Конечная установка: Принятые изменения в законодательство не способствуют раскрытию информации юридическими лицами о своих конечных выгодополучателях

5 ноября 2014 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей» (Закон).

Законом внесены изменения и дополнения, в том числе в Хозяйственный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях и Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма».

Изменениями к указанным законодательным актам дано определение термина «конечный выгодополучатель юридического лица», предусмотрено, что предприятия, кроме государственных и коммунальных, обязаны устанавливать своего конечного выгодополучателя, регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору, а также установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 5100 до 8500 грн) за непредоставление юридическим лицом государственному регистратору предусмотренной Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» информации о выгодополучателе юридического лица.

Кроме того, Законом установлен шестимесячный срок со дня вступления его в силу, в течение которого юридические лица, зарегистрированные до этой даты, обязаны предоставить государственному регистратору сведения о своем конечном выгодополучателе, в том числе конечном выгодополучателе их учредителя, если учредитель — юридическое лицо.

Таким образом, для юридических лиц возник вопрос: раскрывать или нет информацию о своем конечном выгодополучателе?

В других государствах

С одной стороны, в случае невыполнения требований законодательных актов юридическому лицу грозит административная ответственность в виде штрафа в размере не более чем 8500 грн, а с другой — при предоставлении соответствующей информации юрлицо рискует доначислением контролирующим органом налогового (денежного) обязательства, размер которого может значительно превысить размер административных санкций.

Тут также уместно упомянуть о том, что действующим законодательством не определен государственный орган, к полномочиям которого относится оформление материалов административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 16611 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

С учетом закрепленного в Конституции Украины принципа, согласно которому никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение, можно сделать вывод, что в случае непредоставления юридическими лицами, зарегистрированными до вступления в силу этого Закона, государственному регистратору сведений о своем конечном выгодополучателе они могут быть привлечены к административной ответственности лишь раз.

Изложенное наводит на мысль, что вряд ли указанные обстоятельства будут способствовать раскрытию информации юридическими лицами о своих конечных выгодополучателях.

Поскольку государственная регистрационная служба Украины имеет возможность доступа к данным о конечных выгодополучателях юридических лиц, зарегистрированных на Украине, основная цель Закона заключается в раскрытии информации о конечных выгодополучателях юридических лиц, зарегистрированных в других государствах.

Принимая во внимание необходимость взаимодействия уполномоченных государственных органов Украины с соответствующими органами другого государства с целью получения информации о конечных выгодополучателях юридических лиц, отметим, что не в пользу инициатив законодателя, заложенных в Законе, свидетельствует и отсутствие у уполномоченных государственных органов Украины инструментов для проверки сведений о конечных выгодополучателях юридических лиц путем получения соответствующей информации от уполномоченных органов других стран.

Действующие международные договоры, заключенные Украиной с другими странами, не предусматривают возможности обмена информацией о конечном выгодополучателе юридического лица.

Кроме того, следует упомянуть о том, что в случае необходимости осуществления государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, в отношении которого государственному регистратору не подана информация о его конечных выгодополучателях, последнее обстоятельство не послужит основанием для отказа в проведении такой государственной регистрации согласно положениям Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

Таким образом, сведения о конечном выгодополучателе юридического лица, зарегистрированного в ином государстве, государственный регистратор может получить только от такого юридического лица или от юридического лица — резидента Украины, в котором участвует это юридическое лицо — нерезидент, самостоятельно решающего, раскрывать или нет соответствующую информацию, учитывая последствия такого действия или бездействия.

Автор: СЕЛИВАНОВ Михаил — адвокат, г. Киев

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100110713

Читайте также