Перспективы технологии blockchain для упрощения процедур торговли

Состоявшийся в конце ноября в штаб-квартире ВТО (Женева) международный научно-практический семинар “Blockchain и международная торговля: возможности, проблемы и последствия для международного торгового сотрудничества” проанализировал аспекты влияния новейших цифроых решений, основанных на технологии blockchain, на процессы упрощения процедур торговли. Как подтвердили эксперты в ходе встречи, т.н. “технологии распределенного реестра” (distributed edger technology — DLT), на которых базируется наиболее инновационная их реализация, решение blockchain, могут составить продуктивную технологическую основу для повышения эффективности процессов, связанных с международной торговлей и сферой движения товаров. Сделан вывод о том, что специфические особенности технологии blockchain могут повысить прозрачность и конролируемость процессов в широком спектре приложений, относящихся к торговле и логистике (торговое финансирование, таможенный и пограничный контроль, организация процессов логистики и транспорта). “Однако реализация этого потенциала потребует решения задач технического и нормативного характера, определяющих создание эффективной нормативно-правовой и технологической среды, а также минимизацию возможных рисков”, — указано в выводах мероприятия.

В настоящей публикации рассматривается специфика технологии блокчейн в международной торговле и логистике, в частности и особенности, ее использование для упрощения процедур. 

Blockchain для мировой торговли и логистики
Как указал, открывая заседание, генеральный директор ВТО Роберто Азеведо, технология blockchain может улучшить прозрачность и видимость функционирования цепи поставок, ускорить оцифровку торговых операций, повысить уровень автоматизации процедур. “Это может привести к появлению нового поколения услуг в сфере транспорта и логистики, а также в сегменте финансовых услуг и страхования”, — заявил Р. Азеведо. Качественно новый ландшафт услуг может облегчить доступ бизнеса к глобальному товарному рынку и торговому финансированию, повысить надежность функционирования системы трансграничного движения товаров. По экспертным оценкам, отдача от снятия барьеров в трансграничной торговле за счет внедрения решений на базе blockchain может увеличить доходы мировой торговой отрасли на 3 трлн долларов к 2030 г. На сегодня уже имеются примеры внедрения blockchain в практику торговли и перевозок; эти проекты, в совокупности, обрабатывают ежесуточно миллионы транзакций в цепях поставок. Интерес к технологии проявляют таможенные, налоговые и прочие уполномоченные органы контроля и регулирования; на базе международных институциональных фондов стартовали первые проекты исследования потенциала и возможностей blockchain. Первые опыты внедрения blockchain в сферу трансграничной торговли показывают многообещающие результаты и высокий уровень заинтересованности участников. Вместе с тем, следует объективно подходить к новым возможностям и учитывать создаваемые ими вызовы. “Blockchaiп отнюдь не является универсальным решением, подходящим во всех случаях, — предупредил Р. Азеведо. — Очевидно, что у этой технологии есть свои проблемы”. Среди последних глава ВТО выделил трудности обеспечения интероперабальности платформ blockchain, а также недостаточно развитый их функционал. Наконец, серьезным препятствием является несовершенство
правового обеспечения функционирования новых технологических подходов. “Blockchain может эффективно реализовать оцифровку торговых операций, однако
необходима законодательная база, допускающая проведение транзакций с помощью цифровых средств, а также утверждающая легитимность электронных транзакций и электронных подписей. Важнейшее значение имеет создание благоприятной нормативно-правовой базы. Без политической воли, стимулирующей развитие цифровых технологий, мы можем утратить шанс повысить эффективность международной торговли и улучшить ее условия”, — подчеркнул Р. Азеведо.
Уточняя аспекты финансовой отдачи от внедрения концепции blockchain в торгово-логистическую сферу, старший аналитик Отдела экономических исследований ВТО, эксперт по международной торговле Эммануэль Ганн указала на сложность формирования подобных интегральных оценок. Вместе с тем, в сфере глобального торгового судоходства прогнозируется значительное сокращение расходов — на 15—30% в сравнении с нынешними совокупными затратами мировой отрасли. “Blockchain имеет значительный потенциал для снижения издержек на такие транзакции и процессы, как проверка и верификация, обработка данных, координация, транспортировка и логистические услуги, а также финансовое посредничество и страхование”, — пояснила эксперт. Специфика технологии blockchain делает ее перспективным инструментом содействия реализации Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли (СУПТ), а также облегчения взаимодействия и government-to-government (G2G) на национальном уровне, указала Э. Ганн. “Blockchain и смарт-контракты, являющиеся продолжением и развитием данной технологии, могут стать эффективным инструментом совершенствования управления пограничными процедурами. Кроме того, на данной базе возможна более эффективная, прозрачная и надежная работа национальных “единых окон” — единых точек входа, используемых операторами для предоставления информации таможенным и прочим контролирующим институциям”, — отметила Э. Ганн, указав, что наиболее сложным уровнем реализации концепции blockchain будет G2G. “Это не столько
вопрос взаимодействия на техническом уровне (тем более что он сегодня активно решается), сколько политической воли. Цифровые “единые окна” сегодня все чаще используются для облегчения процессов G2G на национальных уровнях (для обменов данными между национальными государственными органами). Участники рынка изыскивают механизмы, позволяющие развивать на национальном уровне процессы взаимодействия формата B2G. Однако трансграничные процессы формата G2G остаются сложными, поскольку здесь требуется многослойное межгосударственное взаимодействие. Может ли технология blockchain облегчить такие процессы, пока неясно”, — констатировала аналитик. Правда, в мировой практике уже просматриваются частичные решения — в частности, продолжается совершенствование трансграничного G2G-взаимодействия в таких сегментах, как санитарная и фитосанитарная сертификация. “Однако более общих решений на базе blockchain пока нет. Очевидно, в то время как технология blockchain представляет интересные возможности для облегчения некоторых аспектов, связанных с пограничными процедурами,
переход к подлинно глобальной системе безбумажного документооборота на базе blockchain потребует больше, чем просто технологического прорыва — нужны будут комплексные усилия, включающие международную договорную и нормативную базу”, — резюмировала Э. Ганн. Как подтвердили участники заседания, преимущества технологии blockchain могут быть реализованы лишь при условии комплексного подхода к оцифровке процедур трансграничной торговли, охватывающего все аспекты торговых сделок (торговое финансирование, таможенные процедуры, транзакции транспорта и логистики). Это, в свою очередь, потребует выработки полного набора семантических моделей, охватывающих все процессы цепи поставок. “Сегодня упрощение процедур стало одним из ключевых направлений совершенствования глобальной торговой политики. Это не случайно, поскольку именно неэффективные процедуры трансграничного перемещения товаров продолжают генерировать значительные затраты бизнеса, а в конечном счете — потребителей и экономики в целом. В этом контексте blockchain рассматривается как возможность облегчения торговых процедур и ускорения оцифровки в сфере трансграничной торговли”, — заявила Э. Ганн. “Сегодня мировой рынок торговли сталкивается с целым набором вызовов. Среди них — недостаток доверия между покупателями и продавцами при установлении новых отношений, ограниченная видимость сквозных торговых транзакций, коммерческие риски (неплатежи, оспаривание условий оплаты, непрозрачность и отсутствие интегрированных банковских услуг), отсутствие стандартизации данных и процессов, сохранение значительных объемов бумажного документооборота. Наконец, нет
централизованного управления процессами, позволяющего координировать цепочку сделки”, — констатировал эксперт по торговому финансированию, представитель KBC Bank (Бельгия) Марк Вандермолен. “Барьерами для широкого распространения blockchain являются: отсутствие стандартов, высокая стоимость разработки решений, устаревшие подходы к системной интеграции, отсутствие международной координации (в т.ч. в отношении глобального регулирования). Поэтому трудно прогнозировать, когда индустрия логистики перейдет к массовому освоению новой технологии”, — отметил старший бизнес-аналитик Администрации порта Антверпен (Бельгия) Нико де Каувер. Однако несомненно, что технология blockchain окажет значительное влияние на транспортно-логистическую отрасль. “Этому будут способствовать многочисленные преимущества blockchain, которые видны уже сегодня: полная оцифровка процессов, возможность отслеживать историю сделок и транзакций, повышение прозрачности процессов, снижение расходов и минимизация посреднических звеньев, повышение надежности и качества услуг, улучшение процессов платежей и ценообразования, возможность контролировать и предотвращать злоупотребления (хищения, мошенничество, подделку)”, — перечислил Н. де Каувер.

Blockchain для упрощения процедур
Как отметил в своем выступлении глава Отдела поддержки СЕФАКТ ООН (Центр ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям) Ланс Томпсон, усиливающееся влияние фактора blockchain, очевидно, потребует не только проанализировать взаимоотношения этой технологии с действующими стандартами ЕЭК ООН, но и изучить возможность и необходимость разработки новых стандартов. Важно определить функционалы улучшения в сфере упрощения процедур торговли, которые не могут быть обеспечены без применения (фактически, за рамками) технологии blockchain, это поможет очертить границы использования и пределы возможностей данной цифровой инновации, указал спикер. Подобная работа уже проводится в рамках СЕФАКТ ООН; готовятся к утверждению и публикации соответствующие итоговые документы. Важно, что уже сегодня реализация подхода blockchain может с успехом использовать наработанную базу стандартов ЕЭК ООН, трактующих подходы к электронизации процедур (семантические правила и библиотека ключевых компонентов, структуры данных и сообщений, правила проектирования архитектуры решений, модели и спецификации). “Blockchain имеет потенциал, чтобы обеспечить значительные улучшения в области трансграничной торговли и электронных деловых операций, поскольку позволяет отражать в безбумажной форме неизменяемые и проверяемые операции; способствует ускорению платежей за счет немедленного согласования в среде участников; “привязывает” к чувствительной продукции и товарам исходные электронные сертификаты, лицензии и декларации”, — пояснил Л. Томпсон. Однако наиболее полно раскрывается потенциал технологии blockchain в сочетании с использованием смарт-контрактов и Интернетом вещей (IoT). “Смарт-контракт как электронный протокол, поддерживающий жизненный цикл коммерческих контрактов с применением технологии blokchain, обеспечивает безопасность и высокую скорость сделки. Используя датчики, реализующее технологию Интернета вещей, смарт-контракт может генерировать запросы на инспекцию условий перевозки или проверку страховых случаев. Это делает технологию blockchain перспективным фактором комплексного улучшения условий торговли”, — указал Л. Томпсон. Однако следует учесть и риски технологии, среди которых эксперт выделил отсутствие централизации, проблемы обеспечения интероперабельности, уязвимость для несанкционированного проникновения или сбоя. Наконец, проблемой является высокая стоимость реализации концепции blockchain, что может явиться обременительным как для операторов рынка, так и для государств. “Могут потребоваться инвестиции в непрофильные для бизнеса активы, что выдвигает на повестку дня задачу усиления сотрудничества бизнеса и власти”, — резюмировал Л. Томпсон. Представитель Генерального Директората ЕК “Налогообложение и таможенный союз” (DG TAXUD), руководитель сектора ЕК “Единое окно ЕС” Саадуи Захуани напомнил, что современная сложность цепи поставок (большое количество участников, многоуровневый обмен данными, сложность правил регулирования) делает затрудненным процесс трансграничного перемещения товаров. “Как на национальных уровнях, так и на уровне ЕС ряд инициатив был направлен на оцифровку процедур, чтобы облегчить обмен информацией и способствовать лучшей организации взаимодействия участников в лице компетентных органов и операторов. В числе современных передовых технологических решений именно концепция blockchain признается сегодня особенно многообещающим подходом, поскольку позволяет разработать новые парадигмы для оцифровки цепи поставок и открывать новые возможности и способы взаимодействия экономических операторов и государственных органов”, — заявил С. Захуани. По сути, сеть blockchain выступает как децентрализованный (распределенный) реестр
хранения данных, содержащий информацию о транзакциях, причем каждый узел (блок) этой сети содержит полную копию информации. Информация о новых
транзакциях размещается в рамках т.н. “консенсусного протокола” — свода правил, предусматривающих, что данные о транзакции будут последовательно добавляться в конец цепи блоков, как это согласовано заинтересованными сторонами. Исследование применимости технологии blockchain в таможенной и налоговой сферах было
инициировано DG TAXUD в начале 2017 г. В области таможенного дела это исследование было сосредоточено на нотариальных аспектах, предусматривающих использование платформы blockchain в качестве доверительной третьей стороны для хранения информации, генерируемой заинтересованными сторонами в цепи поставок. Одним из конкретных рассмотренных проектов была реализация подхода blockchain при использовании книжек АТА — международного таможенного документа. Цифровой проект eATA, продвигаемый таможенными администрациями и ICC WCF (Международная федерация торговых палат Международной торговой палаты, орган управления системой книжек ATA), предусматривает оцифровку процесса временного ввоза путем обеспечения глобального электронного обмена данными между странами или таможенными союзами (партнерами ATA) с использованием этого документа. Как сообщил С. Захуани, ЕС поддерживает проект eATA в рамках стратегического плана DG TAXUD по электронной таможне. В настоящее время ICC WCF внедряет систему оцифровки книжек АТА на базе централизованного хранения данных (т.н. “цифровое решение Mercury II”). Данное решение предусматривает дислокацию централизованной базы данных в Париже (Франция), при штаб-квартире ICC WCF. Эта архитектура предназначена, главным образом, для регистрации книжек АТА и фиксации их перемещений, удостоверяемых таможенными органами на пути следования товаров. Пилотный проект, реализующий данный подход, готовился ряд лет и запущен в конце т.г. Параллельно, с середины 2017 г., DG TAXUD инициирован проект анализа применимости концепции blockchain для оцифровки процессов движения книжек ATA. Конкретной целью было выяснение, может ли платформа blockchain взаимодействовать с решением Mercury II для обеспечения дополнительной надежности функционирования механизма гарантий ATA. Как сообщил С. Захуани, данный исследовательский проект DG TAXUD, завершившийся в середине т.г., подтвердил возможность и эффективность подобного взаимодействия, обеспечивающего независимое нотариальное заверение. Конкретные реализации полученных выводов могут последовать в рамках новой инициативы стран Европы — создания Европейского blockchain-партнерства (EBP), нацеленного на развитие идеи Европейской инфраструктуры blockchain-сервисов (EBSI). Это партнерство, учрежденное весной т.г., в настоящее время объединяет 27 государств, включая соседку Украины — Румынию (с мая т.г.). Участники Партнерства договорились развивать сферу предоставления трансграничных цифровых публичных услуг на базе технологии blockchain, что обеспечит высокие стандарты безопасности, конфиденциальности, скорости и прозрачности процессов. Ожидается, что Партнерство разработает набор руководящих принципов и спецификаций для EBSI, предложит модели общей политики, взаимодействия и технического управления EBSI. Без сомнения, наработки новой институции помогут европейскому деловому сообществу продвинуться вперед по пути согласования решений интеграционного характера, нацеленных на укрепление сотрудничества бизнеса и регулирующих инстанций. Такие решения являются актуальными и для Украины.

Автор: Г. КАТКЕВИЧ

Источник: Транспорт. – 2018. – № 12. – С. 68 – 71.

Читайте также