Какие налоговые схемы не работают с 2017 года?

Экономический анализ Европейской Комиссии схем Aggressive Tax Planning (агрессивного налогового планирования в международном формате) четко определяет, какие механизмы, используемые транснациональными компаниями и структурами, не работают с 2017 года, соответственно, не могут использованы в рамках МНП. Во многих юрисдикциях решения судов приводят к одному выводу:налоговое законодательство должно трактоваться однозначно, не давая возможности уклоняться от уплаты налогов с помощью транзакций, не имеющих деловой цели.

Вы можете получить обвинение в уклонении от исполнения налоговых обязательств, если ваши операции не имеют надлежащего делового мотива, не участвуют в сделках и не отображают реальную экономическую деятельность.

Доклад Европейской комиссии по индикаторам агрессивного налогового планирования

Общеизвестно, что выравнивание налогов во всем мире поможет развитым странам со стандартными налоговыми ставками получать отчисления в бюджет на должном уровне. Это одна из основных причин, почему ЕС принимает активные меры по деофшоризации, налоговой и корпоративной прозрачности.

В 2016 г. представители Европейской комиссии (ЕК) начали проводить общественные консультации по сбору отзывов о консультантах и посредниках, которые могли бы оказывать помощь в уклонении от уплаты налогов. По завершению консультационного этапа высший орган исполнительной власти ЕС опубликовал налоговый документ «Исследование структур агрессивного налогового планирования и индикаторов». Отчет подытоживает проделанную работу и определяет распространенные структуры, которые используются в Aggressive Tax Planning (ATP).

Какие налоговые схемы не работают с 2017 года?

Важно отметить, что сложные структуры негативно воздействуют на многие государства-члены ЕС, тем самым создавая эрозию налоговой базы. В отчете ЕК в большей степени затрагиваются следующие каналы агрессивного налогового планирования:

  • с помощью процентных платежей;
  • через дивиденды и роялти;
  • с помощью стратегий трансфертного ценообразования.

Индикаторы ATP позволяют разделить на классы задействованные в многонациональных предприятиях (МНП) субъекты на 3 основных типа:

  • целевые со сниженной налоговой базой;
  • субъекты с увеличением налоговой базы и одновременным налогообложением по более низкой ставке;
  • посреднические образования в структуре с ATP без явного влияния на определение налоговой базы.

Исследование опирается на макроэкономические и внутренние показатели конкретной компании. Основной задачей для обнаружения ATP остается оценка его актуальности для всех участников конкретной структуры.

Ставки корпоративного налога значительно различаются между странами ЕС, а доходы от него отражают разницу только частично. К примеру, Кипр, Мальта и Люксембург могли бы поднять действующие ставки для справедливой налоговой конкуренции. В других индикаторах подверженности юрисдикции агрессивному налоговому планированию:

  1. Запасы прямых иностранных инвестиций и структура рынка – чрезвычайно высокие значения могут указывать на активность ATP.
  2. Наличие компаний специального назначения (SPE);
  3. Чрезвычайно высокий процент контролируемых иностранных компаний и высокая доля валовой операционной прибыли в них.
  4. Высокий процент притока чистых выплат роялти от ВВП и/или положительный чистый отток таких выплат (примеры – Великобритания, Финляндия, Дания, Люксембург, Швеция и др.).
  5. Высокий уровень импорта по более низким ценам в результате неправильного трансфертного образования (ценовые аномалии).
  6. Договорные покупки при репатриации дивидендов из-за пределов ЕС (традиционно высокий уровень в Эстонии, Нидерландах и Великобритании).
  7. Дочерние компании в странах с более низким уровнем налогообложением (или полным отсутствием такового).
  8. Применение консолидированных налоговых ставок для МНП с возможностью уменьшать налоговую базу за счет финансовых потерь.
  9. Концентрация патентных резервов в юрисдикциях со специальными режимами (IP-BOX).
  10.  Создание целевых организаций в государствах с более низкими налоговыми ставками для более высокой прибыльности группы компаний (может частично отражать отображать информацию о субъектах, расположенных за пределами ЕС).
Очень часто платежи роялти являются итогом распределения нематериальных активов на уровне определенного предприятия с целью повысить операционную рентабельность. Такой подход может определяться как схема агрессивного налогового планирования.

Еще одни индикатор ATP, выявленный Европейской Комиссией, – перемещение операционной прибыли в ту часть группы международных корпораций, которая находится в низконалоговой юрисдикции.

Методы транснациональных компаний, работающие до 2017 г.

Ранее транснациональный бизнес активно использовал всевозможные лазейки и недочеты в законодательстве о корпоративном налогообложении разных юрисдикций с целью снижения налогового бремени. Следствием стало сокращение налоговых поступлений в бюджет стран с традиционным налогообложением, недобросовестная конкуренция, а также общее негативное влияние на фискальную политику.

Для определения индикаторов агрессивного налогового планирования изучались не только показатели самих государств-членов ЕС – проводилась идентификация многонациональных групповых предприятий со сложными структурами, которые далее разделены на классы.

Очень рекомендуем прощаться с вашим налоговыми консультантами, если они до сих пор рекомендуют пользоваться одним или несколькими из вышеуказанных методов.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах НЕРАБОЧИЕ с 2017 года схемы агрессивного налогового планирования. Например:

  • Искусственные «рыночные» схемы при выплате заработной платы сотрудникам предприятия (часто использовалась в Великобритании).
  • Отсрочка налогообложения, доступная во многих юрисдикциях ЕС, которой недобросовестно пользовались налогоплательщики в рамках ATP.
  • Перемещение основной операционной прибыли в низконалоговую юрисдикцию (или классическую налоговую гавань без уплаты корпоративного подоходного налога), например, в штат Делавэр, США, резидентом которого ваша основная компания не является, и т.д.

Очень важно понимать, что при выстраивании вашей бизнес-структуры оптимизация налогов не должна привести к обвинениям в использовании методов агрессивной налоговой политики. Как правило, такие претензии выдвигаются к юрисдикциям с несправедливой налоговой конкуренцией, сам же бизнес, использующий лазейки и недочеты в законах, может быть обвинен в уклонении от уплаты налогов, а в дальнейшем получит колоссальные штрафы и даже, что вполне реально, тюремный срок для должностных лиц.

Фискальные корректировки проводятся практически во всех странах. В частности, государства ЕС проводят налоговые реформы, пересматривают или денонсируют Соглашения об избежании двойного налогообложения с третьими странами и между собой, накладывают разнообразные ограничения на программы ВНЖ и гражданства за инвестиции с одной целью – добиться справедливой налоговой конкуренции и исключить вредные налоговые практики. Только так государства смогут честно конкурировать между собой в плане корпоративного налогообложения.

Устранение неэффективной налоговой политики с помощью диджитализации

Во всем мире происходят глобальные изменения – заключаются соглашения о взаимной административной помощи и автоматическом обмене информацией, вводятся новые правила борьбы с уклонением от уплаты налогов и финансированием преступности, составляются новые международные договора об избежании двойного налогообложения и т.д. Поэтому современному бизнесу крайне важно держать руку на пульсе событий и своевременно структурировать свои группы компаний в рамках МНП (международного налогового планирования).

Цифровизация значительно упрощает устранение агрессивных налоговых практик – на начало июля 2021 г. 132 государства мира, на долю которых припадает 90% мирового ВВП, присоединилось к новому плану ОЭСР по реформированию международных правил налогообложения. Его внедрение предполагает уплату транснациональными компаниями справедливой доли налогов, независимо от места деятельности. В дальнейшем еще 139 юрисдикций планирует присоединиться в ближайшем будущем. Сам же план будет окончательно доработан в октябре 2021 г. Новшества основываются на двух принципах:

  • обеспечение справедливого распределения прибыли;
  • налоговые права стран в отношении крупных многонациональных предприятий.

Второй пункт предполагает ограничение налоговой конкуренции за счет введения глобального корпоративного налога по минимальной ставке, которая будет применяться ко всем компаниям, находящимся в любом из участвующих государств. Таким методом страны смогут защитить собственную налогооблагаемую базу, а цифровизация позволит получать необходимые данные в режиме реального времени.

Новое соглашение принесет необходимые налоговые поступления в бюджеты. Ожидается, что доход многонациональных компаний в размере 150 млрд. USD в год будет регулярно распределяться между участвующими юрисдикциями.

Согласно плану ОЭСР, корпоративный налог должен уплачиваться по ставке не менее 15%. Метод позволит стабилизировать международную налоговую систему и повысить налоговую уверенность налогоплательщиков.

В данный момент множество подробностей остается за кадром, определенное количество участников еще не поставили подписи на этом документа, однако завершение ожидается в октябре 2021 г, когда будет предоставлен план реализации. Типовое законодательство, многостороннее соглашение и руководство будут выпущены в 2022 г., а вступление в силу ожидается в 2023 г.

Это достаточно важное новшество, которое, как утверждают международные эксперты, радикально изменит международное налогообложение. Конечно, правительствам многих стран придется снова проводить реформы, создавать новую законодательную базу с учетом изменений, чтобы гарантировать исполнение многонациональными компаниями своих налоговых обязательств.

На самом деле это историческое соглашение, максимально устраняет вредные налоговые практики и методы агрессивного налогового планирования. Где бы не находилась ваша международная корпорация, вы будете платить налоги по единой ставке.

Мы еще раз делаем акцент на том, что ваша деятельность, налоговые обязательства и прочие корпоративные моменты должны своевременно адаптироваться к новым условиям – прозрачность и открытость, отсюда – только законное ведение бизнеса сегодня стоит на первом месте в мире.

https://internationalwealth.info/tax-planning/kakie-nalogovye-shemy-ne-rabotajut-s-2017-goda/

Читайте также