СНБО объявил о введении на территории Украины международных санкций в отношении Российской Федерации. Решение, продиктованное событиями в Мариуполе, еще должно быть подкреплено указом Президента. Если это произойдет – фактически ознаменует начало действия в Украине всех тех санкций, которые ранее приняли по отношению к России другие страны.
Смысл действующих международных ограничительных мер сводится к нанесению максимального ущерба экономике страны, поставившей себя в оппозицию цивилизованному миру. Россию постепенно отрезают от внешнего финансирования, западных передовых технологий и от мировой финансовой системы в целом. Наибольший удар приняли на себя всего три сектора: банковская система, военно-промышленный комплекс и нефтегазовая промышленность. Но прицельная атака по этим болевым точкам способна подкосить основы основ российской экономики – как напрямую, так и за счет мультипликационного эффекта.
Украина изначально заняла двусмысленную позицию в отношениях со страной, которая является угрозой для нее в гораздо большей степени, чем для каких-либо других государств. На словах декларируется намерение разорвать экономические узы, усилить политическое давление с помощью торговых мер, а также максимально усложнить работу в Украине российского капитала. На деле движение в этом направлении либо не происходит вообще, либо происходит очень медленно, не причиняя реального вреда устоявшимся связям.
Красноречиво о реальном желании руководства страны разрывать коммерческие связи с государством, с которым воюет Украина, говорит статус-кво бизнеса президента Петра Порошенко. Тот факт, что он до сих пор не продал, как обещал, свои активы (в числе которых – судостроительный завод в Севастополе и кондитерская фабрика в российском Липецке), на последней пресс-конференции в декабре глава государства объяснил сложностями с поиском покупателей. «В условиях войны инвестиции в страну не заходят, никто ничего не покупает, и продать ничего невозможно. Мне доложили, что было четыре покупателя, переговоры затягиваются, и ключевое условие – «остановите войну», – рассказал Порошенко.
Одна из особенностей санкций Запада в отношении России – они бьют в первую очередь по ней как импортеру капитала и технологий. При этом гораздо меньше затрагиваются торговые связи и интересы российского инвестиционного капитала в странах Евросоюза и США. Это значит, что принцип применения санкций в Украине по аналогии не нанесет реального вреда стране-агрессору. Ведь импортером капитала и технологий она в отношении нас почти не является. Зато является серьезным торговым партнером, на украинской территории широко представлен российский бизнес.
Станет ли решение СНБО реальной мерой сдерживания России либо окажется очередной имитацией действий в этом направлении? Для ответа на этот вопрос можно проанализировать, о каких именно санкциях идет речь, что именно уже сделала Украина в отдельных секторах экономики и что еще может сделать.
Военное сотрудничество и оборонный экспорт
Ряд европейских стран, а также США, Канада и Япония, приняли решение о прекращении военного сотрудничества с Россией еще в марте 2014 года. Санкции предполагали отказ от экспорта военной продукции и товаров двойного назначения в РФ, сворачивание совместных мероприятий и программ, связанных с военной тематикой, приостановку действующих контрактов в оборонной сфере.
Следующий этап мер давления последовал со стороны США в июне-июле прошлого года. Он касался конкретных компаний России из оборонного комплекса – ОАО «Воентелеком», Академия безопасности бизнеса, ООО «Насосы Ампик», ООО «Никулин», корпорация «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод», НПО «Базальт», концерн «Калашников», концерн «Радиоэлектронные технологии», концерн «Созвездие», «Ижмаш», КБ приборостроения. В большинстве случаев санкции блокирующие, то есть ограничение вплоть до полного запрета сотрудничества, замораживания активов и счетов в американских банках.
Европа пошла на меры против конкретных корпораций военного комплекса в рамках второго этапа секторальных санкций, вступившего в силу 12 сентября. Они предполагают запрет организации долгового финансирования для трех крупнейших оборонных концернов России – «Уралвагонзавода», «Оборонпрома», «Объединенной авиастроительной корпорации». Еще девять российских оборонных концернов попали в санкционный список как те, в адрес которых запрещены любые поставки.
В Украине первые сообщения о возможности запрета оборонного экспорта появились только в начале апреля. Участники рынка ссылались на решение СНБО о прекращении экспорта вооружений и продукции двойного назначения в Россию. В ГП «Укроборонпром» Forbes сообщили, что это решение было введено в силу указом президента только в конце августа. В 2013 году экспорт продукции ВПК из Украины в РФ составил $1,2 млрд, или 9,6 млрд гривен. В 2014-м из-за отказа от поставок в Россию «Укроборонпром» потерял свыше 3 млрд гривен, сообщили на предприятии.
Даже по курсу 12 гривен за доллар это $250 млн, то есть всего только четверть объема «мирного» года. Что лишь подтверждает свидетельства множества источников Forbes о том, что какое-то время экспорт все же производился. Также «Укроборонпром» пытается отказаться от импортозависимости при производстве военной техники. «Из 30 000 наименований изделий и комплектующих, которые еще на начало 2014 года Украина должна была импортировать, на данный момент мы восполнили 11 000», – делится первый замглавы «Укроборонпрома» Сергей Пинькас. В компании не говорят об этом прямо, но значительная часть программы импортозамещения, пока еще не выполненной до конца, относится и к российской продукции.
Финансовый сектор
Первыми под санкции США еще в апреле попали банки «Россия», Собинбанк, а также другие финучреждения, которые американцы посчитали аффилированными с президентом России Владимиром Путиным. Во всем мире перестали обслуживаться карты, эмитированные этими банками. В мае после принятия в США закона о предотвращении российской агрессии под санкции попали такие крупнейшие российские финучреждения, как Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк; позже к ним добавились Банк Москвы и Россельхозбанк. Американским юр- и физлицам запрещено покупать облигации этих финучреждений и выдавать любые займы на срок свыше 90 дней (в сентябре этот срок сократили до 30 дней). Также в сентябре к этим санкциям присоединился Евросоюз, запретив приобретать у них акции, облигации и другие фининструменты сроком обращения свыше 30 дней.
Украина, конечно, вряд ли может оказать давление на Россию, отказав в выдаче средств ее банкам. Но российские банки на территории Украины до сих пор чувствуют себя вполне неплохо. В стране работает как минимум пять крупных российских банков – государственные Проминвестбанк, ВТБ и Сбербанк России, а также частные Форвард-Банк и Альфа-Банк. Так как Проминвестбанк принадлежит Внешэкономбанку, то можно сказать, что против всех трех государственных банков РФ с «дочками» в Украине на данный момент действуют санкции Запада. ПИБ и ВТБ по итогам 9 месяцев 2014 года, согласно данным НБУ, вошли в десятку самых прибыльных. Три из пяти банков – ПИБ, Сбербанк России и Альфа-Банк – по состоянию на 1 октября 2014-го вошли в десятку крупнейших по размеру активов (5, 8 и 10-е места соответственно).
К этим цифрам можно добавить, что, согласно данным Госстата, сектор «Финансовая и страховая деятельность» занимает наибольшую долю в объеме прямых иностранных инвестиций в акционерный капитал из РФ в Украину – 71,6% (на 1 октября 2014-го), сократившись с начала года всего на 2%. При этом доля инвестиций из России за этот же период в финансовом секторе Украины – 17,2%, то есть почти пятая часть всех прямых инвестиций в акционерный капитал этой отрасли. За военный год она также сократилась менее чем на 2%.
Промышленность и технологии
В центре внимания инициаторов санкций – технологии, связанные с нефте- и газодобычей, а также весь энергетический сектор. Градус напряжения между Россией и ее западными партнерами особо повысился после катастрофы малайзийского боинга. 30 июля ЕС ввел запрет на инвестиции в сектора транспорта, инфраструктуры, энергетики, телекоммуникаций, добычу нефти, газа и полезных ископаемых. Остановлена поставка для этих отраслей оборудования, предоставление им финансовых и страховых услуг. Под полный запрет попали поставки высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти. В санкционном списке США – производитель газа «Новатек», корпорации «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть».
В энергетическом секторе Украины присутствуют как минимум три корпорации из данного списка – «Газпром» (дочерние структуры «Газпром сбыт Украина», «ЮжНИИгипрогаз», «Газтранзит»), «Роснефть» (НПЗ «Линник», «Авиационная топливно-заправочная компания», «ТНК Индастриз Украина», компания «Восток») и «Лукойл». Есть и те, кто под международные санкции не попали (связанные с производством, перераспределением и продажей электроэнергии). Это активы группы VS Energy, к которым относится участие в капитале семи украинских облэнерго, а также группы «Энергетический стандарт» (доли в четырех облэнерго и Луганском энергетическом объединении).
Говорить о спокойной работе российского топливного бизнеса в Украине не приходится. Российские НПЗ простаивают, хотя дело тут вовсе не в войне. «Линник» «Роснефти» оказался в зоне АТО. Сети заправок, аффилированные с российскими собственниками, были «наказаны рублем»: в августе «Лукойлу» пришлось продать сеть из 250 своих АЗС австрийской компании. «Роснефть» пострадала из-за налета на свою Васильковскую нефтебазу (Киевская область). «Газпром» вынужден был закрыть украинское представительство своего дочернего предприятия «Стройтрансгаз» в Украине, задействованного в строительстве «Южного потока» (в марте остановлено из-за санкций США).
Гораздо заметнее присутствие в Украине российского капитала в других отраслях промышленности – тех, которые западными санкциями затронуты меньше. Это металлургия, машиностроение, медиа и телекоммуникации, фармацевтика, строительство.
Медленные санкции
Украинская власть выписала себе карт-бланш на применение всевозможных мер воздействия на любой российский бизнес, приняв в августе закон о санкциях, вступивший в силу в сентябре. Документ дает основания применять около 25 видов санкций, включая блокировку активов, ограничение торговых операций, аннулирование или приостановку лицензий и другие меры против иностранного государства, иностранного юр- или физлица – «в целях защиты суверенитета и национальных интересов». На данный момент список 65 юр- и 172 физлиц, к которым применяются санкции, разработан Кабмином на основании этого закона, но пока окончательно не принят.
«Сам по себе закон не создал никому никаких проблем. Он лишь предложил механизм применения санкций, аналогичный тому, который США, например, в качестве инструмента регулирования экономических отношений использует очень активно. Их санкционные списки содержат сотни и даже тысячи имен», – подчеркивает старший юрист практики разрешения споров CMS Cameron McKeena Сергей Гришко.
Предприняты условные шаги и в рамках торговых мер. В ноябре Минэкономики Украины обнародовало список товаров 36 товарных групп по кодам КВЭД, которые могут быть изъяты из режима беспошлинной торговли с РФ и затрагивают примерно 12% импорта из этой страны. Документ составлен в ответ на намерение правительства России применить к украинским товарам пошлины согласно Единому таможенному тарифу стран ТС после подписания ассоциации с ЕС. Такое постановление было принято правительством РФ в сентябре, но до сих пор не введено в действие, а потому не вступил в силу и украинский ответ. По итогам 11 месяцев 2014 года РФ оставалась крупнейшим торговым партнером Украины, занимая 18,7% в экспорте и 24% в импорте товаров (24% и 30% соответственно за тот же период 2013 года).
К слову, несмотря на то что закон о санкциях пока не находит практического применения, а решение СНБО о действии на территории Украины международных санкций еще не вступило в силу, участники торговых операций ищут способы избежать любого взаимодействия с «неугодными» компаниями и лицами. В распоряжении Forbes есть примеры допсоглашений к стандартным торговым договорам, где стороны берут на себя ответственность за непричастность прямым или косвенным образом к фигурантам санкционных списков.
К допсоглашениям прилагаются и сами списки, весьма широкие, в которые входят свыше 66 граждан Украины, 67 граждан РФ и 60 юрлиц – компаний и организаций, причастность к которым может стать основанием для одностороннего немедленного разрыва договора. Как объяснили в одной из компаний, такую практику ввели структуры с «материнским» капиталом в Европе и США, но теперь она будет распространяться и на остальных резидентов.
Юридическими последствиями неосмотрительного сотрудничества с фигурантами санкционных списков в Украине может стать подпадание компании, например, под статью 166-9 Кодекса об административных правонарушениях, поясняет Сергей Гришко. Она касается нарушения требований по идентификации лиц, выполняющих финансовую операцию, в контексте законодательства по предотвращению и противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, и предполагает наложение штрафов на должностное лицо от 100 до 200 необлагаемых налогом минимумов. «Но это применимо к субъектам финмониторинга, к торговым агентам применить сложнее. Однако, разумеется, не в США, где законодательство на этот счет отработано намного четче. Поэтому более тщательно следовать этим нормам будут компании, связанные с западным капиталом», – уточняет юрист.
Автор: Е. Гребеник
Источник: http://forbes.ua/nation/1387683-nestrashnye-sankcii