В первом полугодии 2014 г. украинский бизнес сократил на 11% экспорт услуг и товаров в страны и территории с мягким налоговым климатом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По данным Госстата и подсчетам Капитала, за шесть месяцев отечественные компании поставили товаров на сумму $2,3 млрд и услуг на $1,3 млрд в государства, в которых ставки налога на прибыль предприятий как минимум на 5 п. п ниже, чем в Украине. Их перечень был утвержден Кабмином Николая Азарова в декабре 2013 го для применения закона о трансфертном ценообразовании (ТЦО). По сравнению со второй половиной 2013-го сокращение еще значительнее — на 18%.
На фоне общего падения экспорта товаров и услуг (на 8% по сравнению с первой половиной прошлого года и на 15% — со второй) от услуг «тихих налоговых гаваней» украинские предприниматели отказывались охотнее, чем от экспортных рынков. Сумма поставок в последние упала меньше, чем в первые, — на 8% против 11% по сравнению с январем-июнем 2013 г., на 14% против 18% по сравнению с июлем-декабрем.
По мнению директора отдела налогового и юридического консультирования КПМГ в Украине Константина Карпушина, это заслуга действия закона о ТЦО. Напомним, первая версия закона, вступившая в силу год назад, обязала компании подать до 1 мая 2014 г. первый отчет о контролируемых операциях за период с 1 сентября по 31 декабря 2013 г. Но в мае были внесены изменения в Налоговый кодекс, и теперь первый — или доработанный — отчет компании должны подать до 1 октября. «В связи с этим компании начали переориентацию поставок, исключая прямые поставки в юрисдикции из «черного списка» Кабмина», — говорит юрист.
Кроме того, в Украине упал спрос на низконалоговые юрисдикции. «Предприятия на востоке страны традиционно были одними из ключевых пользователей офшорных юрисдикций вследствие специфики бизнеса», — полагает директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин. Теперь же из за военного конфликта, блокирования отечественного экспорта со стороны РФ и экономического кризиса в стране они были вынуждены сократить объемы экспорта и, следовательно, востребованность офшоров снизилась.
При этом из «офшорной географии» украинского бизнеса в нынешнем году исчезли классические офшоры — островные государства. Практически полностью он отказался от использования и ранее популярного Белиза — экспорт товаров в него упал с $92,9 млн в первом полугодии и $81,8 млн во втором полугодии 2013 г. до $154 тыс., вдвое сократился экспорт услуг. «Это — следствие антиофшорной политики, которую ведут страны Организации экономического сотрудничества и развития», — считает Баронин. Взамен бизнес пытается работать с «белыми», более респектабельными юрисдикциями.
За последний год доля офшоров и низконалоговых юрисдикций в отечественном экспорте оставалась на уровне около 10%. Среди стран, которые предыдущий Кабмин классифицировал как обладателей мягкого налогового климата, основными получателями украинских товаров стали Молдова, ОАЭ, Болгария, Грузия, Кипр, Узбекистан, Марокко, Ливан, Британские Виргинские о-ва (БВО). Правда, по словам Карпушина, Молдова, Болгария и Грузия, к примеру, попали в этот список незаслуженно. «Украинские компании, как правило, не используют эти страны для оптимизации налогообложения. Скорее, только для действительной продажи товаров», — объясняет юрист. А значит, среди настоящих низконалоговых юрисдикций по прежнему лидируют Кипр и БВО.
Обратной стороной действия «черного списка» налоговых юрисдикций и закона о ТЦО стало появление промежуточных респектабельных стран в экспортной цепочке. «Например, если раньше компания поставляла продукцию напрямую на Кипр, то теперь делает это через Польшу», — рассказывает Карпушин.
По оценкам бывшего министра доходов и сборов Александра Клименко, за шесть месяцев 2014 г. с помощью непрямых экспортных контрактов в страны с льготным режимом налогообложения уже ушло 133 млрд грн. Это на 19,7 млрд грн или на 17,4% больше, чем во втором полугодии 2013-го. При этом, отмечает Клименко, значительно вырос экспорт в страны с закрытым обменом налоговой информацией: Швейцарию (на 20,8 млрд грн), Кипр (на 2,4 млрд грн), ОАЭ (на 2,8 млрд грн), Люксембург (на 0,8 млрд грн). Правда, насколько эти оценки отвечают действительности, эксперты комментировать не берутся.
Источник: http://obkom.net.ua/news/2014-09-01/1620.shtml