Время — сесть: У представителей украинского бизнеса еще есть время для того, чтобы встретить глобальные изменения бизнес-структурирования подготовленными, но садиться за рабочий стол нужно уже сегодня

Выживают не самые сильные и не самые умные, а самые быстро адаптирующиеся к переменам. Эта фраза Чарльза Дарвина сегодня как никогда актуальна для бизнеса, который соприкасается с вопросами международного структурирования. Вместе с тем в последнее время мировые правила работы с нерезидентными структурами стали меняться настолько быстро, что бизнесу порой сложно самостоятельно угнаться за всеми изменениями.

В этой статье автор проанализировал основные мировые тенденции деофшоризации, которые в самой близкой перспективе могут затронуть представителей украинского бизнеса, а также предложил варианты реагирования на них.

Одно из главных новшеств в сфере международного бизнес-структурирования — создание в разных странах публичных реестров бенефициарных собственников.

Вначале был BEPS

Сегодня, наверное, уже не осталось представителей мира бизнеса, не слышавших о плане BEPS (Base Erosion and Profits Shifting). Если такие все же найдутся, то напомним: план BEPS — это свод правил, над которым уже пятый год трудится Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Идея его в том, чтобы создать универсальные правила, которые сделают невозможным для компаний уклонение от налогообложения путем использования «легальных лазеек» в законодательстве разных стран (как это ранее в больших масштабах делали такие крупные корпорации, как Apple, Amazon, Facebook, Fiat, Starbucks и т.д.). Появление всех глобальных трендов деофшоризации связано именно с планом BEPS.

 

Реестры бенефициарных собственников

Одно из главных новшеств в сфере международного бизнес-структурирования — создание в разных странах публичных реестров бенефициарных собственников.

Основным документом для стран ЕС, содержащим требование относительно введения центрального реестра с информацией о конечных бенефициарах организаций и трастов, является Четвертая директива о противодействии легализации денежных средств (Fourth Anti-Money Laundering Directive — AMLD). Она была официально принята Европейским парламентом и вступила в силу в июне 2015 года. В Директиве изложено требование об имплементации ее положений в национальное законодательство государств — членов ЕС до 26 июня 2017 года. При этом государства могут на свое усмотрение решать, будет ли информация в реестре публично доступной. Стоит отметить, что информация обязательно должна быть доступна компетентным органам и организациям, которые обязаны проводить надлежащую проверку клиента, а также любым лицам, которые докажут наличие «легитимного интереса».

Флагманом в процессе создания публичных реестров стала Великобритания. Закон о введении реестра «лиц со значительным контролем» был одобрен в 2015 году, а требования относительно ведения реестров вступили в силу в 2016 году. Сведения из британского реестра лиц со значительным контролем доступны публично. Однако британский реестр не включает в себя информацию о бенефициарах трастов.

Франция начала с реестра бенефициаров трастов и предоставила публичный доступ к нему летом 2016 года. Интересен тот факт, что уже в октябре Конституционный суд страны приостановил действие декрета о публичном доступе к реестру. В настоящее время доступ к реестру ограничен, а информация доступна только представителям уполномоченных органов.

Сегодня над созданием публичных реестров бенефициаров работают также Италия, Германия, Ирландия, Голландия и т.д.

Примечательно, что инициативу подхватили не только европейские страны. В конце марта 2017 года в Сингапуре вступили в силу изменения в законодательство, которые обязывают компании и партнерства вести реестры бенефициарных собственников. Также в январе 2017 года правительство Гонконга вынесло на публичное обсуждение предложение о внесении изменений в законодательство, касающееся ведения реестров бенефициаров компаний.

 

Автоматический обмен налоговой информацией

Не менее волнующим оказался процесс введения странами автоматического обмена налоговой информацией. Он осуществляется в рамках Common Reporting Standard (CRS). Основной характерной чертой такого обмена является его автоматический режим, то есть регулярный, без отдельных запросов и касающийся всех, на кого распространяют действие правила CRS. Окончательный текст CRS был выпущен в рамках ОЭСР 21 июля 2014 года. На тот момент более 65 государств мира официально выразили готовность его имплементировать. Сегодня участницами CRS являются порядка 100 стран, и это число постоянно растет.

Государства, которые участвуют в обмене, обязаны ежегодно собирать информацию о финансовых счетах (и в некоторых случаях — об их бенефициарах) и отправлять эту информацию в налоговую службу своей страны. Государство в свою очередь систематизирует полученную информацию и отправляет ее в налоговую службу страны, с которой у первой страны действует автоматический обмен. Для бизнеса суть сводится к тому, что информация о банковских счетах физических и юридических лиц и их владельцах может быть отправлена в страну налоговой резидентности физического лица, а в случае с корпоративным счетом — в государство налоговой резидентности компании и/или ее бенефициарного собственника.

Украина пока не присоединилась к CRS, но власти страны регулярно делают заявления о политической готовности к такому присоединению. Это означает, что введение автоматического обмена для украинских налоговых резидентов — лишь вопрос времени.

 

Сущность

Времена, когда иностранная компания могла оставаться просто «папкой с документами», неумолимо проходят. Все чаще в структурировании употребляется понятие substance («сущность»). Мировая тенденция такова: для того чтобы нерезидентная компания могла полноценно работать, ее необходимо наполнять «сущностью», а это означает, что у компании должны быть все атрибуты «реальности»: физический адрес, офис, сайт, резидентный директор, локальный банковский счет, локальный телефонный номер, номер плательщика НДС, свобода осуществления действий, возможность нести бизнес-риски и т.д. Если всего этого у компании нет, ее смогут признать шелл-компанией (компанией-оболочкой), что может привести к негативным налоговым последствиям для ее собственника и всей бизнес-структуры.

 

Изменение географии

Последнее, на чем хотелось бы остановиться, анализируя тренды глобальной деофшоризации, это изменение географии налогового планирования.

Во-первых, сегодня бизнесу все сложнее работать с классическими офшорами. Компанию по-прежнему открыть можно, но порой невозможно сохранить конфиденциальность владения, и, что еще более важно, с каждым днем для офшоров все сложнее открывать и сопровождать банковские счета. По этим причинам на смену классическим приходят альтернативные решения: партнерства (Шотландия, Ирландия, Канада), компании в Эмиратах. Эти структуры сменяют английские LLP (по которым далеко не все собственники готовы уже сейчас раскрывать «лиц со значительным контролем»). Кроме того, для Европы характерно то, что в противовес классическим юрисдикциям (таким как Швейцария, Голландия, Великобритания и т.д.), которые сейчас заняты активным внедрением плана BEPS, на сцену выходят альтернативные: Чехия, Словакия, Эстония, Венгрия и др. Причем очень часто компании в этих юрисдикциях — это не просто бизнес-прописка, а реальные фирмы с офисом, персоналом и складскими помещениями.

 

Что делать бизнесу?

Чтобы подготовиться к предстоящим изменениям, мы рекомендуем уже сегодня осуществить следующее.

1. Проанализировать бизнес-структуру на предмет функциональности и долгосрочности всех нерезидентных элементов.

Каждая компания в структуре должна быть «нужной». Необходимо уже сейчас продумать, какие компании необходимо «переселить» в более престижные юрисдикции, какие — наполнить «сущностью», какие — ликвидировать, а какие — создать с нуля.

2. Для всех ключевых компаний структуры необходимо позаботиться о наличии активных счетов в надежных банках. Для активных компаний есть смысл открыть несколько счетов.

Рекомендация основана на практическом опыте наших клиентов и связана со значительным усложнением работы с банковскими счетами и увеличением времени, необходимого для открытия новых.

3. Необходимо критически проанализировать структуру собственности компаний группы. Самый эффективный способ — представить, что «завтра все тайное станет явным».

Мы советуем не ждать времен тотального раскрытия реестров бенефициарных собственников и присоединения Украины к автоматическому обмену, а грамотно выстроить структуру собственности уже сейчас. Этого можно добиться разными способами: путем правильного оформления приобретения компаний, путем использования таких инструментов, как трасты и фонды, путем смены налоговой резидентности и пр.

Грамотное бизнес-структурирование — это сложный комплексный процесс, требующий системного подхода, но и современный мир не стоит на месте. Перефразировав слова Дарвина, отметим: чтобы комфортно чувствовать себя в международном бизнесе, необходимо быстро адаптироваться к переменам. У представителей украинского бизнеса еще есть время для того, чтобы встретить глобальные изменения подготовленными, но начать подготовку к адаптации нужно уже сегодня.

Автор: Е. ГРАБОВИК

Источник:  http://pravo.ua/article.php?id=100115305

 

Читайте также