Вольфсбергские принципы: Каким образом банки следят за своими клиентами и пресекают отмывание грязных денег

Отмывание грязных денег (или как это называют в официальных документах “легализация доходов, полученных преступным путем”) давно заняло одно из центральных мест в списке острых глобальных проблем, находящихся в фокусе внимания международного сообщества.

Под “отмыванием денег” подразумевается деятельность, направленная на придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иными активами, полученными в результате совершения тех или иных преступлений. Проще говоря, отмывание представляет собой перевод денег из теневой экономики в официальную.

В настоящей публикации редакция приводит Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы) в редакции от 2012 года в неофициальном переводе с сокращениями. Эти нормы не являются строго юридическими, но, поскольку банки их добровольно придерживаются, для клиентов они должны представлять значительный интерес.

Считается, что термин “отмывание денег” (англ. Money Laundering) родился в США в 1920-е годы. Якобы в то время местная мафия скупала по всей стране автоматические прачечные, к выручке которых легко было добавлять большие суммы нелегальной наличности. Однако некоторые исследователи полагают, что это не более чем красивая легенда, и что впервые этот термин был употреблен журналистами только в начале 1970-х годов в ходе Уотергейтского скандала, приведшего к отставке американского президента Ричарда Никсона.

Специфика процессов получения преступных доходов не позволяет вести точную статистику по этому направлению. По очень приблизительным оценкам экспертов, нынешние масштабы мировой “отмывочной индустрии” составляют от 800 млрд. до 2 трлн. долларов США в год. Для сравнения: по данным Международного валютного фонда, общий размер номинального валового внутреннего продукта Украины в 2017 году составил 119 млрд. долларов.

По мнению экономистов, легализация преступных доходов в больших объемах способна значительно повлиять на макроэкономические показатели страны, воспрепятствовать адекватному сбору налогов и дестабилизировать социальную и политическую обстановку. Естественно, перед лицом таких перспектив политики всего мира ожидаемо “выразили глубокую озабоченность” и ринулись в бой.

“Священная война” против отмывания денег идет уже несколько десятилетий. Основным оружием в ней стали законы и подзаконные нормативные акты, которыми устанавливаются внутригосударственные системы противодействия легализации незаконных доходов. Элементами таких систем являются органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также правоохранительные структуры, подразделения финансовой разведки и контрольно-надзорные органы, включая центральные банки стран.

Сотрудничество и координация усилий в этой войне проводится и на международном уровне. В частности, в 1989 году в Париже была организована межправительственная Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering, сокр. FATF), которая занимается разработкой стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и периодически оценивает соответствие национальных систем разных стран этим стандартам.

Борьба с отмыванием грязных денег ведется также в рамках крупных интеграционных объединений. Например, в Европейском союзе этому вопросу посвящена специальная “антиотмывочная директива”, пятая редакция которой вступила в силу 9 июля 2018 года.

Из-за своих свойств мировая банковская система является одним из главных каналов для отмывания преступных доходов и трансграничной транспортировки капиталов. Соответственно, именно она принимает на себя основные удары и подвергается самым существенным трансформациям.

Следуя мировым тенденциям и заботясь о своей репутации, к концу прошлого века банкиры решили присоединиться к борьбе с отмыванием денег и в дополнение к ужесточающимся законодательным требованиям со стороны государств занялись саморегулированием этой сферы.

Вольфсбергские принципы

В 2000 году одиннадцать крупнейших транснациональных банков (Banco Santander, Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P. Morgan Chase, Société Générale и UBS) объединились в ассоциацию под названием “Вольфсбергская группа” (от названия замка Вольфсберг в северо-восточной Швейцарии, в котором проходила встреча представителей банков). В 2015 году к ассоциации присоединились британский Standard Chartered Bank и американский Bank of America, доведя количество ее участников до тринадцати.

30 октября 2000 года Вольфсбергская группа утвердила и опубликовала “Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе” (англ. Wolfsberg Anti-Money Laundering Principles for Private Banking) или сокращенно “Вольфсбергские принципы”. В этом документе изложены основные приоритеты политики банков и описаны механизмы предотвращения использования банковской системы для легализации преступных доходов. С момента публикации принципы несколько раз пересматривались и дополнялись. Последний такой пересмотр состоялся в мае 2012 года.

Поскольку Вольфсбергские принципы утверждены группой частных банков, они не являются юридически обязательными. Тем не менее, все больше банков по всему миру добровольно придерживаются их положений. Знание этих принципов поможет лучше понять, чего следует ожидать клиенту при открытии и использовании банковских счетов.

Всеобщие директивы
по противодействию отмыванию доходов
в частном банковском секторе
(Вольфсбергские принципы)
в редакции от 2012 года

Неофициальный перевод с сокращениями

Преамбула

Полагаем, что настоящие директивы могут оказаться полезными для отношений в рамках частного банковского сектора.

Разработка общей политики и конкретных процедур по выполнению рекомендаций, изложенных в настоящих директивах, должна вестись руководством банков.

1. Работа с клиентом

1.1. Общие положения

Банк должен стремиться иметь дело только с теми клиентами, разумная проверка благосостояния которых подтверждает законность источников его происхождения. Основная ответственность за такую проверку лежит на служащих банка, непосредственно отвечающих за работу с клиентами.

1.2. Идентификация

1.2.1. Клиент

Банку следует устанавливать личность всех клиентов и бенефициарных владельцев счетов и работать с ними только после надлежащей проверки этих сведений в соответствии с требованиями местного законодательства.

1.2.2. Установление личности клиента

Идентификация физических лиц проводится путем изучения официальных документов, удостоверяющих личность, а также иных подтверждающих сведений.

Компании, партнерства (товарищества) и частные фонды идентифицируются путем изучения документальных доказательств их надлежащей госрегистрации и существования.

Трасты идентифицируются путем изучения документальных доказательств их учреждения и существования, а также установления личности их доверительных собственников.

Все документы, предоставляемые банку, должны быть действительными.

1.2.3. Бенефициарный владелец счета (англ. Beneficial Owner)

Установление личности бенефициарного владельца обязательно в отношении каждого счета.

Бенефициарным владельцем счета является лицо, которое:

фактически контролирует средства на счету посредством осуществления права собственности или иных законных прав (в этом смысле наличие у лица только права подписи по счету (англ. Signature Authority) не обязательно означает контроль над средствами); либо
является источником пополнения счета.
Основные принципы идентификации бенефициарных владельцев счета:

Если счет открывается на имя физического лица, то служащему банка, непосредственно отвечающему за работу с этим клиентом, следует удостовериться, что это лицо действует от своего имени. В случае сомнений проводится дополнительная проверка.

Если счет открывается на имя компании, то служащему банка, непосредственно отвечающему за работу с этим клиентом, следует выяснить ее структуру в достаточной мере, чтобы определить:

источники происхождения средств;
бенефициаров (реальных собственников) компании и ее активов;
лиц, имеющих право давать указания директорам компании.
Данный принцип применим вне зависимости от того, являются ли акции компании (или доли в капитале компании) именными или на предъявителя.

Если счет открывается на имя траста, то служащему банка, непосредственно отвечающему за работу с этим клиентом, следует выяснить его структуру в достаточной мере, чтобы определить:

источники происхождения активов траста (учредителя);
лиц, контролирующих движение средств (доверительных собственников);
лиц, имеющих право смещать доверительных собственников (попечителей);
лиц, являющихся бенефициарами траста.
Если счет открывается на имя партнерства (товарищества), то служащему банка, непосредственно отвечающему за работу с этим клиентом, следует выяснить его структуру в достаточной мере, чтобы определить:

источники происхождения средств;
лиц, являющихся генеральными партнерами (участниками с неограниченной ответственностью).
Если счет открывается на имя частного фонда, то служащему банка, непосредственно отвечающему за работу с этим клиентом, следует выяснить его структуру в достаточной мере, чтобы определить:

источники происхождения средств;
каким образом фонд управляется.
Описанные выше принципы применимы и в случаях, когда счет открывается на имя структуры без образования юридического лица (англ. Unincorporated Association).

1.2.4. Счета, открытые на имя управляющих активами и аналогичных посредников

Если счет открывается на имя управляющего активами или аналогичного посредника, то служащему банка, непосредственно отвечающему за работу с этим клиентом, следует установить его личность и убедиться, что он осведомлен о личности своих клиентов или имеет обусловленные законодательством обязательства проводить проверку своих клиентов в форме, удовлетворяющей банк.

1.2.5. Лица, действующие на основании доверенности или наделенные правом подписи по счету

Взаимоотношения между

обладателем доверенности (поверенным) или лицом, наделенным правом подписи по счету, и
лицом, на чье имя открыт счет, или бенефициарным владельцем счета
должны быть понятны для банка.

В любом случае личность лица, имеющего полномочия распоряжаться средствами на счету, следует устанавливать надлежащим образом.

1.2.6. Разовые клиенты и клиенты, которым предоставляются банковские услуги в электронной форме

При обслуживании разовых клиентов (англ. Walk-In Clients) и предоставлении услуг в электронной форме банк самостоятельно определяет, следует ли проводить более глубокую проверку.

1.3. Проверка (англ. Due Diligence)

Кроме установления личности каждого клиента и бенефициарного владельца счета в соответствии с принципами, изложенными в пункте 1.2., банку следует осуществлять сбор, систематизацию и обновление сведений о клиентах по следующим категориям:

источники происхождения благосостояния (англ. Source of Wealth);
чистый размер активов (англ. Net Worth);
источники средств, используемых для первоначального финансирования счета (англ. Source of Initial Funding of Account);
цель открытия счета (англ. Purpose for Account);
ожидаемый размер средств на счету (англ. Expected Account Size);
ожидаемый характер и частота операций (англ. Expected Account Activity);
профессия или род занятий (англ. Occupation);
описание бизнеса клиента или бенефициарного владельца счета (англ. Nature of Client’s or Beneficial Owner’s Business);
наличие поверенного с доверенностью или лица, наделенного правом подписи и распоряжения средствами; описание их роли в управлении счетом (англ. Role/Relationship of Powers of Attorney or Authorised Third Parties);
дополнительная информация (при наличии).
Если перечисленных мер окажется недостаточно для надлежащей проверки, то перед открытием счета следует проводить личную встречу с потенциальным клиентом.

1.4. Номерные или псевдонимные счета

Номерной или псевдонимный банковский счет (англ. Numbered or Alternate Name Account) может быть открыт только если банк установил личность клиента и бенефициарного владельца счета.

1.5. Внутренние неклиентские счета

Банку следует запрещать открытие и использование внутренних неклиентских счетов (англ. Concentration Accounts), затрудняющих мониторинг операций клиентов.

1.6. Одобрение решения об открытии счета

Решение об открытии счета и установлении отношений с новым клиентом должно предварительно одобряться по меньшей мере еще одним сотрудником банка, помимо служащего, непосредственно отвечающего за работу с этим клиентом.

2. Установление отношений с клиентами: ситуации, требующие дополнительной проверки и внимания; запрещенные категории

2.1. Запрещенные категории [потенциальных] клиентов

Банк устанавливает категории лиц, которым будет отказываться в открытии и/или дальнейшем обслуживании счетов.

2.2. Расширенная проверка клиентов повышенного риска

Банк устанавливает категории клиентов повышенного риска, к которым применяется расширенная проверка (англ. Enhanced Due Diligence).

2.3. Критерии отнесения клиентов к категории повышенного риска

Банк осуществляет расширенную проверку в отношении:

лиц, являющихся резидентами и получающими средства из стран, о которых из достоверных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, или являются странами с высоким уровнем преступности и коррупции;
лиц, занятых в сферах деятельности с высоким риском вовлечения в легализацию доходов, полученных преступным путем (англ. Activities or Sectors Susceptible to Money Laundering);
политически значимых лиц (англ. Politically Exposed Persons, сокр. PEPs), занимающих или занимавших в прошлом высшие или важные руководящие должности, подразумевающие существенный контроль над стратегией, операциями, использованием или распределением ресурсов, находящихся в собственности того или иного государства (например, правительственных чиновников, старших должностных лиц государственных компаний, политиков, видных деятелей политических партий и т.д.), а также членов их семей и приближенных к ним лиц.
Расширенная проверка в отношении клиентов, не попавших в вышеописанные категории, может быть инициирована:

в результате выявления признаков необычных или подозрительных действий при проведении мониторинга операций;
в случае поступления внешних запросов;
в случае появления компрометирующих материалов в средствах массовой информации;
в иных случаях, могущих нанести ущерб репутации банка.
2.4. Одобрение решения об открытии счета

Банк определяет в каких случаях решение об открытии счета и установлении отношений с новым клиентом повышенного риска должно предварительно одобряться руководством банка.

Открытие счета и установление отношений с политически значимыми лицами всегда должно предварительно одобряться руководством банка.

2.5. Операции с наличными

Банк устанавливает общую политику и конкретные процедуры операций с денежными средствами в наличной форме, включая правила внесения на счет и снятия со счета крупных сумм.

3. Обновление информации о клиентах

Ответственность за обновление информации о клиентах несут служащие банка, непосредственно отвечающие за работу с клиентами. Контрольно-надзорным органам банка следует регулярно анализировать информацию о клиентах с тем, чтобы она оставалась достоверной и полной.

Банк определяет в каких случаях и в соответствии с какой процедурой обновление информации о клиентах повышенного риска должно вовлекать руководство банка.

Обновление информации о клиентах, являющихся политически значимыми лицами, всегда должно вовлекать руководство банка.

4. Необычные или подозрительные действия

4.1. Определение необычных или подозрительных действий

Банку следует разработать документ о выявлении и реагировании на необычные или подозрительные действия клиентов. Такой документ должен содержать в себе определение необычных или подозрительных действий и их конкретные примеры.

Необычные или подозрительные действия могут включать:

движение средств по счету, не соответствующее обычной деятельности и профилю клиента;
операции с использованием денежных средств в наличной форме свыше определенных значений;
использование счета в качестве транзитного (частые переводы средств по счету).
4.2. Выявление необычных или подозрительных действий

Необычные или подозрительные действия могут быть выявлены путем:

осуществления мониторинга операций клиента;
анализа контактов клиента (его встречи, беседы, поездки и т.д.);
анализа информации из независимых источников (например, средств массовой информации, Интернета и т.д.);
анализа информации об окружении клиента (например, политическая ситуация в его стране).
4.3. Реагирование на необычные или подозрительные действия

Служащим банка, его руководству и/или контрольно-надзорным органам следует осуществлять анализ необычных или подозрительных действий. Если рационального объяснения таким действиям найти не удастся, могут быть приняты следующие решения:

продолжать обслуживать клиента, установив повышенный контроль за его операциями;
прекратить обслуживать клиента;
информировать власти о данном случае.
Информирование властей проводится контрольно-надзорным органом банка. Руководство банка также может быть проинформировано об этом. В таких случаях средства на счетах могут быть заблокированы и дальнейшие операции могут совершаться только с согласия контрольно-надзорного органа банка в соответствии с требованиями местного законодательства.

5. Мониторинг

5.1. Программа мониторинга операций

Банку следует разработать и внедрить программу мониторинга операций клиентов. Банк самостоятельно принимает решение об использовании для этих целей автоматизированных систем либо других средств.

5.2. Непрерывный мониторинг

Банк определяет каким образом проводится мониторинг операций клиентов повышенного риска.

5.3. Мониторинг [потенциальных] клиентов, находящихся под санкциями

Банк должен разработать и внедрить общую политику работы с лицами, находящимися под санкциями.

Банк должен проверять:

не находится ли потенциальный клиент в санкционных списках; а также
не находится ли существующий клиент в санкционных списках по мере их обновления.

6. Запрет недобросовестных консультаций

Банку следует запрещать своим служащим, непосредственно отвечающим за работу с клиентами, равно как и всем остальным сотрудникам, давать консультации, которые могут помочь клиентам обмануть власти того или иного государства, включая его налоговые органы.

7. Ответственность за контроль

Банку следует разработать и внедрить документ, определяющий стандартные меры, предпринимаемые на различных уровнях контроля (служащие банка, его руководство, контрольно-надзорные органы). Такой документ должен указывать временные рамки, степень контроля, распределение обязанностей, порядок анализа и т.д.

8. Информирование руководства

Банку следует установить порядок регулярного информирования руководства по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (например, количество сообщений, направленных в государственные органы, способы мониторинга, изменения в нормативно-правовой базе, количество и тематика учебных мероприятий для служащих).

9. Обучение служащих, информирование

Банку следует составить и внедрить программу обучения своих служащих методам выявления и предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем.

Банку следует регулярно информировать своих служащих об изменениях в нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

10. Хранение документов

Банку следует разработать и внедрить стандарты хранения документов, касающихся противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Такие документы должны храниться как минимум пять лет (или дольше, если того требует местное законодательство).

11. Исключения из правил

Банк может установить исключения и случаи отклонения от обычной практики, которые требуют дополнительной оценки рисков и заключения независимого подразделения по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

12. Независимое подразделение по противодействию легализации
доходов, полученных преступным путем

Банку следует создать в своей структуре независимое подразделение, основной задачей которого будет выявление и предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем (например, службу комплаенс-контроля, независимый контрольный департамент, специальную юридическую службу и т.д.), и укомплектовать его квалифицированными служащими.

Документы
Вольфсбергские принципы в редакции от 2012 года (Wolfsberg Anti-Money Laundering Principles for Private Banking) (англ)
Другие стандарты Вольфсбергской группы (англ)

 

Источник: https://www.nexus.ua/volfsbergskie-printsipyi

Читайте также