В ближайшем будущем на международном уровне ожидается существенное изменение правил обмена информацией между налоговыми органами разных стран.
Настоящая статья посвящена вопросам, связанным с имплементацией международных стандартов автоматического обмена налоговой информацией в национальное право. В частности, рассматриваются алгоритмы такого обмена и перспективы их внедрения различными государствами. Например, Республика Панамадо сих пор не сообщила об ориентировочных сроках внедрения соответствующих стандартов.
Статья сопровождается комментариями экспертов:
– Отследить нарушение – публикация, в которой рассматриваются основные новеллы в порядке подачи информации, предоставляемой банками и финансовыми организациями государств, налоговым органам других государств, пригявшим упомянутые стандарты.
– Доступ к базе данных – публикация, в которой анализируется предстоящая трансформация института банковской тайны.
Если раньше вопросы обмена налоговой информацией регулировались в основном отдельными статьями конвенций об избежании двойного налогообложения, а также Конвенцией об административной взаимопомощи в налоговых вопросах (Украина является ее участницей), причем исключительно в рамках запросов налоговых органов, то с 2017 года начнется автоматический обмен налоговой информацией согласно принятым Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) Стандартам автоматического обмена налоговой информацией (Стандарты).
Вместе с тем данная тема актуальна и важна уже сейчас ввиду того, что сбор налоговой информации начнется уже с 1 января 2016 года.
Очередь на оптимизацию
Все страны, которые имплементировали Стандарты, условно поделены на две очереди: очередь на 2017 год (Кипр, Британские Виргинские острова, Каймановы, острова, Сейшельские острова, Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Польша, Голландия и др.) и очередь на 2018 год (Аруба, Белиз, Гонконг, Маршалловы острова, ОАЭ, Россия, Сингапур, Швейцария и др.).
Таким образом, Стандарты были имплементированы практически всеми странами, в которых наиболее часто используются структуры, направленные на оптимизацию налогообложения. Исключение составляет разве что Панама, которая до сих пор не сообщила об ориентировочных сроках их имплементации.
Подотчетными субъектами станут финансовые учреждения. Агент, который занимается обслуживанием компаний, не является подотчетным субъектом. Несмотря на то что данные нововведения коснутся в первую очередь банков — финансовых учреждений, они, как показывает практика, чувствуют себя довольно расслабленно. В преимущественном большинстве банки не воспринимают приближающиеся события как фактор, который кардинально изменит ход планирования бизнес-процессов. Также они не считают своим долгом как минимум уведомить клиентов о грядущих событиях, ведь очень многие бизнесмены до сих пор не в курсе этих глобальных изменений, не говоря уже о том, что многие банки до сих пор не разработали внутренние процедуры сбора и передачи информации.
Алгоритм обмена информацией
Финансовая информация будет собираться в первую очередь по данным личных и корпоративных счетов.
Четкий механизм, предусматривающий, каким образом будет осуществляться передача информации, пока что не разработан. Однако в общих чертах работу системы автоматического обмена информацией можно описать следующим образом. Финансовое учреждение получает информацию от налогоплательщика (компании) и передает ее налоговым органам своей страны. Налоговые органы страны местонахождения финансового учреждения сортируют полученную информацию по юрисдикциям налогоплательщиков и отправляют в зашифрованном виде в налоговые органы страны резиденции налогоплательщиков. Информация поступает в налоговые органы государства резиденции налогоплательщиков, расшифровывается и вносится в локальную налоговую систему. Налоговые органы страны резиденции налогоплательщиков анализируют полученные данные и предпринимают меры в отношении возбуждения соответствующих налоговых процедур.
На практике все это будет означать приблизительно следующее. К примеру, если у кипрской компании открыт счет в латвийском банке, и в компании два собственника из России и Британии, то латвийская налоговая служба (получив информацию из банка) передаст информацию во все три страны — на Кипр, в Россию и в Британию.
Передаче будет подлежать информация, идентифицирующая компанию и собственников, номера счетов, остатки по счетам на конец календарного года.
В настоящее время Украина не числится среди стран, которые имплементировали или планируют имплементировать Стандарты. Вместе с тем в свете общих тенденций по евроинтеграции, а также в свете стабильно высокого дефицита бюджета и непрекращающегося экономического кризиса можно предположить, что рано или поздно это все же произойдет, что будет означать завершение эры офшоров для Украины и сделает практически невозможным уклонение от налогообложения на Украине для украинских резидентов, в то время как на граждан России уже сейчас распространяется действие Стандартов.
Автор: К. ПАВЛЮК
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100112155
Отследить нарушение
Согласно стандартам автоматического обмена информацией OECD, государства будут обязаны раз в год подавать информацию, предоставляемую им банками и финансовыми организациями этих государств, налоговым органам других государств, подписавшим эти стандарты.
Поскольку принятие стандартов является следующим этапом имплементации Конвенции об административной помощи по налоговым вопросам OECD (при этом участниками этой конвенции являются как Украина, так и многие офшорные юрисдикции), их введение будет означать, что налоговые и другие контролирующие органы Украины смогут быстро отслеживать и получать всю финансовую информацию об операциях украинских компаний за рубежом и их бенефициарных собственниках.
Таким образом, контролирующие органы смогут легко отслеживать нарушение валютного контроля резидентами Украины, недекларирование на Украине иностранных доходов и другое сокрытие активов за рубежом.
В настоящее время международные банки с особой тщательностью соблюдают KYC (Know Your Client) — требования в отношении украинских клиентов и их операций, поэтому просят раскрывать конечных украинских бенефициаров компаний-нерезидентов. Если сегодня такая информация является банковской тайной и получить ее можно только по определению суда в рамках уголовного дела, то имплементация стандартов будет обязывать все банки и другие финучреждения подавать такую информацию контролирующим органам (если только не будут приняты специальные ограничивающие положения к этим стандартам).
Автор: В. ТАРАСЕНКО
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100112155
Доступ к базе данных
Организация экономического сотрудничества и развития (ОECD) представляет собой объединение государств в виде форума, деятельность которого направлена в том числе и на борьбу с нечестными налоговыми практиками. Так, организацией были разработаны Модельная конвенция об обмене налоговой информацией, Единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией (CRS), а также Модельное соглашение о сотрудничестве между компетентными органами разных стран.
Украина стала 121-м членом форума. Раскрытию подлежит информация о держателе счета, финучреждении, в котором он открыт, остатке денежных средств на счете, а также о процентах, дивидендах и иных поступлениях, связанных с активами, хранящимися на депозитарных счетах и счетах-депо. Соответственно, государственные органы получат доступ к международной базе данных и информации о зарубежных доходах своих резидентов.
Таким образом, понятие банковской тайны сменит свое привычное значение. Зарубежные банки, в том числе и осуществляющие деятельность на территории Украины, будут вынуждены раскрывать информацию по каждому незадекларированному счету и международным операциям его владельца. В частности, статья 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» обязывает банки раскрыть информацию по запросу налогового органа.
Автор: О. АРТЕМ
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100112155