Логистическая цепочка: Разъяснения компетентных органов относительно документального оформления доставки грузов могут применяться логистическими компаниями исключительно индивидуально

За последние несколько месяцев у налогоплательщиков, предоставляющих услуги перевозки, организацию (сопровождение) доставки грузов или экспедиторские, логистические услуги с помощью автомобильного транспорта, возникает много вопросов по использованию, оформлению товарно-транспортных накладных (ТТН).

В настоящей публикации рассматриваются вопросы, которые встают перед логистическими операторами в связи с обязательным оформлением ТТН. В частности, автор обращает внимание логистов на обязательность оформления внутренних перевозок грузов автомобильным транспортом по территории Украины с использованием ТТН. При этом автором отмечается, что у логистических компаний могут возникать серьезные разногласия с налоговыми органами, поскольку порядок оформления ТТН довольно сложен и недостаточно ясно урегулирован.

Публикация сопровождается следующими аналитическими материалами:

“Отказ от дерегуляции” – комментарий эксперта, в котором содержится вывод о недостаточной последовательности политики дерегуляции в связи с введением общеобязательной формы ТТН приказом Министерства инфраструктуры Украины от 5 декабря 2013 года № 983;

…забытое старое” – комментарий эксперта, в котором рассматривается влияние ошибок в ТТН на налоговый учет.

Обновления

Данная проблематика связана с тем, что 14 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства инфраструктуры Украины «Об утверждении Изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом на Украине» от 5 декабря 2013 года № 983, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 25 декабря 2013 года № 2197/24729. Этим приказом внесены изменения в приказ Министерства транспорта Украины «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом на Украине» от 14 октября 1997 года № 363, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 20 февраля 1998 года № 128/2568 (приказ № 363), установлена новая форма ТТН (форма № 1-ТН).

Для освещения спорных вопросов оформления, использования новой формы ТТН в данной статье будет рассмотрена специфика деятельности логистических компаний во внутреннем сообщении Украины, поскольку такие субъекты хозяйствования осуществляют наиболее широкий перечень услуг по организации доставки грузов автомобильным транспортом.

Чаще всего логистические компании не имеют собственного автотранспорта, а привлекают для этого процесса сторонних перевозчиков, и на одном этапе доставки груза получателю таких перевозчиков может быть несколько. Одна логистическая организация может привлекать к процессу доставки другие компании.

После принятия изменений в приказ № 363 форма ТТН стала обязательной для участников отношений в сфере перевозки грузов.

Не все учтено

Однако ни содержание приказа № 363, ни новая форма № 1-ТН ТТН, ни другие нормативные акты не учли специфику построения логистического бизнеса.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность по оказанию услуг перевозки грузов автомобильным транспортом, являются: Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 года № 2344-III (Закон № 2344), Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 1 июля 2004 года № 1955-IV, постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении» от 25 февраля 2009 года № 207 (постановление № 207) и приказ № 363, о котором упоминалось выше.

В соответствии с приказом № 363 ТТН — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы. Форма ТТН утверждена приложением № 7 к данному приказу. Согласно подпункту 11.1 пункта 11 приказа № 363, основным документом для перевозки грузов является ТТН.

Статьей 1 Закона № 2344 определено, что документы на груз — это документы, установленные Таможенным кодексом Украины, Законами Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», «О транзите грузов», другими актами законодательства, в том числе международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины, необходимые для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом.

В соответствии со статьей 48 Закона № 2344 документами для осуществления внутренних перевозок грузов являются: для автомобильного перевозчика — документ, удостоверяющий использование транспортного средства на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством.

Пунктом 1 постановления № 207 установлен перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении для водителя юридического лица или физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях. одним из обязательных документов из этого перечня является ТТН.

Для осуществления перемещения грузов автомобильным транспортом необходимо оформлять ТТН установленной формы, которая является обязательной для всех участников деятельности в перемещении грузов по внутренней территории Украины. Действующее национальное законодательство не освобождает от обязанности не использовать, не оформлять ТТН логистическим компаниям.

Индивидуальное толкование

Учитывая тот факт, что в настоящее время не утверждены правила заполнения ТТН, возникает много вопросов, связанных с заполнением отдельных граф документа, количеством комплектов накладных в процессе оказания услуг доставки.

Необходимо отметить, что порядок применения формы № 1-ТН достаточно сложен, учитывая специфику деятельности логистических компаний и отсутствие разъяснений о составлении, заполнении этого единого обязательного транспортного документа.

Логистическая деятельность осуществляется посредством аккумулирования на складах (как собственных, так и сторонних логистических компаний) грузов от грузоотправителей с последующей сортировкой и организацией их доставки. Каждая логистическая компания разрабатывает собственную модель построения бизнеса.

В настоящее время наиболее обеспокоены этой тематикой бухгалтерские службы. Риском в данном случае будет индивидуальное толкование налоговыми органами требований приказа № 363 и порядка заполнения ТТН. Налоговый орган при проведении проверки может не признать как надлежащий документ форму ТТН, которая изменена, дополнена плательщиком налогов, даже если в ней присутствуют все обязательные реквизиты.

Непонятными остаются следующие обстоятельства. Например, когда во время доставки грузов логистической компанией привлекаются сторонние перевозчики. Сложности возникают и в определении сторон, участвующих в перевозке (заказчик, перевозчик, получатель), количества необходимых комплектов ТТН на каждый отдельный груз и т.п.

Сегодня налоговых консультаций об оформлении ТТН после внесения изменений в приказ № 363 нет. Однако Государственной налоговой службой Украины утвержден приказ «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации относительно порядка обложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности» от 6 июля 2012 года № 610, которым определено, что факт предоставления услуги экспедитора при перевозке подтверждается единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т.д.), отображающих путь следования груза от пункта его отправления до пункта его назначения.

Следовательно, налоговый орган постоянно акцентирует свое внимание на обязательном наличии ТТН при предоставлении услуг, связанных с перевозкой грузов.

Таким образом, сейчас наиболее эффективным для участников грузоперевозок представляется получение разъяснений от Министерства инфраструктуры Украины с последующим получением индивидуальной налоговой консультации от налоговых органов относительно документального оформления доставки грузов.

С учетом того, что каждая логистическая компания индивидуально структурирует деятельность, разъяснения указанных органов исполнительной власти также будут применяться исключительно индивидуально. Но даже наличие таких разъяснений, консультаций не гарантирует налогоплательщикам отсутствия споров с налоговыми органами в будущем и успешного их разрешения в судебных инстанциях.

Автор: БЕВЗА Владимир

Введение общеобязательной формы ТТН приказом Министерства инфраструктуры Украины от 5 декабря 2013 года № 983, осуществленное на фоне декларируемой политики дерегуляции, в рамках которой, например, отменены дорожные листы, может иметь серьезные последствия для рынка автомобильных грузоперевозок Украины.

Позиция Мининфраструктуры по данному вопросу отражена в письме ведомства от 11 марта 2014 года № 2455/25/10-14 и в ряде индивидуальных разъяснений, предоставленных в ответ на запросы отдельных транспортных компаний. Эта позиция свидетельствует об обязательности формы № 1-ТН в части наличия и заполнения ее реквизитов. Внесение в ТТН дополнительных записей и пометок, по мнению Мининфраструктуры, допускается лишь в случаях, которые предусмотрены законодательством. Таким образом, возможности для модификации формы государственного образца с целью ее адаптации к деятельности конкретной компании весьма ограничены.

В сложившихся обстоятельствах логистические провайдеры вынуждены экстренно приспосабливать свою деятельность к форме № 1-ТН, которая по своему содержанию применяется главным образом для прямых перевозок полнокомплектного груза заказчика (тогда как в современной логистике распространены более сложные формы организации транспортных потоков, такие как сборные грузоперевозки с комплектованием грузов на распределительных центрах).

Если сопоставить дискуссионную законодательную новеллу об обязательности формы № 1-ТН с растущей активностью налоговых органов, то можно предположить, что уже в скором времени наличие ТТН ненадлежащей формы будет приравниваться к отсутствию первичного документа, подтверждающего осуществление хозяйственной операции. Участники транспортного рынка, которые не сумеют перейти на использование формы № 1-ТН и обеспечить надлежащее оформление перевозных документов, оказываются в группе риска в контексте перспектив доначисления налоговых обязательств и финансовых санкций.

Автор: Владимир ЗАБУДСКИЙ

Министерство инфраструктуры Украины приказом № 983 от 5 декабря 2013 года вернуло уже давно забытую всеми ТТН, но в несколько видоизмененной форме (1-ТТН), исключив из нее расчет стоимости транспортных услуг. Теперь, согласно пункту 11.1 обновленных Правил перевозки грузом автомобильным транспортом, 1-ТТН является основным документом, подтверждающим перевозку грузов. Кроме того, приказом № 983 был изменен термин «перевозчик», и к таковым стали относиться не только лица, предоставляющие услуги перевозки грузов, но и те субъекты хозяйствования, которые перевозят груз автотранспортом за свой счет.

Поэтому неудивительно, что отсутствие 1-ТТН или ошибки при ее заполнении будут трактоваться налоговыми органами не в пользу налогоплательщика. В таком случае последний будет лишен права на отображение затрат на перевозку груза при расчете налога на прибыль, что предусмотрено подпунктом 139.1.9 пункта 139.1 статьи 139 НК Украины. Хотя при этом отсутствие 1-ТТН не влечет потерю права на налоговый кредит по НДС, поскольку данная накладная не содержится в перечне документов, устанавливающих право на формирование налогового кредита, определенного в сводном письме Миндоходов Украины от 19 сентября 2013 года.

Автор: Дмитрий ЖУКОВ

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100108876

Читайте также