О текущей ситуации на украинском рынке транспортных перевозок

Изменения во внутриполитической ситуации в Украине оказывают существенное влияние на экономическую
жизнь нашей страны и, безусловно, на рынок логистических услуг. В ряде регионов сама возможность оказания транспортных услуг как таковых существенно осложнена воздействием ряда негативных факторов, в частности это изменение конъюнктуры рынка, усложнение условий осуществления экономической и логистической деятельности, а также высокие риски безопасности как для жизни персонала, так и для сохранности транспорта и грузов.

О Крыме
Наиболее существенная реструктуризация перевозок произошла в связи с сегодняшним неопределенным статусом полуострова. От поставок в Крым отказались 70% наших клиентов. В то же время, 30% наших клиентов — напротив, увеличили свой грузопоток, что вполне закономерно: если торговые полки пустуют, и одна компания не поставляет на них свой товар, то другая — начинает завозить в разы больше. В силу нарушения логики транспортной схемы изменилось и ценообразование перевозок в Крым. Сегодня нет обратных выездов из Крыма на материковую часть Украины, продукция оттуда практически не поставляется. Поэтому вся стоимость транспорта в Крым и обратно ложится на поставщиков в Крым, что
неминуемо привело к удорожанию стоимости на 50%. Из соображений безопасности ряд компаний прекратили осуществлять транспортные перевозки в Крым еще во время острой фазы конфликта и не
возобновили поставки до сих пор, в т.ч. это и курьерские, и почтовые службы, а весь этот грузопоток должен быть как-то перераспределен. Таким образом, у задачи доставки в Крым имеется два решения:
1) компании, которые продолжают поставлять свою продукцию в Крым, готовы платить в 1,5 раза больше за доставку;
2) поиск иных способов доставки — например, доставка продукции до Херсона, где груз забирает крымский дистрибьютор и самостоятельно везет продукцию в Крым, но при этом украинский поставщик уже совершенно не контролирует процесс доставки до конечной точки.
В противном случае компании прекращают  доставку в Крым вообще. Помимо этого, текущая ситуация увеличивает и срок доставки — так, на прохождение границы материковой Украины и Крыма, по нашей статистике, тратится от 4 до 30 часов, что увеличивает срок поставки в 1,5—2 раза. Грузопоток в Крым существенно уменьшился. Это четко видно по продуктам питания. В частности, РФ наложила запрет на поставку ряда украинских товаров — это касается некоторых брендов кондитерской, молочной и сырной продукции. Также, многие поставщики прекратили поставки из-за риска неоплаты за свой товар розничными сетями в Крыму, которые также столкнулись с рядом проблем. Самые крупные украинские розничные сети не прекратили работать в Крыму, но сейчас их деятельность крайне осложнена отсутствием ясности в правовом поле. В таких условиях они вынуждены решать вопрос с оформлением российского юридического
лица, а этот вопрос пока совершенно неурегулирован, что приводит к невозможности прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Если же между материковой Украиной и Крымом будет установлена государственная граница, стоимость поставок и самой продукции неминуемо возрастет. Затраты на таможенное оформление, НДС и прочие платежи существенно увеличат стоимость товара для конечного покупателя. Таким образом, риск невозврата платежей, увеличение сроков доставки и правовая неразбериха
разрушили установленные связи по поставкам в розничные сети, что и привело к существенному уменьшению грузопотока в Крым. Увеличился он только у тех, кто принял решение продолжать работать в этих условиях. Тем не менее, ситуация в Крыму не так критична — туда можно ехать достаточно спокойно, не опасаясь за сохранность грузов, транспорта и безопасность водителя. Существующие там власти полуострова в целом не заинтересованы в дестабилизации ситуации и не провоцируют конфликт, чего нельзя сказать о Востоке Украины.
О Востоке
Ситуация с транспортными поставками на Восток Украины — на Донбасс, в Луганск, — крайне тяжелая
и непрогнозируемая. Первостепенными тут являются не вопросы стоимости и экономической целесообразности, а безопасности — в первую очередь, жизни, а также грузов и транспортных средств. Мы вынуждены констатировать тот факт, что на этих территориях никто не гарантирует безопасность, соответственно, наблюдается дефицит транспорта ввиду нежелания транспортных компаний ехать в восточные области. Сложность текущей ситуации с поставками на Восток Украины усугубляется еще и тем, что на данные территории, где сложилась заведомо небезопасная ситуация, не распространяется действие страхового покрытия и в данном случае мы, как компания, которая организовывает поставку и которой передают в работу транспорт и доверяют безопасность водителей наши субподрядчики, берем на себя повышенную ответственность. Тем не менее, до начала активных боевых действий в регионе FM Logistic продолжала выполнять практически все заявки клиентов по поставкам на Восток (за исключением табачной и ликероводочной продукции, как наиболее ликвидных в этих регионах). С началом активной фазы АТО мы не выполняем поставки в ряд городов, где ведутся боевые действия. Мы стараемся сделать все возможное, в данной ситуации, для обеспечения безопасности и груза, и водителя. О западном направлении и Одессе
Изменения коснулись и работы на Западе Украины в связи с общей ситуацией в экономике страны. Так,
сокращение экспортно-импортных операций повлияло на удорожание стоимости доставки в западном направлении даже больше, чем в восточном. Перевозчики, ранее ориентированные на международные поставки, теперь не едут в этом направлении с прежней интенсивностью. Вместе с тем, уровень потребления во Львове остался прежним и поэтому здесь возникает дефицит транспорта. В настоящий момент тарифы на перевозки в восточном направлении выросли на 20%, в западном направлении — на 30—40%, в силу изменения конъюнктуры рынка. Однако здесь следует учесть, что мы говорим о повышении стоимости по отношению к тому, что было ранее, если же взять текущую среднюю цену за километр, то сейчас западные направления сравнялись в цене со всеми регионами Украины. Схожую ситуацию мы наблюдаем и по поставкам в Одессу, количество желающих осуществлять перевозки по этому направлению также существенно снизилось. Связано это со снижением грузопотока через Одесский порт. Ранее большую долю перевозок могли осуществлять контейнеровозы: они брали контейнеры в Одесском порту, приезжали в Киев, проходили таможенные процедуры, выгружали продукцию, и обратно контейнер шел пустой. Таким образом, перевозчики готовы были взять любой груз на обратном пути даже за небольшие деньги, поскольку это было прибыльно, ведь возврат контейнера оплачен. Сейчас поток контейнерных грузов из Китая существенно сокращается (в связи с подорожанием доллара и сокращением импорта потребительских товаров). Все эти факторы, безусловно, влияют на увеличение стоимости поставок.
Резюме
Ключевыми факторами, оказывающими наиболее серьезное воздействие на рынок грузоперевозок, являются не только объективные проблемы Крыма и “горячие” точки на Востоке страны, но и внутренние изменения в экономике Украины, гораздо больше влияющие на рынок в целом. В данный момент мы отчетливо наблюдаем следующие тенденции:
— все перевозки из Киева возросли в цене на 20—40% в зависимости от направления;
— снижение грузопотока в западном направлении и через Одесский порт, в ряде случаев — полное прекращение поставок в Крым и на Восток страны;
— дефицит транспорта.
Это новые условия ведения бизнеса, с которыми мы столкнулись сегодня, и новые задачи, которые мы решаем.
Автор: НЕСТЕРЕНКО Андрей, генеральный директор компании FM Logistic в Украине

Источник: Транспорт. – 2014. – № 27. – С. 74 – 75.

Читайте также