Когда специалисты порта анализировали состояние грузопотоков предприятия, то ссылались на рыночные процессы, сезонность и т.д. Сейчас к этим факторам добавился военный конфликт в восточных регионах страны, который, безусловно, повлиял и на номенклатуру грузов, и на их объемы. Естественно, что сложившаяся ситуация оказала существенное воздействие на формирование грузовой базы Одесского порта.
По словам замначальника администрации порта по операционной деятельности Руслана Сахаутдинова, согласно оперативным данным за восемь месяцев переработано 14,7 млн т грузов. В сравнении с аналогичным периодом 2013 г. это на 17,6% больше.
— Такой рост обеспечили грузопотоки зерна, металлопродукции, экспортных контейнеров, нефтеналивных грузов. Увеличение перевалки нефтепродуктов объясняется поступлением дополнительных объемов мазута Белорусской нефтяной компании, возобновлением на несколько месяцев работы Одесского нефтеперерабатывающего завода. Большим спросом пользовались экспортные отправки в контейнерах леса, пиломатериалов, зерновых. Это вызвало определенный “бум” экспортных контейнеров. Благодаря рекордному урожаю зерновых в прошлом году все элеваторы на территории Одесского порта работали на пике своей пропускной способности, за счет чего стивидорные компании перевалили 4 млн т зерновых культур (+26,8%). Увеличение переработки металла (3 млн т, +79,4%), с одной стороны, вызвано оккупацией Крыма. Из-за блокады крымских портов грузовладельцы, стремясь обеспечить выполнение своих контрактов, в срочном порядке переориентировали металл на материковые порты, в том числе Одесский. С другой, часть металлогрузов прибыла к нам из портов, находящихся вблизи региона, где ведутся боевые действия, — прокомментировал Р. Сахаутдинов.
В то же время военный конфликт на востоке страны спровоцировал ситуацию, при которой субъекты внешнеэкономической деятельности испытывают проблемы с кредитованием. Динамично развивающиеся военные действия и полная неопределенность, как далеко они будут распространяться, привели к тому, что крупные банки отказывали трейдерам выдавать кредиты. По словам Р. Сахаутдинова, он поинтересовался у одного из зерновых трейдеров, работающего с нашим портом, “когда он сможет наладить поставки груза в прежних объемах”. Грузовладелец ответил: “Когда по CNN перестанут показывать негативные новости об Украине”.
Порт по-прежнему интересен зернотрейдерам
Тем не менее, как показали последние месяцы, отечественный зерновой рынок по-прежнему интересен для иностранных грузовладельцев. Потому что Украина находится в тройке ведущих производителей зерна в мире, и экспортный потенциал страны очень высокий. По мнению Руслана Ильдаровича, заинтересованность подтверждает тот факт, что перед началом зерновой кампании, которая в этом году стартовала раньше обычного, 8 трейдеров побывали в порту, посмотрели, как изменилась инфраструктура, какие условия для перевалки зерна, какие мощности введены в эксплуатацию. У каждого из них есть своя программа, которую они надеются выполнить.
Главная задача администрации порта — создание условий для нормальной работы стивидорных компаний, грузовладельцев, которым важно, чтобы их грузы были защищены. Поскольку зерновая тема доминирует, администрация порта вместе со стивидорными компаниями заинтересованы в развитии мощностей для перевалки зерна. Компания “Олимпэкс Купе Интерн.” начала строительство второй станции разгрузки автомобилей портового зернового терминала (ПЗТ), установку дополнительных емкостей, что позволит одновременно хранить 125—128 тыс. т зерна, приобрела вторую судопогрузочную машину, которую устанавливает на 3 причале. Кроме того, компания ведет работы по прокладке конвейерной линии, связывающей 3-й причал с 4-м и с силосами.
Продолжается строительство зерперегрузочного комплекса (ЗПК) “Бруклин-Киев” на Андросовском
молу. Параллельно со строительством двух очередей первая очередь, введенная в эксплуатацию осенью
2013 г., активно перерабатывает зерно. По утверждению администрации ЗПК, будет отправлено на экспорт около полумиллиона тонн.
Начал работу зерновой комплекс “Порто-САН” на 23 причале. В августе коллектив компании переработал на экспорт 51,9 тыс. т зерна и продолжает наращивать объемы грузоперевалки.
На базе 7—8 причалов планируется реализовать инвестиционный проект по созданию зернового комплекса с развитием причалов и акватории. Администрация порта вплотную подошла к фазе проектирования, однако предварительно необходимо решить несколько вопросов, в том числе финансовых.
Помимо этого, продвижение проекта тормозит нерешенный вопрос земельных отношений.
— Сегодня земельный вопрос у всех на слуху, — отметил Р. Сахаутдинов. — Мининфраструктуры, озабоченное сложившейся ситуацией, инициирует внесение определенных изменений в действующее законодательство. Но, к сожалению, принятие законов — это длительный и сложный процесс. Между тем, у нас есть компании, готовые уже сейчас вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры порта, но не могут этого сделать из-за отсутствия условий инвестирования. На мой взгляд, государство должно создать такие условия, чтобы инвестор мог вкладывать средства в строительство новых терминалов. При этом я не исключаю, что объекты нестратегического назначения, к примеру, пустующая складская площадь, могут подлежать приватизации. Такую складскую территорию можно включить в объемный проект с условием, что инвестору гарантируют сохранение вложенных средств… Как показывает мировая практика, максимальный эффект достигается тогда, когда государство создает условия для бизнеса, ограничиваясь функцией управления.
Загрузка порта — отражение ситуации в стране и геополитических процессов
Если зерновая тема вызывает оптимизм, то перевалка металла в Одесском порту зависит от многих факторов. Из года в год в летние месяцы рынок металла замирает. Не стал исключением, по словам зам. начальника администрации порта, и нынешний сезон.
— Тем не менее, в августе переработано 526,6 тыс. т, что в несколько раз больше показателей прошлого года, — отмечает Р. Сахаутдинов. — Но такой прирост нас не радует, поскольку это является результатом негативных глобальных процессов в стране, которые повлияли в целом на отечественную экономику. Сложное положение сложилось, по словам Руслана Ильдаровича, с нефтегрузами. В августе, к примеру, перевалено 305,6 тыс. т. И хотя наблюдается рост объемов в сравнении с 2013 г., порт утратил российские и транзитные нефтегрузы. Если прежде транзит и нефтепродукты северного соседа обходили Украину из-за несбалансированной тарифной политики, то сейчас согласно полученной информации существует прямой запрет на поставку этих грузов через нашу страну. “Мы потеряли нашего стратегического партнера — казахскую компанию “Тенгизшевройл”. Для нас, как транзитной державы, это болезненный удар. Обиднее всего то, что такая акция не связана ни с экономикой, ни с предоставляемым в порту сервисом. Это исключительно политическое решение. Но мы надеемся на альтернативные грузопотоки”.
Если перевалка экспортных контейнеров за полугодие выросла, то импорт снизился почти на 24%. После стабильного роста объемов перевалки, которой порт показывал в последние годы, политическая ситуация в стране и, как следствие, падение покупательной способности населения в связи с ростом курса доллара негативно сказались на контейнерном бизнесе. Причем, в большей степени это коснулось ДП “ГПК-Украина”, которое обслуживает в основном фидерный сервис. У ООО “Бруклин-Киев порт”, которое обрабатывает суда прямого океанского сервиса, наоборот, отмечен рост перевалки как экспорта, так и импорта. Прямой сервис, которым оперирует мощный альянс — CMA CGM и MAERSK в этих условиях стал более эффективным: “Глобальные рыночные процессы привели к тому, что все линии стремятся увеличивать размерения флота, чтобы повысить экономическую эффективность контейнероперевозок. В августе на терминале в Хлебной гавани был обработан первый в Украине 9-тысячник — CMA CGM DANUBE (длина — 300 м, ширина — 48,2 м, вместимость — 400 TEU)”.
Одесский порт лишился такого вида груза, как железорудное сырье. Как только в порту “Южном” провели дноуглубление до 18,5 м, отпала необходимость в рейдовой догрузке кейпсайзов, которую выполнял Одесский порт. Экономически это стало невыгодно для клиента, и мы понимаем.
— Администрация порта заранее готовилась к такому развитию событий, — рассказал Р. Сахаутдинов. — В свое время была разработана схема догрузки судов на рейде. В течение нескольких лет она была эффективной, порт получал дополнительную загрузку. Но сейчас обстоятельства изменились. К тому же, этот грузопоток не свойственный нашему порту.
Позади 8 месяцев. Что ожидает порт, предугадать трудно. Ведь ситуация меняется буквально ежедневно. Главное, что Одесский порт, накануне отметивший свое 220-летие, по-прежнему привлекает клиентов, продолжает трудиться и пополнять бюджет страны.
Автор: Т. ОВРУЦКАЯ
Источник: Транспорт. – 2014. – № 35. – С. 61 – 62.