Оценка готовности Украины к выполнению Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли: итоговый отчет

В Киеве с 30.09.2015 г. по 2.10.2015 г. проходил итоговый семинар по вопросам готовности Украины к имплементации положений Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли (СУПТ). К участию в семинаре, проведенном с целью достижения более благоприятного для торговли делового климата в Украине, был приглашен широкий круг отраслевых специалистов государственных органов (Минэкономразвития, Мининфраструктуры, Минагрополитики, ГФСУ), а также представителей негосударственного сектора и бизнеса. Семинар проведен благодаря финансированию, предоставленному Государственным департаментом США. Его соорганизаторами являются Экономическая комиссия ООН для Европы (ЕЭК ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития коммерческого права Министерства торговли США, Министерство экономического развития и торговли Украины и МТП Украины, которая действует как Секретариат Межведомственной рабочей группы по упрощению процедур международной торговли и логистики в Украине.

Как отметила в приветственном слове замминистра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Оксана Рейтер, упрощение процедур торговли — приоритетное задание, поскольку обеспечение своевременной поставки товаров в масштабах международного бизнеса, необходимость ускорить процессы перевозок и улучшить качество самих процедур — это цели не только Мининфраструктуры, но и всей Украины.
“Мининфраструктуры уже принимает меры относительно упрощения процедур оформления грузов в морпортах Украины, уменьшения стоимости транзитных перевозок, но если министерство будет работать
одно, то ничего не сможет сделать. К примеру, украинские морпорты или любые пункты пересечения границ — это совместная ответственность многих служб, и все вместе мы должны сделать нашу работу эффективнее”, — уточнила О. Рейтер.
Отмечая важность имплементации положений Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли, директор департамента доступа на рынки и взаимодействия с ВТО Минэкономразвития Вячеслав Цымбал напомнил, что, по оценке ВТО, в глобальном масштабе при имплементации Соглашения всеми членами ВТО возможные выгоды для мировой экономики составляют от $400 млрд до $1 трлн за счет ряда факторов: сокращения расходов торговли на 10—15%, увеличения торговых потоков, создания стабильной бизнес-среды и привлечения иностранных инвестиций.
“Для Украины это важно с точки зрения как мы будем реализовывать собственный потенциал, не только связанный с импортом продукции, но и с экспортом”, — сообщил В. Цымбал.
Представитель Министерства экономического развития и торговли Максим Проскуров акцентировал
внимание на положительных результатах реализации положений Соглашения непосредственно для Украины. Он отметил, что Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли, в первую очередь, позволит значительно снизить расходы по многим позициям бизнеса.
“По моим подсчетам, упрощение торговой документации снизит расходы на 3%, упрощение процедуры пересечения границы — на 2,7%, процесс автоматизации торговли и таможенных процедур — до 3%, предоставление услуг по торговой информации — на 2,5% и внедрение предварительных решений также позволит сэкономить 2,5% средств. Эти цифры небольшие, но на сегодня это реальный шаг, который позволит уменьшить расходы в целом на 14,5%”, — сообщил М. Проскуров.
В свою очередь президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов отметил, что проведенное мероприятие очень важное, поскольку по результатам его
работы будет подготовлена Дорожная карта по реализации Соглашения, на базе которой можно увидеть
финансовые возможности и приоритеты отраслей, что в конечном итоге приведет к совершенствованию
бизнес-среды национальной экономики.
“Еще одним результатом можно назвать то, что мы совместно находим общий язык между властью и бизнесом, это начало системной работы по реализации в Украине государственно-частного партнерства”, —
заявил В. Щелкунов.
Целью мероприятия было обсуждение итогового Отчета по результатам исследования относительно готовности Украины к выполнению Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли.
Примечание. Предварительные результаты исследования относительно готовности Украины к выполнению Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли обсуждались 28.04.2015 г. на заседании Межведомственной рабочей группы по упрощению процедур международной торговли и логистики в Украине.
Подробнее см. “Транспорт” № 5 (863) за май 2015 г. рубрику “Упрощение процедур торговли” статью “Оценка
готовности Украины к выполнению Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли”.
Отчет по оценке готовности Украины к имплементации дальнейших обязательств, вытекающих из Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли, был подготовлен при поддержке чешского проекта технической помощи ЕЭК ООН. Рекомендации семинара по вопросам имплементации в Украине Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли были подготовлены при поддержке CLDP. В рамках этого мероприятия осуществлен обзор готовности Украины к выполнению (имплементации) требований СУПТ,
ратификация которого Украиной ожидается до конца 2015 г.
Требования Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли обсуждались с учетом изменений в законодательстве, институциональных механизмов и событий в сфере логистики.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЧЕТА
Представили Отчет о готовности Украины к имплементации Соглашения ВТО по упрощению процедур
торговли консультанты ЕЭК ООН Лев Баязитов и Александр Федоров.
“На сегодняшний день мы по-другому рассматриваем результаты исследований, нежели в предыдущие разы, и старт этого рассмотрения был дан 28.04.2015 г. Еще раз подчеркиваю, что это рассмотрение не самостоятельное, не начальное, а это еще один шаг в той системе исследования и оценки, которая уже запущена и работает”, — говорит Л. Баязитов.
По его словам, первоначально ставились задачи по определению состояния готовности Украины к реализации мер, указанных в Соглашении по упрощению процедур торговли, а полученные выводы планировалось предложить украинскому правительству для использования в нескольких целях. Первое — при подготовке ратификации относительно готовности реализации мер, второе — использование выводов при разработке Национальной стратегии упрощения процедур торговли, работа над которой началась еще в начале 2014 г.
“В целом задание звучало следующим образом: подготовить системный и непротиворечивый материал, который бы имел описание текущего состояния дел в национальной среде, при этом он должен был быть сформирован в контексте содержания соответствующих мер Соглашения. Таких мер 37. Также должны быть подготовлены перечни законодательных и нормативно-правовых актов, которые составляют правовую основу соответствующего участка национальной среды. Также нужно провести оценку не мер, а именно участка национальной среды, который отвечает за оценку, состоящую с трех вариантов: полностью ли готова определенная национальная среда, частично ли она готова, или же она полностью не готова для реализации тех или иных мер Соглашения. После оценки провести категоризацию с учетом требований по упрощению процедур торговли, определить каждой мере одну с трех категорий: “А”, “B” и “С”. И, в конечном итоге, подготовить структурированные материалы для дополнительных действий и внешней помощи Украине, которые позволят подтянуть те меры, которые нельзя определить как “полностью готовые” или которым нельзя присвоить категорию “А”, — сообщил Л. Баязитов.
Консультант ЕЭК ООН рассказал, что в процессе этого исследования было использовано два различных подхода, которые в результате дополнили друг друга. Первый подход был основан на восприятии Соглашения как отдельного международного документа, который содержит новые для национально-
правовой среды нормы.
“Что имеется в виду: мы условно определили, что это Соглашение абсолютно ново для Украины, и мы должны подготовить материал с этой позиции. Соответственно за основную гипотезу по реализации этого
подхода было принято первое — наличие достаточно структурированных как у украинских экспертов, так и
у членов торговой среды знаний о самом Соглашении, а второе — пригодность социологических методов для проведения исследования. Напомню, что присутствующие здесь видели так называемые “вопросники”,
которые и представляют собой инструмент социологического опроса. Этот инструмент предусматривает
наличие профессиональных знаний, а обобщение опросов дает возможность выявить общие ключевые
моменты и отсеять некоторые моменты-отклонения”, — заявил Л. Баязитов.
Указанный подход был применен при проведении опроса и при подготовке предыдущего отчета, представленного для обсуждения 28.04.2015 г. Л. Баязитов уточнил, что текущий отчет на 80% состоит из версии отчета от 28.04.2015 г.
“В результате применения первого подхода получены такие результаты. Первое — подготовлен сведенный табличный материал, который содержит описание текущего состояния дел в национальной среде,
сформированный в контексте содержания каждой соответствующей меры (по подавляющему большинству мер). Второе — подготовлена информация по правовому наполнению этих мер. Это перечень законодательных и нормативно-правовых актов, которые составляют правовую основу участков национальной среды (это также подготовлено по подавляющему большинству мер). Также по отдельным мерам была подготовлена оценка и присвоение категории “А”, “B” или “С”. Третье — подготовлен формализованный итог опроса, который содержит первичные данные по количеству ответов и, преимущественно, содержание ответов, существенных для достижения конечной цели исследования”, — рассказал Л. Баязитов.
Вместе с тем консультант отметил, что не обошлось и без неприятных моментов в отчете. В частности, не удалось определить однозначную оценку по состоянию готовности Украины к выполнению всех мер Соглашения об упрощении процедур торговли.
“Также не удалось однозначно установить категоризацию, в частности категорию “B” и “С”. Как следствие недостижения второй цели не удалось сделать структурирование общих потребностей в дополнительных действиях по внешней помощи. Проведенный анализ причин недостижения цели обусловил поиск
альтернативного метода, который продвинул нас к конечной цели. В результате родилась идея относительно применения дополнительного подхода к проведению исследования”, — рассказал Л. Баязитов.
Второй подход основан, по словам эксперта, на восприятии Соглашения по упрощению процедур торговли не как нового документа, а как документа, который дублирует, модифицирует или дополняет нормы из других международных документов, тех, которые уже внедрены в национальную практику Украины.
Отсюда исходила и основная гипотеза проведения второй части исследования.
“За основную гипотезу было принято наличие возможных расходжений между национальной практикой и требованиями ранее принятых международных документов. Соответственно, такие расхождения составляли более значительную проблему для достижения целей исследования, нежели предполагалось на стадии постановки заданий. Проверка этой гипотезы и является ответом на вопрос: “Почему при заполнении анкет такую несопоставимую информацию давали опрашиваемые?”, — говорит Л. Баязитов.
Он объяснил, что указанный подход был применен при подготовке текущих материалов.
“Далее детали этого подхода. Содержанием общего второго подхода стало выявление расхождения через установление взаимосвязи национальной среды и мер Соглашения об упрощении процедур торговли с ключевыми международными стандартами. За точку опоры принято положение самого Соглашения об упрощении процедур торговли. В статье 10 Соглашения есть подпункт 3 пункта 3, где членам рекомендуется использовать соответствующие международные стандарты или их части как основу для своих формальностей и процедур, связанных с импортом, экспортом или транзитом. В качестве одного из таких международных стандартов была выбрана Международная конвенция по упрощению и гармонизации
таможенных процедур в измененной редакции — так называемая пересмотренная Киотская конвенция, к которой Украина присоединилась в 2006 г. Особенностью формы такого подхода является представление содержания отдельных норм Киотской конвенции и СУПТ через использование визуализированной
модели, сопоставимой с признанными моделями международной цепи поставок. Например, эталонной
моделью, разработанной СЕФАКТ ООН”, — констатировал Л. Баязитов.
По ходу демонстрации визуализированной модели консультантом ЕЭК ООН были очерчены важные
расхождения между требованиями пересмотренной Киотской конвенции и национальной практикой.
Демонстрация взаимосвязи мер СУПТ с моделью действия Киотской конвенции, по словам Л. Баязитова, позволяет увидеть те элементы национальной практики, которые прямо не затрагиваются в Соглашении, но от которых зависит качество выполнения мер Соглашения.
Подытоживая, консультант ЕЭК ООН сообщил, что на основе оценки состояния воплощения в национальную практику норм, касающихся перечисленных элементов, были пересмотрены рекомендации по определению состояния готовности Украины к реализации мер СУПТ.
“На основании определения взаимозависимости таких отдельных мер… были подготовлены и рекомендации относительно категоризации мер по категориям “B” и “С””, — рассказал Л. Баязитов, представив для дальнейшего обсуждения сводный результат категорирования.
Этот результат стал предметом обсуждения в ходе всего семинара.
Отдельный блок для обсуждения взаимосвязанных статей СУПТ был представлен консультантом ЕЭК ООН Александром Федоровым. По его словам, детализированная оценка некоторых статей более уместна
при обсуждении статей 6—12, потому как его презентация относится именно к некоторым положениям данных статей.
“Начну с известной модели СЕФАКТ ” п о к у п к а — п е р е в о з к а — о п л а т а “, говоря в целом, именно этих моментов касается Соглашение об упрощении процедур торговли. Но, учитывая тот факт, что мы говорим о подготовке к импортированию, речь идет о том, что связано с получением, подготовкой и предоставлением товара на таможню, и обо всех процедурах и процессах, которые осуществляются во время таможенного очищения товара, в том числе о контроле другими службами на границе или во внутренних таможнях”, — пояснил эксперт.
В первую очередь презентация касалась статьи 7 — это документ о прибытии товаров, пункта 4 — управление рисками, меры для полномочия/внедрения экономических операторов. Также презентация коснулась “единого окна”, свободы транзита и таможенного сотрудничества, ведь именно эти моменты объединены в одно целое, отметил А. Федоров.
В ходе семинара консультант ЕЭК ООН отметил, что ранее обращалось внимание на очень важную проблему, а именно что проект официального перевода Соглашения об упрощении процедур торговли нуждается в согласованности с точки зрения терминологии на соответствие международным конвенциям, применяемым в Украине.
“Я хотел бы обратиться к представителям Минэкономразвития и МИДа, были ли учтены те профессиональные предложения относительно перевода в окончательной версии, и на какой стадии находится публикация на украинском языке текста Соглашения об упрощении процедур торговли”, — уточнил А. Федоров.
По его словам, во время исследования было тяжело работать с респондентами, ведь отсутствовал официальный перевод, а неофициальные переводы, которые были сделаны в министерствах и ведомствах, были неоднозначны.
“Респонденты не могли понять в полном объеме меры, которые предусматриваются в самом Соглашении”, — прокомментировал А. Федоров.
УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ
В Минэкономразвития ответили, что этот документ на сегодняшний день находится на стадии обработки
в министерствах.
Консультант ЕЭК ООН также обратил внимание, что работа и исследование являются только попыткой помочь правительству, получив итоговый отчет, подготовить финальную нотификацию.
“Это ни в коем случае не значит, что мысли экспертов от министерств и ведомств, авторов исследования должны иметь влияние на решение, которое будет приниматься правительством”, — уточнил А. Федоров.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ
Президент АО “ПЛАСКЕ” Олег Платонов заявил, что первым шагом после проведения семинара о готовности Украины к имплементации Соглашения об упрощении процедур торговли должен быть окончательно обозначен координатор процедуры внедрения Соглашения, однозначно это Министерство экономического развития и торговли.
“Должен быть интернет-ресурс, где будет четко сформулирована цель — что Украина считает важным соответствовать категории “A” и в какой срок. Должна быть публичная демонстрация, как лично Минэкономразвития на базе разных отчетов видит, к какой категории относится сегодня Украина.
Вторая процедура — это в Украине идет наблюдение за “препятствиями”. ГФСУ вела 3 года назад мониторинг этих “препятствий” — это задержки во время оформлений, какими органами вызваны эти препятствия. Думаю, что целесообразно было бы предоставить эти результаты наблюдения международным экспертам, которые смогли бы использовать их в своих отчетах и анализах”, — рассказал О. Платонов.
По словам замминистра экономического развития и торговли — торгового представителя Украины Натальи Микольской, сейчас перед правительством стоит ряд значительных и важных заданий в сфере международной торговли, и к одним из таких заданий отнесены процедуры упрощения торговли.
“Объективно все понимают, что если мы хотим использовать те преимущества, которые предусмотрены, в том числе Соглашением об ассоциации с ЕС, и стать производственным хабом для экспорта, нам необходимо упростить процедуры торговли, но не только для экспорта, но и для импорта. Без этого предприятия Украины никогда не станут частью глобальных и региональных звеньев торговли. Без этого Украина не будет использовать те преимущества, которые предусмотрены нашими соглашениями о Зоне свободной торговли. Мы можем с вами много говорить, что нужно делать завтра, но существует вопрос ресурсов”,
— рассказала Н. Микольская.
Она отметила, что вопросом об упрощении процедур торговли занимается департамент, который также занимается и институциональными вопросами ВТО и вопросами развития экспорта.
“В департаменте у нас работает около 40 человек. Соответственно, чтобы стать национальным координатором и запустить работу, о которой шла речь, нужно 5—8 человек, которые будут ежедневно заниматься этим вопросом”, — обозначила замминистра экономического развития и торговли.
“Еще одно — как мы видим по опыту тех реформ, которые были запущены правительством, даже при
ситуации, когда реформа относится к реформированию законодательства или процедур нескольких органов, реформа становится успешной, когда у нее есть один так называемый “владелец”. Владелец — это то министерство или человек, которые понимают, что нужно делать, координируют остальных людей, требуют результатов и придерживания сроков. Это и есть политическая воля, которая присутствует у правительства. Теперь вопрос состоит в этом одном человеке, который будет руководить процессом, направлять его в нужное русло. Причем для этого человека нужен секретариат”, — рассказала Н. Микольская.
Она отметила, что каждый шаг, который сейчас делает Украина, нужно несколько раз обдумать, нужно думать над процессами, подстраивать законодательство под те процессы, которые уже сложились.
“Минэкономразвития занимается тем, чтобы Президент Украины внес в ВР Соглашение на ратификацию. Внесение оглашения на ратификацию является для многих, в том числе и доноров, предпосылкой того, чтобы серьезно рассматривать Украину для предоставления технической помощи. По состоянию на сегодня МИД передало документы в Администрацию Президента. Одной из рекомендаций семинара может быть обращение к Президенту, чтобы он ускорил процесс внесения в ВР Соглашения для ратификации. Если мы проведем семинар в парламенте, где объясним, почему Соглашение важно для Украины и почему необходимо ратифицировать Соглашение, мы сможем получить в контексте скорости хороший результат”, — пояснила замминистра экономического развития и торговли.
“Еще один вопрос — готовность Украины относительно имплементации Соглашения ВТО относительно упрощения процедур торговли. По состоянию на сегодня я вижу, что мы будем заниматься двумя аспектами. Первое — реально понять, насколько в ряде органов их представители понимают, что такое
Соглашение, какие обязательства это Соглашение предусматривает… Мы займемся тем, что будем оперативно доносить информацию, в том числе и о проведенных семинарах, до наших органов, будем
распространять отчеты. Второе — идентификация проблемных моментов. По результатам семинара
есть понимание, где мы находимся. Третий вопрос — создание соответствующего органа”, — резюмировала Н. Микольская.
Подытожив, юрист CLDP Дмитрий Скринька сообщил, что был зафиксирован целый ряд позиций, которые касаются мер нормотворческого, институционального, логистического характера относительно фактически каждой из мер Соглашения. “Это будет в письменном виде разослано участникам для обсуждения и для внесения изменений”, — отметил он.
Эксперт ассоциации “Укрвнештранс” Сергей Терещенко отметил, что в отчете представлены те структуры, которые подлежали охвату. “Это их мировоззрение. Сегодняшний семинар не призван скорректировать те оценки, которые были высказаны госструктурами. Исходя из этого, если М. Апостолов подтверждает, что задание ЕЭК ООН по отчету выполнено и соответствует, мы должны принять отчет так, как он есть. Мы обсуждали вопросы не только отчета, но и касательно категорирования всех положений Соглашения. Это отдельный документ, а отчет — это законченная работа, и мы не имеем права вносить туда правки”, — отметил С. Терещенко.
В ходе обсуждения участники семинара уделили внимание вопросам необходимости создания в Украине простых, четких и практически ориентированных документов и процедур для упрощения процедур торговли, а также усилению координации и кооперации между органами государственной власти и частным
сектором в вопросах осуществления торговых операций. Участниками семинара подробно обсуждены меры в отчете по оценке по отдельным статьям Соглашения. Проработаны вопросы приоритетных мероприятий (мероприятия, в отношении которых предоставлены сообщения как о мерах категории “A”, но требующие дальнейшей обработки), подготовки к предоставлению сообщений о мерах категории “B” и “C”, необходимости подготовки плана действий по имплементации различных мер Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли с указанием сроков и затрат.
В заключение мероприятия участники обсудили основное содержание рекомендаций семинара по вопросам имплементации в Украине Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли, которые будут представлены в соответствующие государственные органы, ответственные за имплементацию Соглашения.
ПОДВОДЯ ИТОГИ СЕМИНАРА:
Марио Апостолов, региональный советник ЕЭК ООН по торговле: “Прошел второй семинар по обсуждению доклада об оценке готовности Украины применить Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли,
которое на сегодня обсуждается во всех странах-членах ВТО для ратификации. Результаты этой работы — повышение понимания среди национальных ведомств, которые занимаются регулированием международной торговли в Украине. Также становится понятно, в чем ведомства могут получить помощь международного сообщества, чтобы решить вопросы для выполнения обязанностей по Соглашению.
Первая проблема, которая была показана докладом, — нет достаточного понимания среди служащих госведомств, в чем суть Соглашения и какие обязанности имеют стороны. Наш семинар был также сосредоточен на этом вопросе. Готовность в Украине пока невысокая, и по докладам, например, Всемирного банка по введению бизнеса, Украина занимает не очень высокое место в рейтинге. Это не меняется, возможно, в связи с экономической ситуацией в стране, с проблемами безопасности Украины, но все это нужно решать, нужно сосредоточиться, лучше организовать работу госведомств, работать с бизнесом”.
Поул Хансон, экономист ЮНКТАД: “Это важный шаг, важный процесс, когда Украина оценивает готовность всех вовлеченных государственных органов и учреждений, которые должны все вместе готовиться к имплементации Соглашения. Наша цель сейчас — убедиться в том, что Украина и украинские госорганы, в которых прошла нотификация по категории “А”, действительно будут готовы имплементировать эти процедуры на момент вступления Соглашения в силу. Относительно других процедур, по которым в будущем будет идти ратификация, мы обсудили с участниками меры, в какой последовательности по ним будет идти подготовка.
С некоторыми госорганами по отраслям, в которых уже прошла нотификация готовности, есть некоторые вопросы, и сейчас по результатам дискуссии некоторые государственные органы должны “пойти домой и
сделать домашнее задание”, именно тщательно подготовиться, чтобы на момент вступления Соглашения в силу их готовность была полная. Для достижения этой цели у Украины должна присутствовать достаточная политическая воля”.
Оксана Рейтер, заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции: “Украина — страна-член ВТО с 2008 г., перед тем, как Украина вступала в ВТО, проводился детальный анализ всех сфер деятельности отраслей экономики, в том числе и транспорта, относительно готовности вступления для того, чтобы мы могли обеспечить выполнение наших обязательств после того, как мы станем страной-членом ВТО. Если говорить о транспортном секторе, то еще в 2008 г. особых препятствий для работы в рамках этой организации по мировым условиям мы не видели, и я думаю, что Украина готова, но изменения нужны. Самая серьезная проблема в процессе имплементации — бюрократизация, потому как упрощение процедур торговли и свободная торговля — это работа не одного министерства или ведомства, это работа совместная.
Должна быть готовность всех органов что-то менять, менять законодательство, менять процедуры, и если все органы работают быстро, оперативно, четко и с хорошим планом действий, то все получится. В Мининфраструктуры сейчас принимают меры по упрощению прохождения грузов в портах, особенно это касается Одесского региона, также ведомство сотрудничает и поддерживает процедуру “единого окна”, упрощения таможенных процедур при пересечении границ грузами, особое
внимание уделяя транзитным грузам, контейнерам — это то, что может сформировать предложения для перевозчиков использовать Украину как транзитное государство, ведь потенциал у нас огромен, но мировые перевозчики говорят об одном — о забюрократизированной системе, с которой мы стараемся бороться”.
Вячеслав Цымбал, директор Департамента доступа на рынки и взаимодействия с ВТО: “С точки зрения готовности Украины к имплементации положений Соглашения ВТО Украине нужно, чтобы отечественное законодательство заработало на практике, чтобы бизнесу было легче, например, найти необходимую информацию, чтобы это было аккумулировано в одном месте и эти вопросы/ответы, в которых нуждается бизнес, были реализованы путем, в том числе, и имплементации законодательства. Если говорить о законодательных рамках, то они есть. Есть конвенции, есть Соглашение ВТО, есть наше законодательство, мы сейчас приводим наше законодательство к законодательству ЕС, это также часть работы, которая в дальнейшем будет отвечать, в том числе, и имплементации этого Соглашения.
В процентном эквиваленте достаточно сложно определить, насколько Украина готова к имплементации Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли. Для этого нужно экспертное мнение ГФСУ, представителей санитарных и фитосанитарных служб, вдобавок нужно понять инфраструктурную готовность, например, внедрения определенного программного обеспечения. Если говорить “горизонтально-ровно”, думаю, что готовность Украины составляет 80%.
Основные проблемы на пути имплементации Соглашения — инфраструктурные потребности, потребно-
сти в соответственном финансировании, потребность в профессиональных знаниях и экспертах. Сейчас идут
параллельные изменения: у нас структурные и административные изменения относительно оптимизации численности аппаратов государственной службы, и это все создает некоторые условия, с которыми нужно считаться с точки зрения имплементации Соглашения”.
Владимир Щелкунов, президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты: “Готовность Украины к имплементации Соглашения об упрощении процедур торговли в разных направлениях и на разных уровнях составляет до 70%. Этот семинар — подытоживающий, далее нужно готовить постановление КМУ о создании постоянно действующего органа, который существует во многих странах мира согласно условиям ВТО. Сейчас мы подводим итоги, что сделано по категориям “B” и “С”, какие есть на сегодня проблемы… По результатам мы увидим, что сделано, что нужно сделать, сколько средств необходимо просить у доноров и, собственно, пути имплементации Соглашения — Дорожная карта, которую мы должны оперативно обработать.
Основная проблема на пути имплементации Соглашения — неоперативность и инертность со стороны разного рода чиновников. Если говорить о средствах, то необходимо решить вопрос с донорами, ведь доноры не должны проводить мероприятия, которые не продвигают вперед, а только учат. Украина должна договориться с донорами о финансировании определенных направлений, должна быть специализация доноров по конкретным мероприятиям, которые нужны Украине. Тогда мы закроем финансовую сторону вопроса. Также необходима организованность, оперативность и политическая воля”.
Олег Платонов, президент АО “ПЛАСКЕ”: “Степень готовности Украины к ратификации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли совершенно разная: если говорить о юридических аспектах, то она ближе к категории “А”, а если говорить о практических — к категории “С”. Соответственно, данная встреча дала возможность участникам органов госуправления и бизнеса оценить текущее состояние. Сегодня в Украине есть политическая воля для того, чтобы процедуры торговли и связанные с ними оформления были
публичны, открыты и понятны, что даст возможность Украине стать нормальным партнером в международной торговле и логистике. Что касается проблем, то на сегодня существует одна проблема — отсутствие достаточного финансирования, и понятно, что Украина, не имея текущих проблем, связанных с защитой своей независимости, давно бы продвинулась вперед по данному вопросу за счет своих ресурсов. Но на сегодняшний день большая надежда у участников семинара на то, что правительство Украины создаст полноценный мастер-план, который даст возможность инвесторам и донорам определить свою нишу и возможности для оказания такой помощи и развития”.
Лев Баязитов, консультант ЕЭК ООН: “По результатам исследования удалось выявить некоторые вещи, которые позволяют судить о преимущественной неготовности Украины к имплементации Соглашения об упрощении процедур торговли… Украина в свое время сделала ошибочный шаг, неправильно интерпретировав положения очень серьезного международного стандарта, пересмотренного Киотской конвенцией. Поэтому в контексте Соглашения у нас видится наиболее реальный шаг, когда мы делаем
шаг назад, проверяем соответствие стандартам базового документа пересмотренной Киотской конвенции, а потом уверенно и быстро идем к исполнению всех положений Соглашения об упрощении процедур торговли”.
Источник: Транспорт. – 2015. – № 10. – С. 54 – 61.
Читайте также