Ожидания и прогнозы законодательных изменений, которые могут повлиять на бизнес в 2021 году

В течение последних нескольких лет законодательство Украины меняется очень стремительно. Причем некоторые законопроекты проходят все этапы процедуры их принятия и вступления в силу в рекордно короткие сроки, что отрицательно сказывается на их качестве, в то время как другие могут оставаться “законопроектами” годами и утрачивают свою актуальность.

И поскольку значительная часть законодательных изменений прямо или косвенно влияет на работу бизнеса, предпринимателям следует всегда держать руку на пульсе и своевременно реагировать на новые законы или изменения к действующим.

В 2021 году назрел целый ряд законопроектов, которые внесены в Верховную Раду и ожидают принятия. Далее – некоторые из тех, которые будут оказывать непосредственное влияние на разные сферы бизнеса.

Ожидания и прогнозы законодательных изменений, которые могут повлиять на бизнес в 2021 году

 

Индустриальные парки

Все надежды на индустриальные парки, как “магнитов” для привлечения инвестиций в Украину и развития бизнеса, развенчиваются отсутствием существенных преференций для крупного капитала (налоговых, таможенных, отвод земли, подключение сетей и т. д.) и достаточно сложной процедурой их создания, что зачастую дополнительно отягощается коррупционными рисками.

Поэтому ожидаем от законодателей активных действий и усилий по установлению более привлекательных условий для создания и развития индустриальных парков. Законопроекты № 2554а-д и № 2555а-д от 25.04.2016 г. предусматривают дополнительные таможенные и налоговые стимулы для привлечения инвестиций в индустриальные парки.

Принятие этих законодательных инициатив может стать весомым шагом к развитию сети и созданию новых индустриальных парков, а также развитию уже существующих.

Налог на выведенный капитал

Сейчас в Верховной Раде зарегистрированы законопроекты № 1185, а также № 3665 и № 3665-1, предусматривающие внесение изменений в разные законодательные акты относительно введения налога на выведенный капитал как альтернативы налога на прибыль предприятий.

На сегодняшний день налог на прибыль предусматривает налогообложение финансового результата (разницы между доходами и расходами предприятия) по ставке 18 %. В дальнейшем собственнику компании (физическому или юридическому лицу) при выплате дивидендов придется также их обложить налогом.

Целью введения налога на выведенный капитал является устранение существующего в Украине двойного налогообложения тех же средств. Базой налогообложения в случае уплаты налога на выведенный капитал станет распределенная прибыль, возникающая, например, при выплате дивидендов, роялти и т. п.

Введение налога на выведенный капитал позволит собственникам компаний получать свою прибыль по меньшей ставке налогообложения, что должно было бы привести к отказу от использования схем оптимизации через ФЛП или выведения в офшоры, или реинвестировать средства прибыли в дальнейшее развитие бизнеса.

Отмена моратория и запуск рынка земли

Долгожданный Закон Украины № 552-IX “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения” вступает в силу 01 июля 2021 года, кроме положения, которым на Кабмин возложен ряд задач, в том числе приведение нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Несомненно, отмена “земельного моратория” даст толчок к развитию рынка земли, хотя некоторые положения данного Закона и вызывают споры и неоднозначную реакцию.

Так, в первую очередь право на приобретение земель будут иметь физические лица. Вероятно, данная норма была введена в ответ на опасения большинства граждан, что всю землю скупят крупные агрохолдинги. Однако пандемия и экономическая ситуация в стране существенно повлияли на платежеспособность населения, поэтому существует вероятность, что немало жалеющих будут просто не в состоянии приобрести земельный участок.

Принятый Закон предусматривает, что иностранцы будут иметь доступ к украинским землям исключительно путем приобретения доли в уставном капитале юридического лица и только после принятия соответствующего решения на всеукраинском референдуме. Однако вряд ли можно полагаться на референдум, порядок проведения которого еще не урегулирован действующим законодательством.

Не до конца понятна и причина запрета продажи земель государственной и коммунальной собственности в условиях существования в Украине процедуры бесплатной приватизации земель, которая является полем для злоупотреблений и сопровождается избыточными бюрократическими процедурами.

Сомнительным выглядит положение Закона, позволяющее банкам при определенных условиях владеть землей в течение двух лет. Ведь до сих пор не установлен механизм ответственности банков, если через два года на такой земельный участок не найдется покупателя. Да и при условии отсутствия покупателей на землю в течение двух лет банки будут вынуждены продавать эти земельные участки по более низкой цене, при этом на первом этапе реформы единственными, кто смогут приобрести эту землю, будут физические лица.

Несмотря на подводные камни Закона, открытие рынка земли сельскохозяйственного назначения – это, безусловно, положительный шаг для развития украинской экономики.

Однако во избежание негативных злоупотреблений на рынке следует “подготовить” законодательство к земельной реформе. Так, Верховной Радой уже приняты Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности” от 03.10.2019 г. № 159-IX и Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия рейдерству” от 05.12.2019 г. № 340-IX, направленные на защиту собственности от рейдерских атак, в том числе относительно прав на землю.

В 2021 году ожидается рассмотрение законопроектов “О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений” от 01.10.2019 г. № 2194 и “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно функционирования и обращения аграрных расписок” от 24.01.2020 г. № 2805.

Отсрочка РРО для ФЛП

Длительный карантин и продление его действия по крайней мере до весны 2021 года в очередной раз изменили ситуацию с использованием кассовых аппаратов. Так, 01 декабря 2020 года Верховной Радой принят Закон № 1017-ІХ “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно либерализации применения регистраторов расчетных операций плательщиками единого налога и отмены механизма компенсации покупателям (потребителям) по жалобам касательно нарушения установленного порядка проведения расчетных операций части суммы примененных штрафных санкций”.

Обязательное использование РРО для физических лиц – предпринимателей второй – четвертой групп единого налога отсрочено до 01 января 2022 года. Вместе с тем РРО должны использовать ФЛП, осуществляющие деятельность в сферах с существенными рисками уклонения от налогообложения, перечень которых значительно сокращен.

Одной из основных причин отсрочки является пандемия коронавируса, которая значительно повлияла на малый и средний бизнес.

Так, отсрочка РРО предоставит налогоплательщикам достаточное время для адаптации к новым правилам учета и подготовке к обязательному использованию РРО в хозяйственной деятельности.

Отсрочка налогообложения КИК

Принятый в прошлом году Закон № 466-ІХ “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве” стал началом масштабной налоговой реформы, введя ряд новых понятий, а именно: контролируемые иностранные компании (КИК) и контролирующие лица КИК, и установив правила налогообложения прибылей КИК в Украине.

Тем не менее Законом № 1117-ІХ “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно обеспечения сбора данных и информации, необходимых для декларирования отдельных объектов налогообложения” отсрочено налогообложение прибылей КИК до 2022 года. Таким образом, первый отчет необходимо будет представлять в 2023 году за 2022 год.

Еще один год позволит бизнесу тщательно проанализировать все риски, связанные с нововведениями, и при необходимости провести структурирование бизнеса или изменить условия осуществления хозяйственных операций.

Отмена Хозяйственного кодекса Украины

С 19 декабря 2019 года в Верховной Раде находится законопроект № 2635 “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины в целях усовершенствования гражданского законодательства”.

Проектом предусмотрено дополнение Гражданского кодекса Украины статьей относительно определения корпоративных прав и одновременно признание утратившим силу Хозяйственного кодекса Украины.

Отмена Хозяйственного кодекса Украины является смелым шагом и желанием законодателя устранить противоречия, существующие между Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины.

Однако в случае принятия этого проекта возникнет необходимость в разработке специальных законодательных актов, посвященных правовому регулированию отдельных направлений хозяйственной деятельности.

ВЫВОД:

Реальность постоянно меняется и требует законодательного регулирования, которое бы ей соответствовало и не было устаревшим.

Хотя иногда достаточно трудно спрогнозировать, какой именно закон будет принят, а какой – не наберет достаточного количества голосов или же окажется за пределами интересов народных депутатов, все же следует держать руку на пульсе и быть готовыми к возможным изменениям.

 

Андрей Кавчук,
бизнес-адвокат, управляющий партнер
Адвокатского объединения
“Кавчук и партнеры”

http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/EA014438.html

Читайте также