Офисное задание: Полноценное построение бизнеса в таких традиционных холдинговых юрисдикциях, как Нидерланды, подразумевает организацию работы реального офиса вместо виртуального

Построение надежных и доверительных отношений с деловыми партнерами из Европы будет намного проще, если бизнес вести в Нидерландах.

Долгое время подход к структурированию бизнеса был «виртуальным», а цели такого структурирования сводились к созданию упрощенного механизма работы с партнером-инвестором, доступу к инструментам английского права, защите активов и т.д. Под каждый проект создавалась отдельная SPV (проектная компания), что было обусловлено доступностью заемных средств, большим количеством внешних и внутренних инвесторов, конфиденциальностью информации о бенефициарах.

Зарубежные банки достаточно формально относились к проверке источников происхождения денежных средств, а офшорное законодательство островных государств позволяло оперировать миллионами без каких-либо налоговых последствий для собственников компаний в иностранных юрисдикциях, что в свою очередь стимулировало хранение этих самых миллионов на иностранных счетах.

Формальные требования к компаниям, средствам и уплате налогов привели к тому, что количество офшорных компаний увеличивалось в разы, вместе с тем корпоративные структуры бизнеса больше напоминали броуновское движение, нежели упорядоченный бизнес.

В последние годы наблюдается обратная тенденция: ужесточение проверки происхождения денежных средств, прозрачности бизнеса, требования к созданию реального офиса с понятной деятельностью, борьба налоговых органов каждой отдельной страны за своих налогоплательщиков. Все это ведет к скорому сокращению виртуальных офисов в связи с утратой экономической целесообразности их содержания. На смену провайдеров трастовых услуг приходит реальный бизнес с реальными управленцами, подготовленным бизнес-планом, а выбор юрисдикции диктуется не статусом «офшор», а интересом выхода на конкретный рынок, будь то Европа, Америка либо Азия.

Привлекательность Нидерландов

Нидерланды являются традиционной холдинговой юрисдикцией, которая используется для инкорпорации полноценного бизнеса, построения торговых и холдинговых структур, налогового планирования. Стабильность внутреннего налогового законодательства, а также понятные условия ведения бизнеса способствуют повышению привлекательности данной юрисдикции перед другими.

Среди причин, побуждающих собственников создавать компанию в Нидерландах, также называются:

— респектабельность и репутация страны в целом;

— надежная и стабильная правовая система;

— «лояльная» юрисдикция, в которой в последние годы наблюдается постоянное смягчение налогового режима;

— возможность вывода продукции на европейский рынок, поскольку Нидерланды являются своеобразным «хабом», который используют для выхода как в страны Бенилюкса, так и на многообещающий рынок Германии;

— целый ряд налоговых преимуществ, которые делают эту страну привлекательной юрисдикцией для финансовых и торговых потоков несмотря на то, что налог на прибыль компаний в Нидерландах не низкий (20 % — если прибыль не превышает 200 000 евро в год, 25 % — во всех остальных случаях);

— благоприятные правила налогообложения доходов, полученных из-за рубежа;

— отсутствие налога у источника при выплате процентов и роялти;

— возможность использования налоговых директив ЕС и соглашений об устранении двойного налогообложения, что зачастую позволяет избегать уплаты налога у источника при выплате дивидендов;

— отсутствие правил недостаточной капитализации;

— возможность получения предварительных налоговых заключений и/или заключений предварительных ценовых соглашений (Advance Tax Ruling/Advance Pricing Agreement).

Вышеуказанный перечень преимуществ Нидерландов для создания компании не является исчерпывающим.

Стоит также подчеркнуть, что построение надежных и доверительных отношений с деловыми партнерами из Европы будет намного проще, если бизнес вести в Нидерландах, а не на Кипре. Важным фактором является и то, что Нидерланды занимают 28-ю позицию в рейтинге стран по благоприятности условий ведения бизнеса Doing business-2016. Данный фактор становится существенным при принятии решения собственниками бизнеса о создании компании в Нидерландах.

Условия реального присутствия

В настоящее время для обеспечения эффективной работы нидерландской компании и использования всех вышеупомянутых преимуществ необходимо обеспечивать фактическое присутствие компании на территории Королевства для целей налогообложения.

Под понятием substance (условия реального присутствия) в международном налоговом планировании понимается комплекс мер, инструментов и условий ведения бизнеса, которые характерны для местных компаний и свидетельствуют о реальности ведения хозяйственной деятельности. Данный термин явно демонстрирует связь между реальным присутствием компании в той или иной юрисдикции и ее последующим налогообложением. Таким образом, если компания-нерезидент, имея значительную долю в нидерландской компании, нацелена на применение льготных положений Конвенции между Украиной и Королевством Нидерландов об устранении двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и имущество (Конвенция) в стране осуществления деятельности, то она по крайней мере должна обеспечить следующее:

— операционную деятельность компании на территории Нидерландов;

— наличие квалифицированного штата сотрудников и директора, который будет управлять компанией и принимать полноценные управленческие решения;

— офисное помещение и оплату соответствующих арендных, а также прочих коммунальных платежей.

Как упоминалось ранее, условие substance находит свое отображение в первую очередь в наличии или отсутствии реального офиса и реальной деятельности компании (сравнение между виртуальным и реальным офисом приведено в таблице).

Государственные органы ряда стран прилагают максимальные усилия для разработки механизмов влияния на использование нерезидентных низконалоговых структур. Автоматический обмен налоговой информацией в скором времени позволит установить контроль над доходами резидентов по всему миру и применять санкции к тем, кто уклоняется от уплаты налогов.

Что же делать «счастливым обладателям» многочисленных виртуальных офисов?

Как минимум пересмотреть экономическую целесообразность их содержания, подготовиться к раскрытию информации о конечных бенефициарах в публичных реестрах, автоматическому обмену налоговой информацией, максимально упростить корпоративные структуры. Ведь независимо от того, будет это управляющая компания или торговая, репутация юрисдикции и соблюдение критериев деятельности реального офиса приобретают все большую актуальность.

Авторы:

ВИНГЛОВСКАЯ Ольга — советник МЮФ Integrites, г. Киев,

БИРЮК Ольга — юрист МЮФ Integrites, г. Киев

Сравнительная таблица виртуального и реального офисов
Условия Виртуальный офис и услуги провайдера Реальный офис
Расходы Незначительные. Обычно базовый пакет номинальных услуг включает следующие расходы: предоставление номинального директора, day-to-day управление, базовый пакет бухгалтерских услуг и compliance. Весьма значительные по сравнению с «номинальным сервисом», однако будут оправданы в целях ведения бизнеса и применения льгот по Конвенции.
Юридический адрес Предоставление местного юридического и почтового адреса (без предоставления реального офиса) обычно включается в стоимость провайдера, который осуществляет ежегодное поддержание компании и не требует значительных затрат. Сегодня требование наличия юридического адреса компании предполагает наличие реального офиса. Следовательно, компания должна иметь офисное помещение с юридическим адресом на территории Нидерландов.
Директор/персонал Номинальный директор — данная услуга обычно входит в базовый пакет услуг провайдера, обслуживающего компанию. Персонал не предоставляется и не предусматривается услугами провайдеров. Управление компанией (принятие решений) должно осуществляться на территории Нидерландов. Достигается путем принятия на работу реального управленца компании (нескольких директоров) и местного квалифицированного персонала. Как минимум половина директоров компании должны быть нидерландскими резидентами и обладать необходимыми профессиональными знаниями для исполнения своих должностных обязанностей. В таком случае необходимо платить налоги и производить отчисления в бюджет.
Использование соглашений об избежании двойного налогообложения


Сегодня для применения льгот по Конвенции достаточно подтвердить существование компании и предоставить информацию о ее учредителях. По мере интеграции Украины в ЕС и имплементации специальных норм ОЭСР в национальное законодательство будем наблюдать зависимость нормы о «реальном присутствии» компании в Нидерландах от возможности применения налоговой льготы, установленной Конвенцией, поскольку налоговым органам будет уже недостаточно предоставления лишь одной выписки из торгового реестра.

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100113048

Читайте также