FATF в скором времени внесет изменения в процедуры оценки бенефициарного владения. Ужесточения стоит ожидать уже в ближайшие годы. Все потому, что информация раскрытая Pandora Papers указала на несовершенство действующих правил.
Правила проверки бенефициарной собственности не выполняются
В последние годы прозрачность бенефициарного владения заняла первое место в повестке дня по борьбе с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма. Публикации Pandora Papers показали реальную картину выполнения требований FATF касательно проверки реальных бенефициарных владельцев компаний. По мнению Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, хоть более 200 стран взяли на себя обязательства перед своими финансовыми учреждениями — и такими организациями, как юристы, нотариусы, бухгалтеры и агенты по недвижимости — выявлять и проверять информацию о бенефициарных владельцах компаний, находящихся в их юрисдикции, многие до сих пор не применяют это на практике.
Оценка более 100 юрисдикций, показала, что только треть стран гармонизировало свое законодательство с требованиями раскрывать данные о реальных бенефициарных владельцах. Причем лишь 10% принимают эффективные меры по обеспечению прозрачности компании и доверительного владения.
Нужно отметить, что указанные правила (Рекомендации 24) были введены еще в 2003 году.
Все это подтолкнуло FATF к разработке изменений в правила бенефициарного владения. До 20 августа 2021 года проводился прием предложений касательно усиления Рекомендаций 24, а 3 декабря Группа опубликовала предложенные поправки и открыла общественные консультации.
Что такое Рекомендации 24
FATF установило глобальные стандарты борьбы с отмыванием денег в 40 рекомендациях. Невыполнение последних приводит к серьезным последствиям. Страны попадают в «серый» или «черный» список, что приводит к ограничению доступа к глобальной финансовой системе.
Рекомендация 24, в частности, требует от стран обеспечить доступ компетентным органам (правоохранительные органы, подразделения финансовой разведки и налоговые органы) к адекватной, точной и актуальной информации об истинных владельцах компаний, работающих в их стране.
Однако в стандартах FATF конкретно не прописаны общие правила для всех стран, которые гарантируют доступ к информации о бенефициарной собственности. Правительство каждой юрисдикции самостоятельно решает, с помощью какого инструмента обеспечить раскрытие реальных владельцев.
Учитывая, что каждая страна по-своему подходит к выполнению рекомендаций FATF, сегодня в мире применяется большое разнообразие правил раскрытия бенефициарного владения. Это несет риски, связанные с оценкой FATF, учитывая высокую степень гибкости оценки реальной собственности.
Какие изменения предлагает FATF
Группа требует, чтобы юрисдикции направили все силы на снижение рисков противодействия отмывания денег юридическими лицами, зарегистрированными в стране и за границей. FATF считает внесение изменений необходимым из-за использования структур трансграничной собственности для сокрытия бенефициарного владения, но признает, что существуют практические проблемы, связанные с идентификацией и оценкой рисков юридических лиц, созданных за рубежом.
Поэтому Группа разработки финансовых мер стремится разработать механизм, основанный на оценке риска, ограничивающего сферу действия компаний, зарегистрированных за границей, но имеющих связи со страной.
Еще одна из предложенных FATF поправок касается «многоаспектных» подходов к сбору информации о бенефициарной собственности. Организация рассматривает элементы, которые следует применять во время многоаспектной оценки. Для этого изучается опыт стран, имеющих реестры бенефициарной собственности. Консультации признают, что централизованные реестры — не является панацеей, и запрашивают комментарии по ключевым преимуществам и недостаткам альтернативных подходов, таких как требование к компаниям, финансовым учреждениям и нефинансовым специалистам хранить информацию о бенефициарной собственности.
Другие акценты консультаций:
- повышение адекватности, точности и своевременности подачи информации;
- обеспечение быстрого доступа компетентных органов к информации, с одновременной защитой конфиденциальности данных субъектов;
- введение более строгого контроля за использованием акций на предъявителя, номинальных директоров и акционеров.
Чего можно ждать в ближайшем будущем от FATF
Ожидается, что в Рекомендации 24 будут внесены изменения, которые усилят контроль над раскрытием бенефициарного владения. В частности предлагается:
Сделать обязательными централизованные реестры бенефициарных прав
Во многих странах банки, нотариусы, агенты недвижимости и т.д. ведут разные реестры и соответственно информация там отображается и актуализируется по-разному. С другой стороны, централизованные реестры бенефициарного владения помогают обеспечить точность информации о бенефициарном праве и возможность своевременного доступа властей к ней.
Четкое прописать в национальных законах значение прав бенефициарной собственности
Расплывчатое неконкретное определение бенефициарного собственника создает условия для неправомерного применения законодательства. Четкое определение понятия бенефициарной собственности позволило бы компетентным организациям лучше выполнять свои обязанности. Определение значения бенефициарной собственности в национальных законодательствах должно указывать на физических лиц-фактических владельцев компании, а не только на лиц, прописанных в учредительных документах. Помимо этого, оно также обязано учитывать и граждан, осуществляющих реальный контроль над деятельностью, независимо от наличия их на руководящих или других должностях либо информации о них в корпоративных реестрах.
Предусмотреть независимую проверку данных о бенефициарной собственности
Важно своевременно обновлять и актуализировать информацию в реестрах бенефициаров. Гарантия точных данных предусмотрена в Рекомендациях 24. Но без конкретных требований и указаний, как осуществлять проверку и актуализацию информации, достичь правильности ее отображения не удастся. Регистрация и своевременное обновление ключевой информации о бенефициарном собственнике и юридическом лице, такой как имя бенефициарного владельца, дата рождения, адрес, место жительства, гражданство и информация об акционерах и директорах, — это только начало.
Реестрам также следует предоставить полномочия и ресурсы для независимой проверки информации путем сопоставления ее с оригинальными документами, такими как удостоверения личности, и дальнейшей перекрестной проверки, например, с существующими государственными базами данных и реестрами, такими как налоговые реестры и реестры гражданства.
Ограничить использования инструментов, позволяющих обеспечить анонимность: акции на предъявителя и номиналы.
Указанные инструменты используются не только для обеспечения защиты активов и капитала, их также применяют преступники для отмывания денег. Поэтому юрисдикции должны их запретить или обеспечить их идентификацию. Например, обязать конвертировать акции на предъявителя в именные либо организовать их хранение только в регулируемом финансовом учреждении.
Повысить уровень прозрачности владения иностранными компаниями
Обычно иностранные юридические лица используются для приобретения недвижимости, инвестиций, участвуют в государственных заказах и т.д., но при этом они не всегда регистрируются в местных корпоративных реестрах и не раскрывают данные о своих реальных бенефициарных владельцах. В рамках надежного глобального стандарта бенефициарного владения страны должны требовать от иностранных компаний соблюдения тех же правил раскрытия информации о бенефициарном праве, которые применяются к отечественным компаниям для инвестирования в страну, в том числе при открытии банковского счета или покупке недвижимости.
https://internationalwealth.info/deofshorization/fatf-uzhestochaet-pravila-beneficiarnogo-vladenija/