MARITIME DAYS IN ODESSA – 2013

Весна в Одессе – время цветов и девушек, открытых террас и еще не прогретых пляжей, пестрого круговорота несуетных улыбчивых людей. При всем при том тягучие солнечные дни недели здесь могут вместить десяток круп­ных мероприятий деловой сферы. Все более заметным событием жизни Одессы и всего Черноморского региона становятся Maritime Days in Odessa, организованные Международной юридической службой (Interlegal).

С 23 по 25 мая это событие вновь объединило лидеров транспортной индустрии и шиппинга. «Более 250 представителей морской отрасли из 20 стран мира – порты и терминалы, сти­видоры и экспедиторы, грузо- и судовладельцы, юристы и трей­деры, страховщики и банкиры», – называет итоговые цифры пост-релиз, выдержки из кото­рого, по мере необходимости, мы используем и далее.

АПК-Информ и Interlegal 23 мая в конференц-зале отеля «Бристоль» собрали игроков зер­нового и транспортного рынков на специальной секции Зерно­вого форума, посвященной ин­фраструктуре экспортных пере­возок. Модераторами выступили партнеры компании Interlegal Артем Скоробогатов и Николай Мельников.

– Почему в рамках Зернового форума? Дело в том, что узкоотраслевые мероприятия с некото­рых пор обнаружили определен­ную проблему, – говорит Нико­лай Мельников. – Она заключа­ется в том, что встречаются люди, которые друг друга дав­ным-давно знают. Ну о чем гово­рить зернотрейдеру с зернотрейдером? Жаловаться на жизнь. О чем говорить экспедитору с экс­педитором? Жаловаться на жизнь. Я несколько утрирую, но суть понятна. Поэтому созрела идея объединить мероприятия разных отраслей. В прошлом году мы впервые это сделали с АПК-Информ: небольшое меро­приятие в Одессе, где объеди­нили зерновиков с транспортни­ками. Получилось интересно. Потому что встретились люди, которым делать бизнес друг с другом. Нынешняя конферен­ция – логическое продолжение сотрудничества. И результат ­около 300 представителей двух отраслей:  половина на поло­вину. А зерновая тема, понятно, актуальна: Украина, Казахстан, Россия   –   огромный   экспорт зерна, весомое количество кото­рого идет через порты Большой Одессы. В этом году ожидается неплохой урожай. Украинское зерно известно тем, что его много, но низкого качества, это кормовое, фуражное зерно, вторичные продукты, шрот. Основ­ные наши потребители – Турция и Север Африки. Немного идет на Испанию и Португалию, что-то даже на Саудовскую Аравию. Так что это большие масштабы, большое дело, которому наша конференция, уверены, способствует.

Гостями welcomeparty был за­полнен весь тесный дворик ресторана Fratellі. Встречаем партнера по организации семиyаров, директора юридической фирмы «Ремеди» из Санкт-Пе­тербурга – Андрей Супруненко делится новостью о том, что вве­ден в состав Морского Совета при губернаторе Санкт-Петербурга. Видим здесь и новое лицо, чье появление знаменует новый этап развития Interlegal, этой вес­ной основавшего два новых фи­лиала – в Молдове и Грузии.

Вместе с грузинским предста­вителем Interlegal Эдуардом Мачавариани мы листаем номер нашего журнала с рассказом о том, как шло становление гру­зинско-украинских паромных линий в портах Батуми и Поти.

– Как бывший коммерческий директор порта Поти я участво­вал в директорате. Начало было, конечно, сложным. С грузин­ской стороны были хорошие скидки, были оптимизированы процедуры, таможенные и все другие  формальности.  После того как поток пошел, были введены стандартные схемы оплаты и стандартные тарифы. Что дало на начальном этапе импульс всему делу. На сегодняшний день паромная переправа рабо­тает стабильно. Хотя сильным конкурентом паромщиков вы­ступают уже контейнерные пе­ревозки. Тут в журнале, видим, господин Чхеидзе указан – это профессионалы с большим именем, уверен, что они справятся с любыми проблемами, которые могут возникнуть, по крайней мере на грузинской стороне.

–    С апреля вы представляете Interlegal в Грузии. Как вы к этому пришли?

–    Можно сказать, пришли од­новременно. К сожалению, в Грузии это направление – юри­дическое сопровождение не только морских, вообще транс­портных процессов – не очень развито. Большинство грузин­ских юридических компаний не имеют кадров, чтобы обеспечи­вать сопровождение своих кли­ентов в транспортном направле­нии. Экспедиторские компании просят проверять контракты, де­лать их соответствующими меж­дународному праву.

Задача Interlegal – помочь сто­ронам при перевозке груза (это в большинстве своем морской транспорт, 85% – морские пере­возки), и поделиться с нашими контрактерами своим опытом, увеличить надежность их ра­боты. Я прошу прощения за свой плохой русский, опыта давно не было. Я все же по-английски больше думаю.

–    Известно, что вы учились в Lloyd’s Maritime Academy, но сначала был Odessa State Marine University.

–    А начинал в порту с 19 лет. Неофициально – с 11-ти, у меня отец в этом бизнесе, он был руко­водителем порта. Я начинал сти­видором, прорабом, грубо го­воря, заканчивал коммерческим директором порта Поти. На се­годня у меня своя агентско-экспедиторская компания. Как одно из направлений подключили In­terlegal, потому что есть тесные дружеские связи с другими экс­педиторскими и юридическими компаниями. Им известно, что мы не намерены составлять конкуренцию, наоборот, работаем с ними как субконтрактеры. На этом этапе действуем на узнава­ние рынком.

24 мая состоялись круглые столы «Портовая реформа – взгляд инвестора и игроков рынка: чего ожидать?» и Break bulk and Project cargo carriages in the Black Sea, которые собрали 250 делегатов.

Модераторами первого, о пор­товой реформе, выступили Анд­рей Кузьменко, заместитель ге­нерального директора порта Поти но развитию (АРМ Termi­nal Poti) и Артур Ницевич, управляющий партнер Interle­gal. Проблему обсудили Андрей Ставницер, ТИС; Клаус Шмёкер, НРС; Стивен Букаерт, MTBS; Эдгар Мартин, Infospectrum; Эдуард Мачавариани, ASSA TransCaucasus; Александр Абузяров, Marine Insurance Services; Алена Лосевская, Interle­gal; Анд­рей Шапюрин, ЮФ «Ремеди».

– Украина, наконец, последней из стран Черного моря, дошла до проведения портовой реформы – сказал Артур Ницевич. – Нам это особенно приятно, потому что в этом году мы, Interle­gal, на­чали работать еще в Молдове и Грузии, где реформы портовые уже прошли, они находятся на другом этапе развития. Ситуа­ция с привлечением инвесторов на Украине не очень радужная. Гораздо лучше ситуация с судо­владельцами, вполне неплохо все с международными трейде­рами и местными финансовыми промышленными группами – именно они выступили катали­заторами проведения портовой реформы Украины.

Среди очевидных проблем Ни­цевич отметил то обстоятельство, что «слишком много госорганов имеют отношение к инвести­ционным проектам. Не совсем ясны условия, и контрактные условия не всегда соответствуют международному пониманию. Именно поэтому к нам междуна­родные инвесторы до сих пор не приходят». В связи с введением закона обсуждение было посвя­щено «концессии, которая объ­явлена главным на сегодняшний день инструментом проведения портовой реформы».

«…Предугадать, будут ли затронуты интересы рядовых грузовладельцев, практически не­возможно – отметил Ницевич. -Уверенно можно сказать лишь одно – отрасли предстоят слож­ные, почти революционные из­менения, справиться с которыми сумеют лишь крупные опера­торы транспортно-логистического рынка, построившие си­стемный, хорошо структуриро­ванный бизнес».

Второй круглый стол Break bulk and Project cargo carriages in the Black Sea модерировали Джанет Плум, редактор журнала Break Bulk, которая прибыла из США с этой ответственной мис­сией, и Наталия Мирошни­ченко, ассоциированный парт­нер Interlegal. Круглый стол был посвящен перевозкам негабарит­ных и навалочных грузов на Черном море.

В конечном итоге дискуссия сфокусировалась именно на про­ектных перевозках. Уровень сложности осуществляемых специализированными перевозчи­ками проектов очень высок, отношение к проблемам таких пе­ревозчиков со стороны портов -прохладное, массовые и стабиль­ные перевозки, не связанные со сложностями и рисками, – пред­почтительнее. Говорили также об аварийном состоянии транс­портной инфраструктуры, от­сутствии глубин и высоких тари­фах и других проблемных во­просах.

С презентациями выступили Александр Варваренко, Varamar; Никое Мармацурис, GAC; Ва­лентин Бокатый, Новороссий­ский припортовый терминал; Наталия Мирошниченко, Interlegal; Сергей Назаренко, Дилекс Украина.

По окончании деловой части, под полотняными зонтами летней террасы отеля «Моцарт», где проходил второй день кон­ференции, управляющий парт­нер компании Interlegal Артур Ницевич озвучил итоги Maritime Days in Odessa 2013.
– Мы очень позитивно оцени­ваем Морские дни в этом году.о окончании деловой части, под полотняными зонтами летней террасы отеля «Моцарт», где проходил второй день кон­ференции, управляющий партнер компании Interlegal Артур Ницевич озвучил итоги Maritime Days in Odessa 2013.

Свежая идея традиционного со­брания получила новое звучание в новом формате. Под эгидой разнофокусности удалось со­брать гораздо большую аудито­рию специалистов морского транспорта. Вчера на Зерновом форуме были одни люди, сего­дня на «Портовой реформе» аудитория пополнилась дру­гими, проект Bulk привлек третьих. У людей есть выбор. Го­ворят о самом насущном и по су­ществу, потому что времени рас­тягивать нет.

–    Тему габаритных грузов вы начали в прошлом году.

–    В этом году мы системно по­смотрели на Черное море – порты и проекты, которые можно через эти порты осуще­ствить. Очень важно, мне ка­жется, что мы пригласили про­фессионального спикера, кон­тент-директора группы «Брейк-Балк» американку Джанет Плум. «Брейк-Балк» проводят конфе­ренций шесть в год именно на эту тему, издают журнал. Джанет прекрасно разбирается в те­матике, очень трепетно отнес­лась к подготовке этого круглого стола. Для отобранных спикеров она подготовила вопросы, кото­рые они должны отобразить в своих презентациях. Такая под­готовка дала свои плоды.

–    И ее выступление с обзором ситуации в мире, с примерами по Латинской Америке придало определенный масштаб обсуж­дению.

–    Да, такое глобальное виде­ние. В самом деле, наши специа­листы часто грешат личной уста­новкой, что вот у нас все плохо, мы такие неповторимые со своим менталитетом, на нашем веку мы это не изменим. Она очень четко дала понять, что мы не единственные, что есть очень много стран в мире с похожими вопросами, не такие мы уж уни­кальные. Да, есть Европа, есть Азия со своей спецификой, но есть Южная Америка, Африка, Ближний Восток, которые нахо­дятся на другом уровне разви­тия, но с проблемами. Страны развиваются, все меняется. Жизнь продолжается, и нужно просто понимать, что делать, куда идти, чтобы были улучше­ния в работе. Вот сегодня обсуж­далась тема, как справиться с коррупцией, бюрократией. Ну как? Во-первых, не сидеть сложа руки.

–    Что значит «не сидеть сложа руки»?

–    Вот кто-то говорит, чинов­ники нас не слушают. Хочется сказать: объединяйтесь. Показы­вайте чиновникам, правитель­ству, что именно может быть привнесено в страну за счет реа­лизации проектов через ваши порты. Дальше. Молодых спе­циалистов воспитывайте в правильном русле, направлении. В правильном понимании, чтобы они через пять-десять лет под­хватили этот флаг. И образова­ние: сами растите, самообразо­вывайтесь и других посильно об­разовывайте. Иных принципов нет. Это устойчивое развитие.

–    Завтра заключительный день с футбольным турниром. По­беды! У вас же не договорной матч?

–    Не договорной. Нам, честно говоря, сложновато. Во-первых, ребята в основном все помоложе, мягко говоря (улыбается). Обычно после 35 лет команды ве­теранов играют в своем чемпио­нате. А второе, они же трениро­ванные. Завтра будет много ко­манд, которые представляют свою определенную компанию, они время от времени играют, тренируются. А у нас – сборная, мы, в общем-то, один раз в год собираемся на поле. Поэтому по качеству игры мы подходим к пику только на последней ми­нуте последнего матча. А вре­мени показать вот эту возник­шую слаженность, сыгранность уже не остается.

–  Команды новые будут?

–  Всего восемь команд. Впер­вые сформированы две группы по четыре, затем финальная игра между победителями групп. Это все шиппинговые компании, тайм-чартерные фрахтователи из Одессы, экс­педиторская команда. И сбор­ные: шиппинга и наша сбор­ная, мы еще не решили, как на­зываться: «Балтийский черно­морец» или «Черноморский балтиец».

Ежегодный ужин Клуба Мор­ских Брокеров Украины останется за рамками нашего рассказа. Футбольный турнир следующего, заключительного дня, начавшись в три пополудни, завершался при свете прожекто­ров. Победителем Odessa Ship­ping Cup 2013 стала команда Vista Shipping Ltd, завоевавшая первое место, серебро у команды Varamar, бронза – Aquavita.

Суммарно во всех событиях Maritime Days in Odessa при­няли участие более 500 делега­тов, подытожено в пост-релизе. Организаторами Maritime Days многие годы неизменно высту­пают компании Interlegal, Nortrop, Dealex Transport, Novoros­siysk Port Terminal, Remedy Law Firm. Финансовыми партнерами Maritime Days 2013 выступили «ТрансИнвестСервис», Varamar, ABLV Bank AS, «Росгосстрах», Marine Insurance Services Ltd. и BOSKALIS International.

Организаторы выражают ог­ромную благодарность своим партнерам – АПК-Информ, Одесскому порту, Ассоциации контейнерных линий, Клубу Морских Брокеров Украины – и медиа-партнерам – журналам «Порты Украины», «Транспорт», «Морское страхование», «Дистрибуция и Логистика», Break Bulk, «Центру Транспортных Стратегий», «Морским бизнес-новостям» и всем-всем-всем.    ■

Автор:

Ольга БАРАЕВА

Источник:

Морское страхование. – 2013. – № 4. – С. 72 – 77.

Читайте также