Последние несколько лет ЕС и Украина ведут переговоры о подписании Соглашения об ассоциации (Соглашение) с его центральной составляющей — зоной свободной торговли с целью улучшения политических и экономических отношений между двумя юрисдикциями путем поэтапной отмены таможенных пошлин и квот, гармонизации законодательства относительно торговли, в том числе права конкуренции и государственной помощи субъектам хозяйственной деятельности.
Какие же возможные последствия для бизнеса на Украине будет иметь реализация положений Соглашения, касающихся права конкуренции и государственной помощи субъектам экономической деятельности?
Право конкуренции
В отличие от государственной помощи, что является абсолютно новой сферой для Украины и украинского бизнеса, право конкуренции на Украине в определенной степени гармонизировано с соответствующими нормами ЕС, а значит, не следует ожидать больших реформ и непредвиденных последствий в этой сфере после подписания соглашения об ассоциации. Вместе с тем значительно должен улучшиться уровень прозрачности в процессе принятия решений и деятельности государственных органов, в частности Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).
Так, АМКУ должен будет принять и опубликовать разъяснение (guidelines, или руководящие принципы) о начислении и применении штрафных санкций за нарушение права конкуренции, а также о принципах, применяемых в процессе оценки горизонтальных концентраций субъектов хозяйственной деятельности. Кроме того, в течение трех лет после вступления в силу Соглашения Украина должна будет имплементировать статью 30 Регламента 1/2004 и статью 20 Регламента 139/2004 относительно обязанности АМКУ публиковать свои решения о контроле за согласованными действиями и концентрациями предприятий. Хотя это является позитивным для общей осведомленности и выработки прецедентов, что сделает работу АМКУ более предсказуемой, такое развитие событий может оказаться менее привлекательным для отдельных представителей бизнеса, которых определенное решение непосредственно касается и которые в силу определенных причин и обстоятельств не хотели бы раскрывать более детальную информацию о себе и о сделке. Поэтому перед АМКУ будет стоять сложное задание — найти оптимальный баланс исполнения обязательств о более детальной публикации решений, предусмотренной Соглашением, и защиты законных интересов и коммерческих тайн заинтересованных лиц. В целом повышение уровня прозрачности в деятельности АМКУ является позитивным изменением, которое приведет к улучшению инвестиционного климата, а следовательно, и к увеличению притока иностранных инвестиций.
Что касается других изменений, то Украине предстоит имплементировать в течение трех лет после вступления в силу Соглашения статью 1 Регламента 139/2004, определяющую сферу применения контроля за концентрациями субъектов экономической деятельности и предусматривающую соответствующие финансовые показатели, при достижении которых компаниям необходимо получить предварительное разрешение на концентрацию либо Европейской комиссии, либо антимонопольных ведомств государств — членов ЕС. Для бизнеса на Украине это может привести к пересмотру финансовых показателей, за превышение которых компаниям, планирующим совершить сделку по слиянию либо поглощению, требуется предварительное разрешение АМКУ. Следует отметить, что в данный момент эти финансовые показатели очень низкие, в результате чего почти каждая сделка между субъектами экономической деятельности требует получения соответствующего разрешения АМКУ, что значительно усложняет жизнь для бизнеса. Поэтому реформа законодательства Украины в части увеличения финансовых показателей (с 12 млн евро до 50 млн евро) очень приветствуется. Вслед за этим было бы разумным ввести упрощенную процедуру получения разрешения на концентрацию субъектов хозяйственной деятельности, которая не влечет за собой каких-либо проблем для конкуренции, либо хотя бы предусмотреть возможность освобождения от предоставления полного объема информации в рамках такого заявления на концентрацию.
Поскольку Украине предстоит продолжать гармонизировать свое право конкуренции со стандартами ЕС, включая имплементацию в течение трех лет после вступления в силу Соглашения ряда положений Регламента 330/2010, это может изменить ситуацию относительно контроля за согласованными действиями. В настоящее время, согласно украинскому законодательству, согласованные действия, в том числе ограничения, непосредственно связанные и необходимые для совершения концентраций между компаниями (например, соглашение о запрете конкуренции), требуют предварительного разрешения АМКУ. После успешной гармонизации с правом ЕС эта система может быть заменена системой самооценки (self-assessment), при которой стороны согласованных действий самостоятельно оценивают эффект их соглашения для конкуренции на рынке и принимают решение об их правомерности. Хотя данная система является менее определенной по сравнению с официальным решением АМКУ, все же это поможет значительно снизить затраты и сэкономить время для компаний. Вслед за такими изменениями можно ожидать вторую волну принятия разъяснений АМКУ относительно передачи технологий, оценки горизонтальных соглашений, правил de minimis, экономического анализа и т.д.
Государственная помощь
Что касается государственной помощи субъектам хозяйственной деятельности, то это совершенно новая область для Украины и украинского бизнеса. Любая помощь, предоставленная Украиной или государствами — членами ЕС, которая нарушает или может нарушить конкуренцию на рынке, предоставляя определенные преимущества (в виде денежных средств, освобождения от уплаты налогов, предоставления льгот и т.п.), будет негативно воздействовать на торговлю между двумя юрисдикциями и поэтому считаться несовместимой с положениями соглашения об ассоциации. Только государственная помощь социального характера, предоставляемая без дискриминации, а также для компенсации убытков, вызванных стихийными бедствиями, станет правомерной и допустимой. В то же время в некоторых случаях государственная помощь может рассматриваться как правомерная, например, помощь для развития отдельных регионов с низким уровнем дохода и занятости, для выполнения некоторых важных проектов общеевропейского значения либо для нормального функционирования экономики Украины или развития некоторых видов экономической деятельности, не оказывающих негативного воздействия на торговлю между Украиной и ЕС, а также для поддержки культуры и культурного наследия.
Напомним, что предоставление государственной помощи субъектам экономической деятельности в ЕС требует получения предварительного разрешения Комиссии ЕС. Украина должна будет внедрить соответствующую систему контроля за государственной помощью, в том числе довольно быстро: в течение трех лет после вступления в силу соглашения об ассоциации принять закон о государственной помощи и создать независимый орган, который будет следить за правомерностью предоставления государственной помощи на Украине. Помощь в размере не более 200 тыс. евро не будет требовать какого-либо уведомления и получения разрешения.
Что дальше?
Реформа права конкуренции и внедрение контроля за государственной помощью на Украине, предусмотренного Соглашением, — первый важный шаг на пути к применению европейских принципов и практики на Украине, а следовательно, к обеспечению более стабильной и предсказуемой среды для ведения бизнеса на Украине.
Сегодня для любого субъекта хозяйственной деятельности достаточно важна осведомленность о законодательстве ЕС, чтобы более эффективно применять нормы права конкуренции и государственной помощи. Важно также понимать, что право ЕС не стоит на месте, а постоянно развивается и совершенствуется с учетом экономических реалий, а также результатов рассмотрения определенной сделки, требующих глубокого экономического анализа, что очень часто может повлиять на толкование ключевых норм и принципов применения права конкуренции в ЕС.
Изменения, которые будут иметь место после имплементации Соглашения, свидетельствуют о том, что, помимо украинских органов власти, субъектам хозяйственной деятельности на Украине предстоит взаимодействовать также со стратегическими европейскими органами, в том числе Генеральным директоратом Европейской комиссии по вопросам конкуренции, Генеральным директоратом по вопросам промышленной политики и т.п., скорее всего, даже в случаях, когда речь будет идти о вопросах, которые в первую очередь касаются Украины.
В заключение…
Соглашение об ассоциации является хорошей платформой для гармонизации украинского права конкуренции и государственной помощи со стандартами ЕС. Это довольно сложный процесс и требует значительных усилий, особенно в части увеличения эффективности, прозрачности, предусмотрительности и обеспечения надлежащего процесса в деятельности АМКУ. Вместе с тем, исходя из опыта других юрисдикций, с которыми было подписано соглашение об ассоциации, гармонизация законодательства, начатая и осуществляемая при поддержке бизнеса и государственных органов, несомненно, приведет к улучшению благосостояния всех участников этого процесса.
В результате реформы права конкуренции и государственной помощи, предусмотренной соглашением об ассоциации, украинская бизнес-среда значительно улучшится. Больше прозрачности в деятельности и процессе принятия решения АМКУ, а также в процедуре предоставления государственной помощи повлечет за собой больше уверенности и определенности для представителей бизнеса как на Украине, так и за ее пределами, что в свою очередь будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в страну. Вместе с тем для некоторых это обойдется дорого, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
В целом имплементация Соглашения будет иметь положительное влияние на экономику Украины и на отношения с ЕС, а долгосрочные преимущества, безусловно, превысят возможные краткосрочные издержки, в то время как переходный период в пять—десять лет позволит бизнесу на Украине приспособиться к новым правилам игры.
Авторы:
КРОЧЕ Риккардо — партнер, ЮФ SJ Berwin LLP, г. Брюссель (Бельгия),
СТАХЕЕВА Анна — к.ю.н., юрист, ЮФ SJ Berwin LLP, г. Брюссель (Бельгия)
Источник: