Digital Tax в Европе чем-то напоминает стремление властителей 1/6 части Земли к социализму, коммунизму и всеобщему равенству. Можно сколько угодно долго соглашаться с принципами равенства, братства и социальной справедливости, но лишь как с теоретической, абстрактной конструкцией, не имеющей ничего общего с реальностью.
Цифровой налог в Европе относится именно к таким построениям. Все понимают, что традиционные принципы налогообложения в эпоху цифровой экономики уже не работают, но их адекватной замены до сих пор не разработано. Если оставить ситуацию в её нынешнем виде, налогооблагаемая база будет постепенно сокращаться, и рано или поздно её не станет вовсе. И всё это на (относительно) законных основаниях.
Изначально Digital Tax в Европе планировали ввести ещё несколько лет назад, но никаких особенных подвижек на момент написания статьи в реальной плоскости (вне разговоров и декларирования намерений) замечено не было. Более того, по состоянию на середину 2021 года не было готово даже рамочное соглашение – политический манифест о намерениях.
Осенью 2020 года цифровой налог в Европе оказался в центре конфликта между предложениями ОЭСР и ООН. Выяснилось, что в его нынешней интерпретации налог может спровоцировать первую всемирную торговую войну, которая «будет стоить» участникам не менее 1% ВВП. Масла в огонь подлили «нежные отношения» США и Китая, пандемия COVID-19 и затяжной экономический кризис. Поэтому аналитики всё чаще говорят о том, что Digital Tax в Европе примут не раньше, чем будут легализованы криптовалюты. Иными словами, этого не случится никогда.
В материале, который Вы сейчас читаете, мы попробуем проанализировать все наиболее важные аспекты введения цифрового налога в Европе и понять, почему он стал камнем преткновения в нынешние непростые времена. Статья изначально задумывалась как аналитическая, поэтому конкретных советов и рекомендаций Вы в ней не найдёте. Если Вам требуется адресная помощь, просим связаться с экспертами портала International Wealth (e-mail info@offshore-pro.info) и обговорить с ними подходящие условия проведения индивидуальной консультации.
G20 против ООН
Отчёт по Digital Tax в Европе был выпущен ещё 12 октября прошлого (!) года. Планировалось, что через несколько месяцев будут разработаны конкретные рекомендации, оптимизированы национальные законы и разработаны общеевропейские правила, формализирующие принципы налогообложения в цифровую эпоху на уровне Евросоюза. С тех пор прошло больше года, но никаких заметных фактических подвижек не случилось.
Как говорят независимые аналитики, у стран – участниц ЕС отсутствует даже политический консенсус по вопросу цифрового налога в Европе. Ясности не добавил и осенний (2020 года) саммит G20. Была подтверждена приверженность стремлению к введению Digital Tax и формированию современной законодательной базы по налогообложению в цифровую эпоху, но никаких конкретных договорённостей тогда достигнуто не было. «Виновники» нашлись довольно быстро – им стала пандемия COVID-19 и общий спад в мировой экономике.
Признавая, что общеевропейские договорённости – путь слишком сложный, участники G20 согласились с тем, что альтернативные предложения могут спровоцировать торговую войну. Поэтому в итоге был выбран путь консенсуса как самый «безболезненный» для самих стран – участник ЕС, так и для представителей крупного и среднего бизнеса.
Примерно в то же время ООН выдвинула свои предложения по цифровому налогообложению. Их суть сводится к введению новой статьи 12B (Income from Automated Digital Services – Доходы от автоматизированных цифровых услуг). Новшество, если оно будет принято, позволит юрисдикции облагать налогом доходы от конкретных цифровых услуг, получаемых резидентом другой юрисдикции на валовой основе. Конкретный размер ставки функционеры ООН назвали «вполне умеренным» – 3%-4% (она согласовывается в двустороннем режиме, приведённые цифры являются только рекомендованными). Такой подход позволит в теории избежать чрезмерной фискальной нагрузки и двойного налогообложения.
К сожалению, статья 12B имеет несколько фундаментальных недостатков, поэтому назвать её идеальной или хотя бы достаточной альтернативой сложно. Как минимум из-за того, что она не применяется в отношении доходов от автоматизированных цифровых услуг (automated digital services), если последний расценивается в качестве платы за технические услуги или роялти. (здесь «работают» уже существующие статьи 12 и 12A). Ещё один недостаток – требование налогообложения на нетто-основе на основе глобального коэффициента прибыльности (global profitability ratio) бенефициара или транснациональной группы.
Рост торговой напряжённости
Конфликты из-за цифрового налога в Европе будут продолжаться в любой случае, и это не зависит от того, будет ли в итоге принят Digital Tax или нет. Надежды на то, что отдельные страны проявят «сознательность» и не станут выводить на передний план национальные интересы, не оправдались. И разногласия по поводу Digital Tax в Европе только усугубляют раскол.
Например, французский министр финансов Бруно Ле Мэр (Bruno Le Maire) заявил, что он и его страна будут придерживаться собственных планов в деле внедрения налога на цифровые услуги (DST – Digital Services Tax). Ле Мэр считает, что выборы в США (ситуация имела место быть 14 октября, когда Джо Байден ещё не стал 47 президентом Америки) могут сильно повлиять на ОЭСР. К тому же сохранялись надежды, что новое правительство США постепенно свернёт торговую войну, начатую Дональдом Трампом (Donald John Trump).
Далее последовало решение ВТО (Всемирной торговой организации – World Trade Organisation’s, WTO) по делу аэрокосмической корпорации Boeing. Тогда WTO разрешила Евросоюзу в ответ на субсидии в пользу Boeing тарифицировать товары из США, что могло окончательно нарушить баланс сил в отношениях между США и ЕС.
Ещё один очаг дестабилизации хрупких по своей сути международных торговых отношений – введение Оманом с 1 апреля 2021 года НДС (указ №121/2020) по ставке 5%. Страна присоединилась к неформальному альянсу ОАЭ, Саудовской Аравии и Бахренйа. Из-за явной привязки экономик стран Персидского залива к добыче нефти такой шаг однозначно повлияет на бюджетные поступления других стран и общий расклад сил в мире.
Вводить с таким бэкграундом цифровой налог в Европе было достаточно опасно. Для этого нужна определённая политическая воля и уверенность в поддержке всех стран – участниц Евросоюза. Особенно если учесть, что единое мнение по поводу введения Digital Tax отсутствует.
Во всём виновата цифровая экономика?
О причинах конфликта вокруг цифрового налога в Европе можно говорить очень долго. Интересно, что в спор вовлечены не только страны ЕС, но и США, которые формально стремятся всеми силами не допустить торговой войны, а в реальности делают всё, чтобы она разгорелась с новой силой.
Причин тому несколько. Основная – желание «затормозить» развитие экономики Европы, что позволит ещё долгое время сохранять контроль над принятыми решениями в Старом Свете (или, как минимум, участвовать в их обсуждении с правом голоса). Если Европа прочно «встанет на ноги», то навязывать ей своё видение мира будет намного сложнее.
Вторая причина – попытка защиты интересов американских компаний – технологических гигантов. В первую очередь мы говорим об Apple, Facebook и Amazon, чья деятельность в цифровую эпоху уже не укладывается в традиционные налоговые рамки. К тому же, во времена пандемии такие компании получают сверхприбыли, так как они не «привязаны» к конкретной стране и могут продолжать вести бизнес, нисколько не снижая его оборотов.
Аналитики говорят о том, что странам ЕС стоит договориться «полюбовно» и ввести единый Digital Tax в Европе. Если этого не случится, каждая юрисдикция будет решать такие вопросы самостоятельно, что отбросит интеграционные процессы на несколько лет назад и даст США лишний козырь на переговорах.
Вероятность того, что удастся избежать худшего сценария развития событий – полномасштабной торговой войны – ещё есть, но чем дольше будет длиться стадия обсуждений и согласований, тем она становится меньше. Если договорится не удастся, мировой ВВП будет снижаться на 1% в год. Этот процесс затронет не только страны Европы, но и весь мир.
Планы и перспективы
Выход США из переговоров по Digital Tax в Европе чётко показал: Америка будет учитывать в первую очередь собственные интересы. Но самоустранение одного из ключевых игроков может дать надежду на то, что реальные шаги всё же будет предприняты, и дело сдвинется с точки замерзания.
Озвученная дата соглашения по цифровому налогу в Европе – середина 2021 года – оказалась слишком оптимистической. В реальности удалось достичь «исторического соглашения» в рамках группировки G7 (это случилось 5 июня 2021 года), которое по сути является дорожной картой, а не набором конкретных законов, утверждённых на национальном уровне.
К тому же, в существующей интерпретации Digital Tax в Европе затрагивает в основном транснациональные hi-tech компании. Немецкий министр финансов Олаф Шольц (Olaf Scholz) назвал договор «революционным прорывом», но он явно поспешил. Особенно если энтузиазм европейских функционеров иссякнет и цифровые корпорации всё же «оставят в покое».
Выводы и рекомендации
Общий цифровой налог в Европе – начинание полезное и безусловно нужное. Это понимают и власти отдельных стран, и официальные лица Евросоюза. Устоять в «холодной торговой войне», ведущейся на цифровом поле, используя «старые» налоговые подходы, крайне сложно. Рано или поздно пандемия пойдёт на спад и придётся как-то восстанавливать экономику, сталкиваться с новыми вызовами и отвечать на угрозы.
То, что страны Евросоюза смогут рано или поздно договориться, не вызывает никакого сомнения. Проблема в том, что это может случиться именно «поздно», когда европейские начинания будут вынуждены «догонять» предложения ООН. И совсем не факт, что в этом противостоянии Digital Tax в Европе сможет выйти победителем.
https://internationalwealth.info/tax-planning/vvedenie-digital-tax-v-evrope-opjat-otlozheno/