торговой компании, созданной с учетом тонкостей и специфики определенного бизнеса, — один из необходимых элементов развития международной торговли. Такой механизм становится особо ценным в условиях экономического и финансового кризиса в стране.
Автор: Д. НИШПАЛ
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100111613
Правила игры
Для продвижения экспорта украинским компаниям следует в первую очередь понять для себя правила игры на экспортном рынке и соответствовать им. Это касается вопросов сертификации продукта, маркировки, необходимой информации и т.д. После определения этих данных актуальным становится вопрос сбыта — работа либо с сетями, либо с контрагентами в зависимости от типа продукции.
Данная часть требует тщательного сопровождения, вопросы структурирования торговой компании, торгового финансирования также крайне актуальны, но к ним стоит подходить только после понимания, что именно, куда и с какой логистикой будем продавать.
Все эти вопроcы требуют юридической поддержки. Судя по опыту клиентов, торговля с Европой является достаточно стабильной. Бывают исключения из правил, и возникают неприятные ситуации, например, с отсутствием оплаты товара, но в большинстве случаев европейские сети вовремя рассчитываются за поставленный товар. Также процесс сертификации и аккредитации в сетях достаточно стандартный, стабильный, работает без дополнительных денежных составляющих, взяточничества и в обещанные сроки.
Отдельный интересный вопрос — наличие существующих антидемпинговых и других ограничительных мер, которые подлежат пересмотру каждый год по заявлению одной из сторон. Соответственно, для украинских экспортеров вполне резонно открывать давно закрытые для нас рынки заградительными пошлинами посредством пересмотра данных пошлин. Также стоит отметить, что как только экспортер занимает на рынке значительную долю, его товар становится очень успешным. Нельзя исключить риск новых таких расследований, и, соответственно, экспортерам стоит вести правильную систему мониторинга своей ценовой политики и объема сбыта, чтобы не попасть в ситуацию с заградительными пошлинами.
Автор: О. МАЛЬСКИЙ
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100111613
Преимущества финансирования
При выходе на новый рынок, в том числе европейский, потенциальный экспортер сталкивается с рядом проблем, как юридических и технических, так и финансовых (отсутствие денег). Финансирование ЭКА — это один из вариантов решения финансовой проблемы, так как ЭКА по сути выступает посредником между продавцом и покупателем и обеспечивает таким образом финансирование экспорта.
Основными преимуществами такого финансирования являются более низкие процентные ставки и доступность долговременного финансирования, но чтобы его получить, компания должна немного «потрудиться».
Что касается выдвигаемых требований, то, во-первых, важным условием является финансовая стабильность и кредитоспособность заемщика. Особое внимание нужно уделить наличию прозрачной финансовой отчетности компании, которая соответствует международным стандартам, положительной истории кредитования, истории зарубежных покупок и оплат. Кроме того, важным моментом является понятная и прозрачная структура компании. Во-вторых, сумма финансирования обычно покрывает 85 % стоимости контракта, поэтому нужно все-таки иметь ресурсы для покрытия оставшихся 15 %. В-третьих, компания должна быть готова к работе по аккредитиву, так как в большинстве случаев формой расчетов при таком финансировании выступает безотзывной документарный аккредитив.
Тем не менее, несмотря на возможные сложности, такой инструмент заслуживает внимания и должен стимулировать компании к ведению прозрачной деятельности и отчетности для возможного получения финансирования.
Автор: О. ОСИПЧУК
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100111613