Наследие пришлого

При вступлении в наследство на Украине иностранные граждане сталкиваются с рядом ограничений.

В настоящей публикации детально рассматриваются вопросы, связанные со вступлением в наследство нерезидентов в Украине.

Публикация сопровождается комментариями экспертов:

– “Основание для прекращения права собственности” – комментарий, посвященный порядку наследования земли сельскохозяйственного назначения иностранцами;

– “Императивная норма” – комментарий, в котором рассматривается противоречие между мораторием на продажу земли сельскохозяйственного назначения и обязанностью иностранца, ставшего собственником такой земли, отчуждать ее в течение года;

– “Применение как исключение” – комментарий, в котором отмечается возможность противоречия обязанности иностранцев – собственников земли сельскохозяйственного назначения в Украине отчуждать ее в течение года основному праву частной собственности;

– “Иметь назначение” – комментарий, автор которого обращает внимание но то, что мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения не распространяется на случай отчуждения земли иностранцем-собственником такой земли в Украине;

– “Нерезидент платит дважды” – комментарий, в котором рассматриваются вопросы, связанные с ограничениями прав иностранцев-наследников земли сельскохозяйственного назначения в Украине, в частности, вопрос о налогообложении операций с такими землями.

Расширение всесторонних связей между государствами требует урегулирования возникающих общественных отношений. К ним относятся, в частности, наследственные, поскольку практически каждый человек может стать как наследником, так и наследодателем, независимо от гражданства. Однако участие нерезидента в таких отношениях осложняет их, особенно для самого иностранца, ведь он незнаком с национальным законодательством, которое содержит не только ряд требований к наличию документов и срокам, но и запреты, нормы о налогах и коллизии.

Легализация документов

Является ли принятие заявления о вступлении в наследство нотариальным действием? Этот, казалось бы, незначительный вопрос может стать камнем преткновения для вступления в наследство нерезидентов, так как в большинстве случаев именно они обращаются в нотариальную контору через поверенного, а не лично. Обратиться непосредственно многие не могут в силу удаленности, отсутствия времени и иных обстоятельств, которые не позволяют пересечь государственную границу Украины. Однако наличие таких обстоятельств не лишает нерезидента права на наследство. Поверенный получает доверенность, выписанную на территории другого государства. Легализовать ее можно и необходимо посредством апостиля — специального штампа, который проставляется на официальных документах, поступающих от государств — участников Гаагской конвенции 1961 года. К данной Конвенции присоединилось более 90 стран, поэтому такой способ легализации является наиболее распространенным. При помощи апостиля компетентный орган государства удостоверяет подлинность подписи лица под документом и подлинность печати или штампа, которыми скреплен соответствующий документ. О компетентных органах государства можно подробнее узнать из постановления Кабинета Министров Украины «О предоставлении полномочий на проставление апостиля, предусмотренного Конвенцией, которая отменяет требование легализации иностранных официальных документов» от 18 января 2003 года № 61. Данное требование является необходимым условием как в соответствии с Конвенцией, так и в соответствии с национальным законодательством. Нерезидент не сможет, не легализовав доверенность на представителя, обратиться к нотариусу или в суд, если такой способ защиты потребуется. Например, статьи 38, 40, 41, 42 Гражданского процессуального кодекса Украины четко определяют полномочия представителей и документы, которыми данные полномочия подтверждаются. Если же государство не присоединилось к Конвенции либо подписало ее с оговоркой, осуществить легализацию документов можно при помощи консульской процедуры, описанной в Указе Президента Украины «О Консульском уставе Украины» от 2 апреля 1994 года №127/94 с последующими изменениями и дополнениями.

Признание права собственности

Итак, легализовав доверенность, нерезидент через полномочного ­представителя приобретает возможность обращения к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство. Действия нотариуса в данной связи регламентируются действующим законодательством Украины: Граж­данским кодексом Украины, Законом Украины «О нотариате» и рядом других. Так, статьей 34 Закона Украины «О нотариате» от 2 сентября 1993 года № 3425-XII предусмотрены нотариальные действия, которые совершают нотариусы. Это удостоверение сделок (договоры, завещания, доверенности и т.п.), выдача свидетельства о праве на наследство, а также ряд иных действий. Однако этот перечень не является исчерпывающим, поскольку вышеуказанная статья в части 2 определяет, что на нотариусов может быть возложено совершение других нотариальных действий согласно закону. При этом принятие заявления о вступлении в наследство таковым не является, поскольку не оформляется даже на нотариальном бланке. Данный вопрос актуален в свете того, что нотариусы не прилагают оригинал доверенности к материалам наследственного дела, так как, во-первых, подача заявления о вступлении в наследство не является нотариальным действием, а во-вторых — данная доверенность является документом, на основании которого будет выдано поверенному свидетельство о праве на наследство либо отказано в совершении нотариальных действий, что даст ему возможность обратиться в суд с просьбой о признании права собственности на наследуемое имущество. Данный алгоритм действий описан в постановлении Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о наследовании» от 30 мая 2008 года № 7. Суд же при рассмотрении дела, запрашивая материалы наследственного дела у нотариуса и исследуя их в зале судебного заседания, не обнаружив в нем доверенности на представителя, зачастую считает, что заявление подано не надлежащим образом, что влечет за собой мотивировку об отказе от наследства и, соответственно, отказ в признании права на наследство. При этом судьи ссылаются на Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, еще не так давно действующую и описывающую в пункте 21 документы, на основании которых совершается нотариальное действие и которые должны прилагаться к экземпляру договора, свидетельству о праве на наследство или иному документу, хранящемуся в материалах государственной нотариальной конторы или частного нотариуса. Однако принятие заявления о вступлении в наследство не является нотариальным действием. Нотариальное действие — это выдача свидетельства о праве на наследство. Данные понятия часто подменяются представителями Фемиды, и как следствие выносится незаконное решение, лишающее наследника права на наследование. Пункт 21 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины не распространяет свое действие на такие правоотношения.

В то же время наличие доверенности еще не решает всех проблем, связанных со вступлением в наследство, для нерезидента. Одно из обязательных требований — получение индивидуального налогового номера, так как вступление в наследство на территории Украины связано с получением дохода. Да и нотариус не выдаст свидетельство о праве на наследство без подтверждения оплаты налога в доход государства. Такое несложное мероприятие часто чрезмерно усложняется из-за непонимания иностранцами процедуры получения индивидуального налогового номера — в первую очередь это необходимый пакет документов и место его получения. Получить индивидуальный налоговый номер можно в любой области Украины в течение 3–5 дней, обратившись в Государственную областную налоговую администрацию с нотариально удостоверенным переводом паспорта на украинский язык и заполненной формой 1-ДР.

В порядке наследования

В соответствии со статьей 26 Конституции Украины иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории Украины на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. То есть законодательство Украины не ограничивает нерезидентов в приобретении ими домов, квартир, коммерческих объектов и иной недвижимости на Украине в порядке наследования, за исключением некоторых категорий земельных участков. Так, возможность приобретения земельного участка сельскохозяйственного назначения обременена требованием об обязательной продаже его в течение года с момента оформления документов. Данный постулат содержится в статье 81 Земельного кодекса Украины. Однако механизм данного отчуждения так и не определен в полной мере, с учетом действия моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, а о сложившейся практике такого отчуждения в принудительном порядке сегодня говорить не приходится ввиду ее отсутствия.

Таким образом, вступление в наследство регулируется национальным законодательством, хотя ситуации зачастую бывают сложными и запутанными. Обобщение практики по данной категории дел максимально разъясняет сложные аспекты, изложенные в письме Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел «О судебной практике рассмотрения гражданских дел о наследовании» от 15 мая 2013 года № 24-753/0/4-13. Что же касается нерезидента, отметим: при вступлении в наследство на территории Украины ему потребуется помощь грамотного юриста. Работаем!

Автор: ШЕЙКО Вольга — юрист ЮФ «Астерс», г. Киев

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100109852

Наследование иностранцем, лицом без гражданства, иностранным юридическим лицом земельного участка сельскохозяйственного назначения на Украине имеет определенную специфику.

Наследник-нерезидент, получив свидетельство о праве на наследство, регистрирует права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. С одной стороны, это соответствует положению части 3 статьи 81 Земельного кодекса (ЗК) Украины, согласно которому иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки путем принятия наследства, а с другой — противоречит предписаниям части 5 статьи 22 ЗК Украины, устанавливающим запрет передавать в собственность нерезидентам земли сельскохозяйственного назначения. На практике в большинстве случаев этот вопрос решается в пользу части 3 статьи 81 ЗК Украины.

Согласно части 4 статьи 81, части 4 статьи 82 ЗК Украины, земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство нерезидентами, подлежат отчуждению в течение года. Фактически лицо, получив в собственность имущество, должно им распорядиться. Пунктом «е» статьи 140 ЗК Украины установлено, что неотчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок является основанием для прекраще ния права собственности на земельный участок. В таком случае в соответствии со статьей 145 ЗК земельный участок подлежит принудительному отчуждению по решению суда.

Автор: Родион КОКОШюрист ЮК FCLEX

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100109852

На практике имеют место неединичные случаи лишения права собственности указанных лиц без выплаты им соответствующей компенсации, то есть с нарушением законодательного требования по продаже земли на торгах, проводимых в форме аукциона, с последующей выплатой полученной от продажи суммы (за вычетом расходов, связанных с отчуждением имущества) предыдущему собственнику. В таких ситуациях суды высших инстанций, как правило, отменяют решения судов низших инстанций, вынесенные не в пользу нерезидента.

Еще одним моментом, порождающим неоднозначную судебную практику, является действие моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2016 года наравне с требованием по обязательному отчуждению земли в течение года. Ссылаясь на действие моратория, заинтересованные лица нередко в судебном порядке просят продлить срок для отчуждения земли, и суды часто удовлетворяют такие требования. Однако, по мнению Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел, соглашаться с решениями таких судов нельзя, поскольку норма в отношении отчуждения земли является императивной, поэтому мораторий на указанное отчуждение распространяться не должен.

Автор: Карина ПАВЛЮКюрист МЮГ AstapovLawyers

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100109852

Статья 81 Зе­мель­ного кодекса Ук­раины устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство иностранцами, подлежат отчуждению в течение года. В случае если отчуждение земельного участка в добровольном порядке в установленный срок не произошло, земельный участок должен быть отчужден в принудительном порядке по решению суда (статья 145 ЗК Украины).

В то же время  сегодня действует мораторий на отчуждение сельскохозяйственных земель, который продлен Законом Украины от 20 ноября 2012 года № 5494-VI до 1 января 2016 года.

Вопросы, возникшие в такой ситуации, разъяснены Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (письмо от 16 января 2013 года № 10-71/0/4-13): мораторий не распространяется на унаследованные иностранцами сельскохозяйственные земли, поскольку положение части 4 статьи 81 ЗК Украины является императивным.

Таким образом, иностранные граждане и юридические лица могут унаследовать землю сельскохозяйственного назначения, однако право на эту землю должно быть отчуждено в течение года.

Автор: Руслан БАНДУРИСТЫЙюрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100109852

В соответствии с частью 5 статьи 22 Земельного кодекса (ЗК) Украины земли сельскохозяйственного назначения не могут передаваться в собственность иностранцам и лицам без гражданства.

Однако, как следует из содержания части 4 статьи 81, статьи 145 ЗК Украины, допускается, что иностранцы также имеют право приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения, но только по наследству. В то же время они обязаны в течение года произвести их отчуждение, поскольку унаследованные земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут находиться в частной собственности лиц без гражданства и иностранных граждан. В случае невыполнения этого требования наступают предусмотренные в пункте «д» части 1 статьи 143 ЗК Украины последствия, а именно: право собственности на земельный участок может быть принудительно прекращено по решению суда.

С учетом того, что право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации, исчисление годового срока необходимо начинать с момента государственной регистрации земельного участка иностранцем.

При этом пункт 15 раздела X ЗК Украины, которым установлен мораторий на отчуждение земельных участков сельскохозяйственного назначения, не распространяется на эти правоотношения, поскольку положение части 4 статьи 81 Земельного кодекса является императивным.

Автор: Кристина КОЛЬЧИНСКАЯюрист ЮФ «Гвоздий и  Оберкович»

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100109852

Несмотря на декларативный принцип равенства иностранных и украинских граждан, для нерезидентов установлен целый ряд ограничений и существенно отличающихся условий по уплате налогов, приобретению некоторых объектов недвижимости, в частности: в соответствии с Налоговым кодексом Украины нерезиденты — физические лица, вступающие в наследство, обязаны уплатить налог по ставке 15–17 % от стоимости объекта недвижимости независимо от степени родства с наследодателем. Земельным кодексом Украины, в свою очередь, установлены ограничения по покупке некоторых видов земельных участков нерезидентами. Следствием же получения в наследство участков, на которые распространяются ограничения Земельного кодекса, будет обязательство продать такой участок в течение одного года. Таким образом, нерезиденту придется дважды уплатить налог на доходы физических лиц: первый раз при вступлении в наследство и второй раз — при вынужденной его продаже.

Автор: Ольга ВИНГЛОВСКАЯсоветник МЮФ Integrites

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100109852


Читайте также