Середина января т.г. оказалась довольно напряженной для украинских импортеров — на всех таможенных постах, во всех регионах страны они ощутили давление со стороны таможенных органов. На таможне было остановлено подавляющее количество грузов, у некоторых компаний были задержаны до 70 грузовиков. Кроме того, как нарекали представители бизнеса, инспекторы таможен были лишены технической возможности согласовывать таможенную стоимость по цене контракта (применять первый метод определения таможенной стоимости) в случае срабатывания системы анализа рисков по индикативным ценам.
Сложилось впечатление, что происходит возврат к ручному режиму корректировки таможенной стоимости и индикативных цен на товары, которые устанавливаются таможенными органами в зависимости от размера недоимки в государственном бюджете, как это было 3—4 года назад.
В связи с этим Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) обратилась к руководству ГФСУ с просьбой разъяснить, чем вызвана такая ситуация. 22 января 2019 г. в Государственной фискальной службе Украины (ГФСУ) состоялась встреча руководства службы с представителями ЕБА.
В настоящей публикации рассматриваются вопросы, связанные с проблемами тарифного регулирования при импорте в Украину. В частности, речь идет о распространенных схемах, применяемых недобросовестными декларантами с целью занижения базы налогообложения. Европейский бизнес приглашается к более активному сотрудничеству, в частности, по предоставлению оперативной информации о “серых” импортерах и используемых ими схемах ухода от налогообложения.
“В настоящее время в ГФСУ осуществляется совершенствование профилей риска автоматизированной системы анализа и управления рисками (АСАУР). Это направлено, прежде всего, на улучшение выполнения работниками таможни соответствующих таможенных формальностей при осуществлении таможенного контроля и оформления товаров”, — пояснил в ходе встречи и.о. заместителя председателя ГФСУ Виктор Кривицкий. Профили рисков настроены только на отбор рисковых операций. Всего в течение 2018 г. АСАУР были отобраны только 9,1% импортных таможенных деклараций из общего количества, которые нуждались в
проведении таможенного досмотра. 53,3% деклараций были оформлены без дополнительных таможенных формальностей, а по 35,4% была определена необходимость дополнительной проверки документов. Но в последнее время, по словам заместителя председателя ГФСУ, фиксируется рост количества нарушений таможенных правил и перемещения “серого” импорта. Поэтому внедрение новых профилей рисков будет способствовать усилению контроля за полнотой уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Украины, предупреждению нарушений, что, в свою очередь, позволит привлечь в бюджет дополнительные средства. Для пересмотра профилей ГФСУ была проведена значительная аналитическая работа. Как показал анализ, нарушители чаще всего использовали такие
способы занижения платежей, как ввоз товаров по заниженной стоимости и двойной пакет сопроводительных документов, заявление недостоверных количественных и качественных характеристик товара. Из-за таких нарушений бюджет теряет значительные суммы средств. В связи с этим ГФСУ был принят ряд мер по обеспечению достоверности декларирования товаров в рамках применения системы управления рисками, в т.ч. усилен контроль полноты заполнения электронного инвойса. В частности, речь идет о не указывании декларантами торговых марок по таким группам товаров, как бытовая техника и электровычислительное оборудование. Однако за 2 полугодие 2018 г. меры усиленного контроля по этому критерию риска были применены только к 2% таможенных оформлений. Это опять же свидетельствует о том, что система работает исключительно при наличии определенных рисков. “Акцентирую внимание, мы не создаем препятствий легальному бизнесу. Изменение профилей риска АСАУР осуществляется для ввода в систему тех рисков, которые позволят более эффективно предупреждать нарушения таможенных правил. Т.е.
если срабатывает система управления рисками, таможенник принимает усиленные меры таможенного контроля, предусмотренные Таможенным кодексом, для обеспечения полноты декларирования товаров”, — подчеркнул он. “На сегодняшний день нет никаких причин говорить о том, что оформление грузов останавливается. Таможня усилила контроль за счет новых профилей рисков в АСАУР, но все сделано исключительно в рамках Таможенного кодекса, без каких-либо временных нарушений или других препятствий бизнесу в таможенном оформлении товаров. Если любая европейская таможня, например, просит дополнительные документы у декларанта, то они предоставляются безоговорочно, потому что это полномочия таможенника. Сейчас и мы говорим исключительно о полномочиях таможен ГФСУ”, — подчеркнул В. Кривицкий. При этом В. Кривицкий согласился с тем, что о таких мерах стоит официально информировать заранее, а инспекторы таможен должны действовать исключительно в соответствии с законодательством Украины. Как уточнил и.о. директора Департамента администрирования таможенных платежей и таможенно-тарифного регулирования ГФС Андрей Войцещук, применение АСАУР позволяет остановить таможенное оформление товаров по рисковым декларациям, а значит предотвратить недопоступление в бюджет платежей. Срабатывание профиля риска является основанием для углубленного изучения документов и сведений, указанных в них, обстоятельств внешне-экономической операции с принятием управленческих решений на соответствующем уровне. “ГФСУ постоянно осуществляет профилирование системы АСАУР для качественного выполнения органами ГФСУ форм таможенного контроля, эффективного противодействия нарушению таможенного законодательства, обеспечения полноты налогообложения товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины. Также этот процесс проводится с целью установления соответствия подходов в профилировании рисков нормам таможенного законодательства стран ЕС, международным конвенциям”, — рассказал А. Войцещук. Вместе с тем, в соответствии с Соглашением о ВТО, к которому присоединилась Украина, каждая страна сохраняет за собой право устанавливать собственную систему контроля правильности определения таможенной стоимости товаров. Через контроль внешнеэкономических операций обеспечивается защита экономических интересов Украины, осуществляется имплементация в таможенное законодательство Украины норм международного права и ускорение товарооборота внешней торговли Украины. Так, только за 21 день т.г. за счет применения АСАУР в бюджет уже перечислено около 20 млн грн. Это суммы, которые были начислены в результате корректировки таможенной стоимости товаров, страны происхождения и классификации товаров. К тому же за счет прекращения схем незаконного перемещения товаров через таможенную границу Украины увеличиваются поступления по уплате таможенных платежей в государственный бюджет Украины. О распространенных схемах, применяемых недобросовестными декларантами с целью занижения базы налогообложения, рассказал и.о. директора Департамента организации противодействия таможенным правонарушениям и международного взаимодействия ГФСУ Руслан Фирсов. По его словам, существует несколько таких схем, а именно:
1. Товары прикрытия
Суть заключается в декларировании товаров, внешне имеющих почти одинаковый вид, но существенно разнящихся по стоимости.
2. Манипулирование с весовыми характеристиками
Суть схемы заключается в отображении при декларировании грузов недостоверной информации о весе нетто ввозимого товара, что позволяет уменьшить базу налогообложения и, как следствие, уменьшить суммы таможенных платежей, подлежащих уплате.
3. Незаявление точных сведений, влияющих на определение таможенной стоимости и определение кода товара согласно УКТ ВЭД
Суть схемы заключается в уклонении от указания точного описания товара в товаросопроводительных документах (таможенной декларации) относительно торговой марки, производителя, артикулов и характеристик товаров и т.п.
4. Миксованные грузы
Суть схемы заключается во ввозе грузов с использованием товаров, имеющих более низкую стоимость и одновременно перемещаемых с высоколиквидными товарами с гораздо более высоким уровнем налогообложения.
5. Предоставление неоригинальных документов для таможенного оформления
Суть схемы заключается в подмене оригинальных документов, как правило, с целью уменьшения стоимостных характеристик в несколько раз.
6. Использование специализированных складов в странах импорта с целью занижения таможенной стоимости
Суть схемы заключается в использовании специализированных складов в странах экспорта и нескольких цепочек перепродаж с целью формирования легального пакета документов по минимальной цене, которая является основой для базы в стране импорта.
Именно для предотвращения использования схем по минимизации таможенных платежей ГФСУ разработан алгоритм отработки и контроля достоверности декларирования при проведении таможенных процедур. Указанный алгоритм генерирует необходимость осуществления дополнительных форм таможенного контроля в случае выявления АСАУР несоответствий”, — отметил Р. Фирсов. Так, с начала т.г. внесены изменения в профили рисков, направленные на проверку: достоверности декларирования товаров; классификации товаров; правильности определения таможенной стоимости. Р. Фирсов отметил, что в поле внимания сотрудников таможен будут только те субъекты ВЭД, которые пытаются скрыть информацию о товарах. По его словам, одним из факторов, влияющим на необходимость профилирования АСАУР, является рост количества нарушений таможенных правил. Так, в 2018 г. таможнями было возбуждено почти 49 тыс. дел о нарушении таможенных правил на 3,4 млрд грн. В 2017 г. эта сумма была вдвое меньше — 1,6 млрд грн., а количество дел составляло более 32 тыс. Средняя стоимость предметов правонарушений в 2018 г. по сравнению с 2017 г. тоже выросла на 41,5% — до 70 тыс. грн. Как заявил начальник отдела методологии и стоимости Департамента администрирования таможенных платежей и таможенно-тарифного регулирования ГФСУ Валерий Мальнов, пересмотр подходов к формированию профилей рисков автоматизированной системы анализа и управления рисками (АСАУР), который в настоящее время осуществляется в ГФСУ, применяется, прежде всего, для обеспечения качественного выполнения таможнями форм таможенного контроля и, как результат, увеличения поступлений таможенных платежей в государственный бюджет. Он заверил, что данный процесс ни в коем случае не имеет целью повредить или сдержать процедуру таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины. “Хочу успокоить субъектов внешнеэкономической деятельности: те субъекты, которые работают абсолютно в рамках действующего законодательства, имеют положительную историю осуществления внешнеэкономических операций, в том случае, когда системой АСАУР будет сгенерирован тот или иной профиль, та или иная форма контроля, а инспектор их отработает и убедится, что классификация товаров не нуждается в уточнении, то в принципе они не будут иметь никаких рисков”, — отметил В. Мальнов. Он отметил, что в случае, если ситуация потребует определенной корректировки, то таможня будет выполнять все мероприятия в рамках законодательства для защиты экономических интересов государства. В. Мальнов также подчеркнул, что профилирование
рисков таможенного контроля в системе АСАУР ни в коем случае не должно восприниматься как изменение действующего таможенного законодательства. И
высказывания наподобие того, что такие формы контроля делают невозможной со стороны субъекта ВЭД подачу декларации с заявлением в ней первого метода
определения таможенной стоимости, неуместны. “Нормы Таможенного кодекса никто абсолютно не меняет. Другое дело, что исключительным правом и
компетенцией таможенных органов является возможность, более того, обязанность, профилировать, наполнять профили соответствующей системы анализа
рисков, которая, кстати, является абсолютно международной нормой, признанной Всемирной таможенной организацией. Она предусмотрена международными конвенциями, в первую очередь Киотской конвенцией “О гармонизации и упрощении таможенных процедур”. Конечно, Украина является подписантом этих конвенций”, — подчеркнул В. Мальнов. Система анализа и управления рисками в украинской таможне работает уже более 10 лет. Во многих странах она является инструментом обеспечения наполнения бюджетов, в т.ч. для выполнения социальных программ по обеспечению граждан соответствующими субсидиями, пенсиями, дотациями и т.п. Эти вопросы актуальны и для Украины. Однако, как отметили участники встречи, борьба с серым импортом и занижением таможенной стоимости на практике привела к значительному давлению со стороны таможенных органов на “белый” бизнес. Конкретные примеры были обсуждены во время встречи. Комментарии по каждой ситуации предоставляли руководители Киевской городской и Киевской областной таможен. От руководства таможен прозвучал аргумент, что
Таможенный кодекс предусматривает возможность прекращения таможенного оформления с целью запроса и предоставления дополнительных документов до 10 дней. Однако далеко не каждая компания может себе позволить простой груза на таможенном складе или в другом месте, учитывая условия хранения товара, сроки поставки, гарантированные контрагентам, и главное, задержки в оформлении очень дорого стоят. Некоторые импортеры признаются, что сопоставляя стоимость 10-дневного простоя и сумму дополнительных таможенных платежей из-за повышения таможенной стоимости, они вынуждены соглашаться на таможенное оформление по таможенной стоимости, определенной таможней на основании индикативных цен. Замглавы ГФСУ пообещал, что в течение недели будет обеспечено решение перегибов на местах, и “белый” бизнес не будет чувствовать каких-либо неудобств. Кроме того, он пригласил европейский бизнес к более активному сотрудничеству, в частности, по предоставлению оперативной информации о “серых” импортерах и используемых ими схемах ухода от налогообложения.
Подготовила О. ЗИНЧЕНКО по материалам ГФСУ и ЕБА
Источник: Транспорт. – 2019. – № 1. – С. 42 – 44.