22 октября 2013 года на Андросовском молу Одесского порта состоялось открытие первой очереди зерноперегрузочного комплекса нового поколения мощностью до 4 млн тонн в год.
Публикация посвящена значительному событию в морской отрасли хозяйства Украины, да и всего Черноморского региона. Проект нового зерноперегрузочного терминала прошел экспертизу ЕБРР, который планирует продолжать поддержку развития этого терминала.
В торжественном мероприятии приняли участие вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул, зам. министра инфраструктуры Украины Дмитрий Демидович, председатель Одесской областной государственной администрации Эдуард Матвийчук, председатель Администрации морских портов Украины Юрий Васьков, генеральный директор компании-инвестора «Бруклин-Киев» Юрий Губанков.
Строительство зернового терминала — это совместный инвестиционный проект Администрации морских портов Украины, Одесского морского порта и компании «Бруклин-Киев», который реализуется в три этапа. При полной реализации проекта будет возведено 33 силоса для единовременного хранения 241 тыс. тонн зерна. Длина причала, который сейчас активно строится, составит 254 метра, глубина у причальной стенки — 13,5 метра. Это позволит грузить зерно на суда класса «рапатах» грузоподъемностью 60 тыс. тонн. В ходе реализации проекта будет создано около трехсот новых рабочих мест.
— Этот проект является важным не только для Одессы, но и всего государства, — сказал, выступая на митинге, вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул. — Проект реализуется совместно бизнесом и государством. Бизнес вкладывает в выгрузку, в сам терминал, государство — в причальную стенку и дноуглубление. В этом смысл портовой реформы — возможность совместного инвестирования, которое увеличивает товарооборот, создает новые возможности для всей логистической цепочки экономики страны. Это один из тех проектов, который находился и находится на постоянном контроле в Кабинете Министров Украины, как и другие такие же приоритетные проекты, начинающие реализовываться практически в каждом крупном украинском порту.
— 10 апреля 2012 года на этом месте было торжественно начато строительство зернового комплекса, — напомнил председатель АМПУ Юрий Васьков. — Спустя чуть более полутора лет мы можем наблюдать запуск в эксплуатацию первой очереди одного из самых современных, а в будущем одного из самых крупных зерноперегрузочных комплексов в акватории Черного моря. Безусловно, достаточно быстрое финансирование проекта, а точнее плановое инвестирование проекта, состоялось благодаря системной, целевой и активной политике государства в лице Кабинета Министров, направленной на создание комфортных условии для инвестирования в портовую инфраструктуру, в частности, Одесского порта.
По словам одесского губернатора Эдуарда Матвейчука, в последнее время в область заходит все больше инвестиций. Если за предыдущие 20 лет поступило прямых иностранных инвестиций около 1 млрд долларов США, то за прошлый год и начало нынешнего года — уже 0,5 млрд долларов. Особо привлекает частный бизнес мо-рехозяйственный комплекс области.
Общая стоимость строительства зернового терминала — 125 млн долларов США, из них до 100 млн долларов — средства инвестора.
— Самая большая часть — 50 млн долларов — вложена в строительство первой очереди, — рассказывает генеральный директор компании «Бруклин-Киев» Юрий Губанков. — Первый этап включает в себя создание силосов, позволяющих хранить единовременно 70 тыс. тонн зерна, комплекс стафировки контейнеров (пока не построен причал, терминал будет работать по схеме с использованием контейнеров) и станцию разгрузки.
С одним из крупнейших иностранных зернотрейдеров Украины, компанией Louis Dreyfus Commodities подписаны документы, которые предполагают, что эта компания будет нашим партнером после завершения строительства терминала. Мы видим Louis Dreyfus как нашего основного партнера и в дальнейшем, может быть, соакционера. Мы идем на этот шаг, потому что считаем, что наличие зернотрейдера обеспечит терминал грузопотоком. Оператором будет компания «Бруклин-Киев». Полноценная работа терминала с погрузкой зерна на суда у нового причала планируется на сентябрь следующего года.
Новый зерноперегрузочный комплекс является единственным на Черном море терминалом четвертого поколения. Он оснащен высокопроизводительной техникой ведущих европейских производителей, подъемно-транспортным оборудованием и судопогрузочной машиной, эффективность работы которых в несколько раз выше существующих аналогов (за сутки можно погрузить 30—32 тыс. тонн).
В проекте также широко применены «зеленые технологии». На станции разгрузки вагонов, стоящих под разгрузкой на двух путях, установлены пылеулавливающие сети украинского завода элеваторного оборудования. Каждая из них снабжена пылеотделителем (фильтр-циклон) производительностью 9000 куб. м/час. Коэффициент очистки — до 99,5 %.
Проект нового зерноперегрузочного комплекса в Одесском порту прошел экспертизу ЕБРР и получил высокие оценки по критериям высокой технологичности, экологичности и энергосбережения. Как сообщалось позже, Европейский банк реконструкции и развития планирует выделить ООО «Бруклин-Киев» 60 млн долларов США на продолжение строительства и развитие зернового терминала в Одесском порту.
Автор:
Валентина Михайлова
Источник:
Порты Украины. – 2013. – № 9. – С. 12 – 13.