Абстрагируясь от политических оценок событий, произошедших в Крыму в начале 2014 года, инвестиционно-консалтинговая группа Informall BG проанализировала контейнерный грузопоток, обработанный украинскими терминалами, который направлялся получателям в Крым и поступал от отправителей из Крыма в прошлом году. На основе полученных данных сделана попытка дать экономическую оценку этого грузопотока и его влияние на общий контейнерный грузопоток Украины.
Проанализировав динамику импортного контейнерного грузопотока 2013 года, который был доставлен грузополучателям в Крыму через порты Украины, мы видим, что ежемесячно на протяжении 2013 года на полуостров доставлялось от 388 до 2410 TEU.
В целом импортный контейнерный грузопоток для крымских получателей имеет волнообразную динамику, что можно объяснить сезонностью. Мартовский скачок связан с подготовкой к курортному сезону в Крыму, что подтверждается структурой импортируемой продукции. Так, почти 40 % импорта составили продукты питания, 24 % импорта — оборудование (в том числе торговое и холодильное). Что касается динамики экспортного контейнерного грузопотока, генерируемого отправителями в Крыму, мы видим, что он достаточно стабильный и составлял от 201 до 507 TEU ежемесячно. При этом в структуре экспортного контейнерного грузопотока почти 77 % занимал диоксид титана, отправленный ЧАО «Крымский Титан», а также около 9 % грузопотока составляли отправки ПАО «Крымский содовый завод» (кальцинированная сода).
Общий объем крымского импорта и экспорта составил 10405TEU и 3430 TEU соответственно. Общий объем груженого импорта Украины в 2013 году составил 377230 TEU, груженого экспорта — 257061 TEU. Таким образом, в случае окончательной утраты Крыма Украина по итогам 2014 года может потерять 2,76 % импортного грузопотока и 1,33 % экспортного грузопотока, или 2,18 % общего груженого контейнерного потока.
Если оценивать доходы, которые могут недополучить контейнерные терминалы Украины в связи с утратой грузопотоков следующих в/из Крыма, то, учитывая уровень аккордной ставки ПРР и вышеуказанные объемы грузопотоков, украинские терминалы недополучат около 1,7 млн USD (без учета НДС).
Источник: Black Sea Lines. – 2014. – № 6. – С. 26.
|