Весна в Одессе – время цветов и девушек, открытых террас и еще не прогретых пляжей, пестрого круговорота несуетных улыбчивых людей. При всем при том тягучие солнечные дни недели здесь могут вместить десяток крупных мероприятий деловой сферы. Все более заметным событием жизни Одессы и всего Черноморского региона становятся Maritime Days in Odessa, организованные Международной юридической службой (Interlegal).
С 23 по 25 мая это событие вновь объединило лидеров транспортной индустрии и шиппинга. «Более 250 представителей морской отрасли из 20 стран мира – порты и терминалы, стивидоры и экспедиторы, грузо- и судовладельцы, юристы и трейдеры, страховщики и банкиры», – называет итоговые цифры пост-релиз, выдержки из которого, по мере необходимости, мы используем и далее. |
АПК-Информ и Interlegal 23 мая в конференц-зале отеля «Бристоль» собрали игроков зернового и транспортного рынков на специальной секции Зернового форума, посвященной инфраструктуре экспортных перевозок. Модераторами выступили партнеры компании Interlegal Артем Скоробогатов и Николай Мельников.
– Почему в рамках Зернового форума? Дело в том, что узкоотраслевые мероприятия с некоторых пор обнаружили определенную проблему, – говорит Николай Мельников. – Она заключается в том, что встречаются люди, которые друг друга давным-давно знают. Ну о чем говорить зернотрейдеру с зернотрейдером? Жаловаться на жизнь. О чем говорить экспедитору с экспедитором? Жаловаться на жизнь. Я несколько утрирую, но суть понятна. Поэтому созрела идея объединить мероприятия разных отраслей. В прошлом году мы впервые это сделали с АПК-Информ: небольшое мероприятие в Одессе, где объединили зерновиков с транспортниками. Получилось интересно. Потому что встретились люди, которым делать бизнес друг с другом. Нынешняя конференция – логическое продолжение сотрудничества. И результат около 300 представителей двух отраслей: половина на половину. А зерновая тема, понятно, актуальна: Украина, Казахстан, Россия – огромный экспорт зерна, весомое количество которого идет через порты Большой Одессы. В этом году ожидается неплохой урожай. Украинское зерно известно тем, что его много, но низкого качества, это кормовое, фуражное зерно, вторичные продукты, шрот. Основные наши потребители – Турция и Север Африки. Немного идет на Испанию и Португалию, что-то даже на Саудовскую Аравию. Так что это большие масштабы, большое дело, которому наша конференция, уверены, способствует.
Гостями welcomeparty был заполнен весь тесный дворик ресторана Fratellі. Встречаем партнера по организации семиyаров, директора юридической фирмы «Ремеди» из Санкт-Петербурга – Андрей Супруненко делится новостью о том, что введен в состав Морского Совета при губернаторе Санкт-Петербурга. Видим здесь и новое лицо, чье появление знаменует новый этап развития Interlegal, этой весной основавшего два новых филиала – в Молдове и Грузии. Вместе с грузинским представителем Interlegal Эдуардом Мачавариани мы листаем номер нашего журнала с рассказом о том, как шло становление грузинско-украинских паромных линий в портах Батуми и Поти. – Как бывший коммерческий директор порта Поти я участвовал в директорате. Начало было, конечно, сложным. С грузинской стороны были хорошие скидки, были оптимизированы процедуры, таможенные и все другие формальности. После того как поток пошел, были введены стандартные схемы оплаты и стандартные тарифы. Что дало на начальном этапе импульс всему делу. На сегодняшний день паромная переправа работает стабильно. Хотя сильным конкурентом паромщиков выступают уже контейнерные перевозки. Тут в журнале, видим, господин Чхеидзе указан – это профессионалы с большим именем, уверен, что они справятся с любыми проблемами, которые могут возникнуть, по крайней мере на грузинской стороне. – С апреля вы представляете Interlegal в Грузии. Как вы к этому пришли? – Можно сказать, пришли одновременно. К сожалению, в Грузии это направление – юридическое сопровождение не только морских, вообще транспортных процессов – не очень развито. Большинство грузинских юридических компаний не имеют кадров, чтобы обеспечивать сопровождение своих клиентов в транспортном направлении. Экспедиторские компании просят проверять контракты, делать их соответствующими международному праву. Задача Interlegal – помочь сторонам при перевозке груза (это в большинстве своем морской транспорт, 85% – морские перевозки), и поделиться с нашими контрактерами своим опытом, увеличить надежность их работы. Я прошу прощения за свой плохой русский, опыта давно не было. Я все же по-английски больше думаю. – Известно, что вы учились в Lloyd’s Maritime Academy, но сначала был Odessa State Marine University. – А начинал в порту с 19 лет. Неофициально – с 11-ти, у меня отец в этом бизнесе, он был руководителем порта. Я начинал стивидором, прорабом, грубо говоря, заканчивал коммерческим директором порта Поти. На сегодня у меня своя агентско-экспедиторская компания. Как одно из направлений подключили Interlegal, потому что есть тесные дружеские связи с другими экспедиторскими и юридическими компаниями. Им известно, что мы не намерены составлять конкуренцию, наоборот, работаем с ними как субконтрактеры. На этом этапе действуем на узнавание рынком. 24 мая состоялись круглые столы «Портовая реформа – взгляд инвестора и игроков рынка: чего ожидать?» и Break bulk and Project cargo carriages in the Black Sea, которые собрали 250 делегатов. Модераторами первого, о портовой реформе, выступили Андрей Кузьменко, заместитель генерального директора порта Поти но развитию (АРМ Terminal Poti) и Артур Ницевич, управляющий партнер Interlegal. Проблему обсудили Андрей Ставницер, ТИС; Клаус Шмёкер, НРС; Стивен Букаерт, MTBS; Эдгар Мартин, Infospectrum; Эдуард Мачавариани, ASSA TransCaucasus; Александр Абузяров, Marine Insurance Services; Алена Лосевская, Interlegal; Андрей Шапюрин, ЮФ «Ремеди». – Украина, наконец, последней из стран Черного моря, дошла до проведения портовой реформы – сказал Артур Ницевич. – Нам это особенно приятно, потому что в этом году мы, Interlegal, начали работать еще в Молдове и Грузии, где реформы портовые уже прошли, они находятся на другом этапе развития. Ситуация с привлечением инвесторов на Украине не очень радужная. Гораздо лучше ситуация с судовладельцами, вполне неплохо все с международными трейдерами и местными финансовыми промышленными группами – именно они выступили катализаторами проведения портовой реформы Украины. Среди очевидных проблем Ницевич отметил то обстоятельство, что «слишком много госорганов имеют отношение к инвестиционным проектам. Не совсем ясны условия, и контрактные условия не всегда соответствуют международному пониманию. Именно поэтому к нам международные инвесторы до сих пор не приходят». В связи с введением закона обсуждение было посвящено «концессии, которая объявлена главным на сегодняшний день инструментом проведения портовой реформы». «…Предугадать, будут ли затронуты интересы рядовых грузовладельцев, практически невозможно – отметил Ницевич. -Уверенно можно сказать лишь одно – отрасли предстоят сложные, почти революционные изменения, справиться с которыми сумеют лишь крупные операторы транспортно-логистического рынка, построившие системный, хорошо структурированный бизнес». Второй круглый стол Break bulk and Project cargo carriages in the Black Sea модерировали Джанет Плум, редактор журнала Break Bulk, которая прибыла из США с этой ответственной миссией, и Наталия Мирошниченко, ассоциированный партнер Interlegal. Круглый стол был посвящен перевозкам негабаритных и навалочных грузов на Черном море. В конечном итоге дискуссия сфокусировалась именно на проектных перевозках. Уровень сложности осуществляемых специализированными перевозчиками проектов очень высок, отношение к проблемам таких перевозчиков со стороны портов -прохладное, массовые и стабильные перевозки, не связанные со сложностями и рисками, – предпочтительнее. Говорили также об аварийном состоянии транспортной инфраструктуры, отсутствии глубин и высоких тарифах и других проблемных вопросах. С презентациями выступили Александр Варваренко, Varamar; Никое Мармацурис, GAC; Валентин Бокатый, Новороссийский припортовый терминал; Наталия Мирошниченко, Interlegal; Сергей Назаренко, Дилекс Украина. По окончании деловой части, под полотняными зонтами летней террасы отеля «Моцарт», где проходил второй день конференции, управляющий партнер компании Interlegal Артур Ницевич озвучил итоги Maritime Days in Odessa 2013. Свежая идея традиционного собрания получила новое звучание в новом формате. Под эгидой разнофокусности удалось собрать гораздо большую аудиторию специалистов морского транспорта. Вчера на Зерновом форуме были одни люди, сегодня на «Портовой реформе» аудитория пополнилась другими, проект Bulk привлек третьих. У людей есть выбор. Говорят о самом насущном и по существу, потому что времени растягивать нет. – Тему габаритных грузов вы начали в прошлом году. – В этом году мы системно посмотрели на Черное море – порты и проекты, которые можно через эти порты осуществить. Очень важно, мне кажется, что мы пригласили профессионального спикера, контент-директора группы «Брейк-Балк» американку Джанет Плум. «Брейк-Балк» проводят конференций шесть в год именно на эту тему, издают журнал. Джанет прекрасно разбирается в тематике, очень трепетно отнеслась к подготовке этого круглого стола. Для отобранных спикеров она подготовила вопросы, которые они должны отобразить в своих презентациях. Такая подготовка дала свои плоды. – И ее выступление с обзором ситуации в мире, с примерами по Латинской Америке придало определенный масштаб обсуждению. – Да, такое глобальное видение. В самом деле, наши специалисты часто грешат личной установкой, что вот у нас все плохо, мы такие неповторимые со своим менталитетом, на нашем веку мы это не изменим. Она очень четко дала понять, что мы не единственные, что есть очень много стран в мире с похожими вопросами, не такие мы уж уникальные. Да, есть Европа, есть Азия со своей спецификой, но есть Южная Америка, Африка, Ближний Восток, которые находятся на другом уровне развития, но с проблемами. Страны развиваются, все меняется. Жизнь продолжается, и нужно просто понимать, что делать, куда идти, чтобы были улучшения в работе. Вот сегодня обсуждалась тема, как справиться с коррупцией, бюрократией. Ну как? Во-первых, не сидеть сложа руки. – Что значит «не сидеть сложа руки»? – Вот кто-то говорит, чиновники нас не слушают. Хочется сказать: объединяйтесь. Показывайте чиновникам, правительству, что именно может быть привнесено в страну за счет реализации проектов через ваши порты. Дальше. Молодых специалистов воспитывайте в правильном русле, направлении. В правильном понимании, чтобы они через пять-десять лет подхватили этот флаг. И образование: сами растите, самообразовывайтесь и других посильно образовывайте. Иных принципов нет. Это устойчивое развитие. – Завтра заключительный день с футбольным турниром. Победы! У вас же не договорной матч? – Не договорной. Нам, честно говоря, сложновато. Во-первых, ребята в основном все помоложе, мягко говоря (улыбается). Обычно после 35 лет команды ветеранов играют в своем чемпионате. А второе, они же тренированные. Завтра будет много команд, которые представляют свою определенную компанию, они время от времени играют, тренируются. А у нас – сборная, мы, в общем-то, один раз в год собираемся на поле. Поэтому по качеству игры мы подходим к пику только на последней минуте последнего матча. А времени показать вот эту возникшую слаженность, сыгранность уже не остается. – Команды новые будут? – Всего восемь команд. Впервые сформированы две группы по четыре, затем финальная игра между победителями групп. Это все шиппинговые компании, тайм-чартерные фрахтователи из Одессы, экспедиторская команда. И сборные: шиппинга и наша сборная, мы еще не решили, как называться: «Балтийский черноморец» или «Черноморский балтиец». Ежегодный ужин Клуба Морских Брокеров Украины останется за рамками нашего рассказа. Футбольный турнир следующего, заключительного дня, начавшись в три пополудни, завершался при свете прожекторов. Победителем Odessa Shipping Cup 2013 стала команда Vista Shipping Ltd, завоевавшая первое место, серебро у команды Varamar, бронза – Aquavita. Суммарно во всех событиях Maritime Days in Odessa приняли участие более 500 делегатов, подытожено в пост-релизе. Организаторами Maritime Days многие годы неизменно выступают компании Interlegal, Nortrop, Dealex Transport, Novorossiysk Port Terminal, Remedy Law Firm. Финансовыми партнерами Maritime Days 2013 выступили «ТрансИнвестСервис», Varamar, ABLV Bank AS, «Росгосстрах», Marine Insurance Services Ltd. и BOSKALIS International. Организаторы выражают огромную благодарность своим партнерам – АПК-Информ, Одесскому порту, Ассоциации контейнерных линий, Клубу Морских Брокеров Украины – и медиа-партнерам – журналам «Порты Украины», «Транспорт», «Морское страхование», «Дистрибуция и Логистика», Break Bulk, «Центру Транспортных Стратегий», «Морским бизнес-новостям» и всем-всем-всем. ■ Автор: Ольга БАРАЕВА Источник: Морское страхование. – 2013. – № 4. – С. 72 – 77. |