Раскрытие бенефициарных собственников: формальностью на формальность

В статье рассматриваются весьма актуальные вопросы, связанные с раскрытием информации о конечных бенефициарных собственниках предприятий. Хотя некоторые положения, содержащиеся в статье, устарели, поскольку изменилось законодательство после ее опубликования, она привлекает повышенное внимание глубиной юридического анализа поставленных вопросов, остающихся чрезвычайно актуальными. Автор настоящей статьи отмечает недостатки, которые по его мнению имеются в порядке, предусмотренном законодательством для регистрации конечных собственников (контролеров) юридических лиц, и выражает сомнение в том, что законодательство достигнет поставленную перед ним цель – раскрытие конечного выгодополучателя юридического лица.

25 мая 2015 года истекает срок, отведенный Законом Украины от 14.10.2014 № 1701-VII на раскрытие информации о конечных бенефициарных собственниках (выгодополучателях) юридических лиц.

До этой даты все ранее зарегистрированные юридические лица, независимо от того, кто является их учредителями (физические или юридические лица), обязаны подать государственному регистратору сведения о конечных бенефициарных собственниках (выгодополучателях). То есть о физических лицах, имеющих решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно либо через других лиц.

До окончания указанного срока осталось всего ничего, но для многих смысл раскрытия информации о бенефициарах и, главное, последствия нераскрытия такой информации остаются неясными, а некоторые и вовсе о таком не слыхивали. Поэтому в нашей статье мы попытаемся напомнить о необходимости осуществления таких действий, а также разобраться в том, зачем это нужно, к чему приведет и какие проблемы могут ожидать тех, кто не раскроет информацию о бенефициарах в установленный срок.

Подопытный кролик?

Потребовав от юридических лиц раскрыть их бенефициарных собственников, внеся соответствующую информацию в ЕГР, правительство Арсения Яценюка тем самым формально сделало Украину одной из первых стран, в которых было реализовано такое требование FATF.

Во всяком случае, в ЕС раскрытие подобного рода информации путем создания публичного реестра бенефициарных собственников компаний пока находится только на стадии проекта (правда, уже предварительно одобренного Европарламентом). Согласно проекту “Четвертой антиотмывочной директивы” (Fourth Anti-Money Laundering Directive) страны ЕС должны будут включать в публично доступные реестры информацию о бенефициарных собственниках компаний, трастов и частных фондов. При этом доступ к публичной базе данных будет предусматривать предварительную идентификацию лица, интересующегося данной информацией.

Украина стала одной из первых стран, где было внедрено требование FATF о раскрытии бенефициарных собственников.

В США обсуждение нового закона о прозрачности бенефициарных собственников компаний (Incorporation Transparency and Law Enforcement Assistance Act) длится с августа 2013 года. Этот проект требует от властей штатов создать систему идентификации лиц, учреждающих корпоративные структуры. То есть путем внесения в местный реестр имени бенефициарного владельца компании при ее регистрации. Вместе с тем делать такие реестры публично доступными пока не планируется.

В Великобритании идея создания публично доступного реестра, содержащего информацию о бенефициарных владельцах компаний, обсуждается с июня 2014 года.

В Украине много времени на обсуждение тратить не стали: 30.09.2014 года правительство зарегистрировало соответствующий законопроект в Верховной Раде. Через неделю, 07.10.2014 года, правда, заменило его. Это, впрочем, не помешало в тот же день принять его за основу, а еще через неделю – в целом. В результате 24.10.2014 г. документ был подписан Президентом и опубликован, а через месяц, 25.11.2014 года, вступил в силу. То есть на процедуру обсуждения и принятия ушло не больше месяца, а на внедрение в жизнь – еще месяц (на практике, правда, процесс внедрения растянулся на значительно больший срок).

При этом Украина избрала наиболее прогрессивный путь: включение информации о бенефициарных собственниках в уже существующий публичный реестр – ЕГР. Причем это требование касается не только новообразованных юридических лиц, но и ранее созданных, которым на раскрытие информации о бенефициарах Закон от 14.10.2014 № 1701-VII отвел шесть месяцев.

За непредставление госрегистратору информации о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица Законом от 14.10.2014 № 1701-VII предусмотрен немалый административный штраф – от 5100 до 8500 грн. (от 300 до 500 необлагаемых минимумов). Полномочия по составлению административных протоколов о подобного рода нарушениях предоставлены уполномоченным лицам субъектов государственного финансового мониторинга. То есть лицам, отвечающим за финмониторинг в НБУ, Госфинмониторинге, Минюсте, Минэкономики, НКРСИ, НКЦБФР и Нацкомфинуслуг. Рассматривать же дела о таких административных правонарушениях на основании соответствующих админпротоколов будут местные суды.

За непредставление госрегистратору информации о конечном бенефициарном собственнике юридического лица предусмотрен штраф в размере от 5100 до 8500 грн.

Правда, как вышеуказанные лица будут выявлять факт непредставления юридическими лицами госрегистраторам информации о конечном бенефициарном собственнике (контролере), пока не ясно. Вероятно, государство надеется, что они смогут получать соответствующую информацию от банков, страховых компаний, кредитных союзов, участников фондового рынка, нотариусов и других субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ).

Для этого от последних потребовали при установлении деловых связей со всеми клиентами, возникновении подозрения, проведении финансовой операции, подлежащей финмониторингу, а также при проведении разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентом на сумму, превышающую эквивалент 150000 грн., осуществлять идентификацию и верификацию клиентов. В ходе такой идентификации и верификации согласно ст. 9 Закона Украины “О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения” (далее – Закон № 1702-VII) юридического СПФМ необходимо будет устанавливать в том числе данные, позволяющие установить конечных бенефициарных собственников (контролеров).

Если получить данные, позволяющие установить конечных бенефициарных собственников (контролеров) юридического лица, невозможно, СФМП в соответствии с требованиями ст. 10 Закона № 1702-VII обязаны отказаться от установления (поддержания) деловых отношений (в том числе, путем расторжения деловых отношений) или от проведения финансовой операции.

Невнесение юридическим лицом в ЕГР информации о бенефициарах грозит блокированием его финансовых операций.

Таким образом, если юридическое лицо до 25 мая 2015 года не представит госрегистратору информацию о своих бенефициарах, то уже на следующий день у него могут возникнуть проблемы с осуществлением банковских и других финансовых операций. Без представления этих данных у юрлица могут быть проблемы с получением банковских, финансовых, страховых, нотариальных, адвокатских и некоторых других услуг. Более того, договора, по которым уже представляются такие услуги, могут быть расторгнуты СПФМ в связи с требованиями ст. 10 Закона № 1702-VII.

Эксперимент не удастся?

Впрочем, несмотря на все усилия властей, активно подталкивающих к внесению юридическими лицами информации о бенефициарах, узнать информацию о реальных выгодополучателях государству вряд ли удастся.

Собственно, проблемы с внедрением системы раскрытия бенефициарных собственников предприятий, вызванные во многом поспешностью действий правительства, возникли сразу после принятия Закона от 14.10.2014 № 1701-VII. Во-первых, из-за несогласованности использованной в нем терминологии с терминологией других законодательных актов. Во-вторых, из-за неготовности к этой процедуре госрегистраторов.

Так, содержавшееся в изначальной редакции Закона от 14.10.2014 № 1701-VII понятие конечного выгодополучателя противоречило положениям Закона № 1702-VII, в котором содержалось понятие “конечного бенефициарного собственника (контролера)”. В итоге, в феврале 2015 года Раде пришлось вносить изменения в законодательство, унифицируя терминологию: теперь нужно раскрывать именно бенефициарного собственника (контролера), а не выгодополучателя.

Эти пертурбации не могли не сказаться на работе госрегистраторов. Сначала они не могли принимать информацию о бенефициарах в связи с отсутствием порядка раскрытия такой информации, затем – в связи с отсутствием утвержденных Минюстом форм регистрационных карточек, которые бы давали возможность раскрыть такую информацию. Когда же формы карточек появились и многие юрлица представили информацию о выгодополучателях, оказалось, что вместо выгодополучателей необходимо раскрывать бенефициарных собственников (хотя это, по сути, одно и то же). Соответственно, Минюсту пришлось утверждать новые регистрационные карточки, формы которых вступили в силу лишь 5 мая 2015 года.

В итоге, хоть и с изрядным опозданием, но система заработала. После 5 мая 2015 года наплыв желающих представить регистраторам информацию о бенефициарах стал внушительным, что, естественно, вылилось в огромные очереди.

Но как бы государство методом кнута не старалось заставить юридических лиц раскрыть информацию о бенефициарных собственниках, в действительности ему это вряд ли удастся. Конечно, большинство юридических лиц (кто успеет – до 25 мая, кто не успеет – позже) во избежание вышеперечисленных проблем все-таки представят госрегистраторам форму-4 с информацией о бенефициарах, формально исполнив требования Закона от 14.10.2014 № 1701-VII. Вот только вряд ли эта информация будет соответствовать действительности.

Ничего не мешает ведь указать в качестве бенефициаров тех участников компаний, которые владеют долями (акциями) в размере 25 % и более. Проверить то, являются эти лица реальными выгодополучателями от деятельности юрлица или нет, государство вряд ли сможет. Более того, никакой ответственности за представление недостоверной информации о бенефициарах законодательством не установлено.

В то же время никаких позитивных стимулов, побуждающих предприятия добросовестно исполнить свою обязанность по раскрытию бенефициаров (к примеру, возможность подачи бенефициаром исков от имени компании), государство не установило.

ВЫВОД:

В целом Украина формально выполнила одно из новейших требований FATF и обязала все юридические лица раскрыть информацию о своих бенефициарах, представив соответствующую информацию госрегистратору. Причем сделала такую информацию публичной и даже установила серьезные негативные последствия для тех, кто не исполнит этого требования.

Но бизнес в свою очередь может ответить государству не менее формально, указав в качестве бенефициаров тех лиц, которые номинально и являются его участниками (акционерами). Риски негативных последствий в этом случае на данный момент минимальны.

Автор: Андрей Свинцицкий, управляющий партнер, АБ “Letrado”

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA007997

Читайте также