В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием автоматического обмена налоговой информацией. Настоящая статья привлекает внимание простым изложением довольно сложных отношений в сфере международного налогового планирования.
I. ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ Процесс финансовой глобализации последних десятилетий создал довольно благоприятные условия для международного налогового планирования. Инструменты такого планирования со временем становились всё более эффективными и популярными, в результате чего в оффшорных юрисдикциях накопилась громадная масса неучтённых средств (по некоторым оценкам – более 30 триллионов долларов). Естественно, такая ситуация очень напрягала власти высоконалоговых государств, которые вследствие вывода бизнес-активности в оффшоры стали недополучать огромные суммы в виде налогов. Этот факт наряду с периодически обостряющимся финансовым кризисом создал для таких государств серьезные проблемы с наполнением бюджетов и исполнением своих социальных обязательств. Не дожидаясь революций и беспорядков на своих территориях, высоконалоговые страны объявили войну схемам налогового планирования и перешли к активным действиям. Поскольку оффшорные финансовые центры были и остаются главными инструментами минимизации налогообложения, именно они стали основным направлением ударов в разразившейся войне. Для того, чтобы вернуть выведенные деньги «на историческую родину» и обложить их налогами, власти высоконалоговых стран начали с попытки наладить эффективный обмен информацией о реальных владельцах оффшоров. Так появились:
Однако эффективность этих инструментов оказалось относительно невысокой. Причиной тому стал закреплённый в них принцип «обмена информацией по запросу» – когда налоговики одного государства запрашивают информацию у своих коллег из другого государства относительно отдельных компаний, лиц или их операций. К тому же война с оффшорами и налоговым планированием приняла двусторонний характер – оффшоры стали изобретать всё более изощрённые формы сохранения конфиденциальности владельцев компаний. В ответ высоконалоговые страны направили свои усилия по двум главным направлениям:
Так, в рамках ЕС с 2005 года заработала Директива о сбережениях (EUSTD), которая уже тогда стала предусматривать автоматический обмен информацией между властями стран ЕС о выплатах доходов в пользу нерезидентов из других стран ЕС. Директива EUSTD была первым реально работающим документом локального характера (только в рамках ЕС), предусматривающим автоматический режим обмена информацией. Хотя здесь нужно отметить, что в вышеупомянутой Конвенции MCMAATM есть статья 6, которая предусматривает возможность автоматического обмена информацией на основе взаимного соглашения между сторонами Конвенции. Однако на практике эта статья не работала из-за отсутствия правовых механизмов реализации такого обмена, которые появились только в наше время (см. далее). В 2010 в США году был принят знаменитый закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) – уникальный в своём роде документ: будучи по своей юридической природе национальным законом, он косвенно распространяет своё действие на другие страны. Суть его заключается в следующем: зарубежные страны должны отправлять регулярные отчёты в американскую налоговую службу (IRS) о всех счетах американских граждан в этих странах. Если какая-то страна отказывается от этого, то все доходы, полученные резидентами такой страны на территории США, будут облагаться американским налогом на репатриацию прибыли (Withholding Tax) в размере 30%. Несмотря на кажущуюся наглость такого подхода, в очередной раз обвинять американцев в «империализме», «гегемонизме» и прочих «измах», всё же не стóит. На это есть несколько причин:
В результате к американскому FATCA присоединились уже около 100 стран и юрисдикций (и список этот постоянно растёт). Таким образом, властям США удалось достичь поставленных целей – «присоединившиеся страны» будут отчитываться об американских гражданах, а все резиденты «неприсоединившихся» будут платить 30%-ный налог на репатриацию прибыли. Возвращаясь к теме данной статьи, обратим внимание на то, что главной особенностью механизмов FATCA стала регулярная автоматическая отправка отчётов о всех счетах американцев – то есть, без предварительных запросов. *** Выход автоматического режима обмена информацией на глобальный уровень Разобравшись в деталях и оценив по достоинству высокую эффективность американского FATCA, власти других высоконалоговых стран озаботились созданием подобного механизма обмена информацией в автоматическом режиме – но уже в глобальном масштабе и на основе взаимности. Так появился «Единый Стандарт Отчётности» (Common Reporting Standard – CRS), другое название которого: «Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах» (Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information). CRS начал разрабатываться в рамках ОЭСР ещё в 2013 году. Начало процессу его практической реализации было положено 19 апреля 2013 года, когда министры финансов стран G20 выступили с заявлением о необходимости внедрения нового международного стандарта автоматического обмена информацией в целях борьбы с трансграничным уклонением от налогов. А в сентябре того же года уже лидеры стран G20 публично задекларировали своё стремление имплементировать механизм глобального автоматического обмена информацией. Таким образом, политическая почва для юридического оформления CRS была подготовлена и удобрена. 23 февраля 2014 года текст CRS был согласован в общих чертах, а в мае 2014 года была одобрена Декларация ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией. На тот момент более 65 государств официально выразили готовность имплементировать стандарт CRS, а 40 из них даже предусмотрели для этого предельные сроки. Окончательный текст стандарта CRS был выпущен в рамках ОЭСР 21 июля 2014 года. Стандарт CRS предусматривает ежегодный автоматический обмен информацией между государствами, взявшими его на вооружение. В документе описано какая именно информация подлежит международному обмену; указаны финансовые организации, которые должны собирать и предоставлять налогово-значимые сведения своим властям для последующего международного обмена; описаны типы счетов и налоговых резидентов, по которым должна собираться и предоставляться такая информация; а также унифицированы методы проверки благонадёжности клиентов при открытии счетов (Due Diligence).
Кто должен собирать и передавать информацию о счетах? Согласно CRS собирать и передавать своим властям информацию о счетах для последующего международного обмена будут все финансовые учреждения, оперирующие на территории стран-участников, а именно:
Какие счета попадут под обмен информацией? Информация будет собираться об индивидуальных счетах физических лиц и корпоративных счетах компаний, трастов и частных фондов.
Какая информация будет собираться и передаваться? В отношении каждого «подотчётного счёта» будет собираться и передаваться властям для последующего обмена следующая информация:
Конфиденциальность CRS предусматривает специальные меры по сохранению конфиденциальности информации, которой обмениваются государства. В частности, если конфиденциальность информации не может быть гарантирована государством, то такое государство не будет обмениваться сведениями на автоматической основе. Для чего оставлена такая лазейка и что конкретно это будет означать на практике пока не понятно. *** (Основной инструмент имплементации CRS) Для того, чтобы понять каким образом CRS будет внедряться на практике, необходимо немного углубиться в теорию международного права (в частности, «права международных договоров»). С точки зрения современного международного публичного права все государства наделены равными правами и обязанностями. Главным же принципом взаимодействия между суверенными государствами является «Par in parem non habet imperium» (лат. «Равный над равным власти не имеет»). Таким образом, теоретически ни одно государство (или даже группа государств) не может заставить другое государство подчиняться каким бы то ни было документам, на обязательность которых такое государство не выражало своё согласие (исключения из этого правила есть в «праве международной безопасности» – например, резолюции Совета Безопасности ООН являются обязательными для всех членов ООН независимо от их согласия – но к теме нашей статьи это не имеет отношения). Одобренный в рамках ОЭСР окончательный текст стандарта CRS с юридической точки зрения не является нормой права и сам по себе не имеет юридически обязательного характера. CRS это «модельный» документ – то есть, ориентир, на который следует опираться. Для того, чтобы он стал обязательным – государство должно юридически выразить своё согласие следовать его нормам. Этот процесс условно называется «имплементацией», которая как правило подразумевает три основных этапа:
Таким образом, автоматический обмен информацией в соответствии со стандартом CRS будет проводиться только после его надлежащей имплементации государствами – участниками процесса. Так, например, в рамках ЕС такая имплементация была проведена в виде поправок к Европейской Директиве об Административном Сотрудничестве (EU Directive on Administrative Cooperation – DAC2). Естественно, этот документ действует только в отношениях между странами-членами ЕС. А что касается других стран, то имплементация стандарта CRS может осуществляться:
Второй подход был признан приоритетным, поскольку только он может обеспечить поистине глобальный характер механизма автоматического обмена информацией. Начало его реализации стартовало 29 октября 2014 года, когда была подписана Многосторонняя Конвенция о Сотрудничестве между Компетентными Органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS (Multilateral Competent Authority Agreement), далее по тексту – «Конвенция MCAA», которая и стала основным юридическим закреплением стандарта CRS на международном уровне. К концу 2015 года количество участников Конвенции MCAA достигло 77-ми. Следует отметить, что Конвенция MCAA явилась по сути логическим продолжением вышеупомянутой Конвенции MCMAATM, статья 6 которой предусматривает возможностьавтоматического обмена налоговой информацией. Таким образом, главный механизм внедрения стандарта CRS на глобальном уровне на сегодня проводится в два этапа:
После присоединения к конвенциям каждое государство должно провести все необходимые вышеупомянутые процедуры (ратификацию конвенций и изменения внутреннего законодательства). После этого механизм автоматического обмена информацией вступает в силу. Все нынешние участники Конвенции MCAA подразделяются на две категории:
Кроме того, есть ряд стран и территорий, которые пока не подписали Конвенцию MCAA, но тем не менее выразили политическую готовность начать автоматический обмен информацией к определённой дате. То есть, эти страны планируют присоединиться к Конвенции MCAA в самое ближайшее время или имплементировать CRS другим способом (в таблице ниже такие страны выделены красным цветом). Таким образом, по состоянию на конец 2015 года полный список юрисдикций, которые будут автоматически обмениваться информацией (либо пока только планируют такой обмен), выглядит следующим образом:
Как будет проводиться обмен информацией на практике? Для того, чтобы понять каким образом будет осуществляться автоматический обмен информацией, рассмотрим несколько примеров:
Следует особо подчеркнуть, что автоматический обмен информацией по стандарту CRS делает привязку не к гражданству лица (как в американском FATCA), а к его налоговой резидентности:
«Принцип невзаимности» (Non–Reciprocity Principle). При присоединении к Конвенции MCAA любая юрисдикция может объявить «Принцип невзаимности». Это означает, что такая юрисдикция будет отправлять информацию о счетах налоговых резидентов других участников Конвенции, но не будет получать от них информацию о своих налоговых резидентах. Смысл такого подхода состоит в стремлении «не осложнять и без того непростые вещи»: некоторые оффшорные юрисдикции являются полностью безналоговыми и им нет ни малейшей нужды получать от других стран информацию о своих резидентах, поскольку налогов они всё равно платить не должны. Рассмотрим это на очередном примере:
«Принцип невзаимности» имеет практическое значение только если вы планируете в ближайшем времени стать налоговым резидентом такой «невзаимной юрисдикции» (то есть переехать на ПМЖ в те же Бермуды) – тогда информацией о ваших счетах автоматически обмениваться никто не будет. *** IV. УКРАИНА И АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ПО СТАНДАРТУ CRS По состоянию на конец 2015 года, Украина НЕ присоединилась к Конвенции MCAA и даже НЕ выразила политическую готовность имплементировать механизмы автоматического обмена информацией по стандарту CRS. Это означает, что в ближайшее время украинским налоговым резидентам опасаться раскрытия и передачи информации о своих зарубежных счетах не следует. Автоматический обмен информацией о счетах отдельно взятого гражданина Украины будет осуществляться только если такой гражданин станет налоговым резидентом одной из стран – участников Конвенции MCAA (например, переедет на ПМЖ в такую страну). То есть, в рассмотренном выше Примере №2 Украина будет выступать в роли «Юрисдикции В». С другой стороны, Украина уже довольно давно является полноценным участником Конвенции MCMAATM, которая, как мы уже упоминали, теперь рассматривается в качестве первого шага к внедрению стандарта CRS. Поэтому, скорее всего, полноценная имплементация стандарта CRS для нашей страны всего лишь откладывается на некоторый срок, но не отменяется полностью. К тому же не исключено, что Украина будет имплементировать стандарт CRS путём заключения новых двусторонних договоров об устранении двойного налогообложения или внесения поправок в ныне действующие. В любом случае, остаться в стороне от глобальных процессов установления финансовой прозрачности нашей стране не удастся. Например, к американскому FATCA Украина уже практически присоединилась. Ссылки:
Источник: http://www.nexus.ua/globalnyiy-avtomaticheskiy-obmen-nalogovoy-informatsiey |