Европейские страны скованы целым рядом международно-правовых обязательств, в рамках которых полноценное независимое ведение налогово-бюджетной политики достаточно проблематично. Тем не менее государства ЕС активно реформируют налоговые системы, пытаясь найти золотую середину между пополнением своей казны и развитием бизнес-инициатив с привлечением инвестиций в экономику своих стран.
На этом фоне между странами в мире, и в Европе в частности, сегодня развернулась настоящая ожесточенная конкурентная борьба за привлечение капитала. Основные инструменты такой борьбы — снижение ставок налогообложения на основные налоги, сокращение разного рода ограничений и улучшение процедур администрирования налогов. Однако внедрение подобных инструментов осуществляется в условиях жестких монетарных ограничений, навязываемых Европейским центробанком, а также высоким уровнем долговой нагрузки каждой из стран ЕС.
Тем не менее основная цель, которую преследует большинство фискальных органов стран ЕС, состоит в более широком налогообложении доходов граждан и юридических лиц и расширении базы доходов, подлежащих налогообложению в соответствующем государстве.
Настоящая публикация представляется чрезвычайно интересной, в особенности, в свете перспектив и стремления Украины к интеграции и ассоциации с Европейским Союзом. Автор – А. ХОМЯКОВ — партнер ЮФ Asters – раскрывает стандарты и тенденции налоговой политики ЕС, а также излагает свое видение системы внедрения подобных стандартов и в Украине, причем в удобной табличной форме приводит сведения о размере основных ставок налогов, из которой следует, что Украина – достаточно привлекательная страна в этом отношении. Однако Украина явно отстает в отношении администрирования налогов. Проигрыш Украины в прозрачности и понятности процедур делает ее гораздо менее привлекательной для инвесторов, чем страны ЕС.
Публикация сопровождается мнением эксперта – В. ТАРАСЕНКО, партнера Pavlenko Legal Group, в котором подчеркивается не только отсталость Украины в сфере администрирования налогов, но и малая эффективность системы администрирования в области налогообложения на международном уровне вообще. Тем не менее, в будущем активность всей глобальной системы взаимной административной помощи в налоговых делах будет расти, и Украина тоже станет участником этого процесса, по мнению автора.
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100113186