Трудный возврат: На практике при возврате излишне уплаченных таможенных платежей возникает много спорных вопросов и определенных нюансов

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей — давно наболевшая, но тем не менее не утратившая своей актуальности тема как для субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность во внешнеэкономической сфере, так и для государственных органов таможенного контроля.

Несмотря на то что в теории порядок и процедура возврата вроде бы предельно понятны, на практике возникает много спорных вопросов и определенных нюансов достижения указанной задачи.

Настоящая статья, особенно интересная анализом судебной практики, сопровождается мнением эксперта “Внести изменения”, в котором предлагаются изменения в законодательстве, соответствующие сложившейся судебной практике, а именно: в ст. 301 ТК Украины указать, что основанием для возврата средств, уплаченных согласно решениям таможенных органов, которые впоследствии будут признаны судами незаконными, является это решение суда.

Путь возврата

Изначально возможность возникновения правовой ситуации, связанной с ошибочной и/или излишней уплатой таможенных платежей, заложена в таможенном законодательстве. Вместе с тем определения того, что следует понимать под ошибочно и/или излишне уплаченным таможенным платежом, в Таможенном кодексе (ТК) Украины нет, однако оно содержится в налоговом законодательстве.

Согласно подпункту 14.1.115 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса (НК) Украины, правила которого применяются к отношениям, связанным со взиманием таможенных платежей, под излишне уплаченными денежными обязательствами подразумевается сумма средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет свыше начисленных сумм денежного обязательства, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату.

Таможенное и налоговое законодательство не содержит перечня причин, по которым может произойти ошибочная и/или излишняя уплата сумм указанных платежей. Но поскольку определение их размера осуществляется путем совершения действий над количественными числовыми показателями (единицами) измерения, не исключено, что операции с ними по каким-либо причинам могут привести к неправильному расчету или исчислению суммы платежа.

При этом следует отметить, что львиная доля переплат субъектами хозяйствования сумм таможенных платежей возникает вследствие корректировки таможенными органами стоимости товаров, ввозимых предпринимателями на таможенную территорию Украины.

В соответствии с частью 1 статьи 301 ТК Украины возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм таможенных платежей осуществляется с учетом положений Бюджетного кодекса (БК) Украины и НК Украины.

Поскольку указанная норма фактически является отсылочной к нормам Налогового кодекса Украины, возврат излишне уплаченных сумм НДС напрямую зависит от наличия либо отсутствия у субъекта налогового долга.

Ошибочно и/или излишне зачисленные в государственный бюджет суммы таможенных платежей возвращаются из государственного бюджета в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере финансов. В случае если излишняя уплата сумм таможенных платежей произошла вследствие ошибки со стороны должностных лиц таможенного органа, возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей осуществляется в первоочередном порядке.

Обоснованность возврата

Обязательным условием для осуществления возврата указанных платежей является предоставление налогоплательщиком заявления о таком возврате в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

При этом субъектом хозяйствования указываются причины возврата средств и самостоятельно определяется направление их перечисления: на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка; на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета; возврат наличными по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке.

В соответствии с пунктом 7 Порядка взаимодействия территориальных органов Министерства доходов и сборов Украины, местных финансовых органов и территориальных органов Государственной казначейской службы Украины в процессе возврата налогоплательщикам ошибочно и/или излишне оплаченных сумм денежных обязательств, утвержденного совместным приказом Министерства финансов Украины и Министерства доходов и сборов Украины от 30 декабря 2013 года № 882/1188 (Порядок взаимодействия), контролирующий орган на основании данных лицевых счетов плательщиков готовит соответствующее заключение.

В обязательном порядке проверяется обоснованность возврата заявленных сумм, в частности, факт перечисления таможенных и других платежей с соответствующего счета в государственный бюджет Украины и наличие переплаты.

На основании полученных заключений, согласно положениям статьи 45 БК Украины, соответствующий орган казначейства осуществляет возврат налогоплательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств.

Говорят суды

В теории вроде бы все понятно, однако, как свидетельствует судебная практика, которая сложилась в результате разрешения судами административной юрисдикции споров, касающихся возврата излишне уплаченных таможенных платежей, в реализации данной процедуры существуют свои нюансы.

Так, практика Высшего административного суда Украины (ВАСУ) свидетельствует о том, что ранее в большинстве случаев суд, принимая решение о признании незаконными и необоснованными действий органа таможенного контроля по самостоятельному определению суммы таможенной стоимости товара, принимал решение и относительно правомерности взыскания излишне уплаченных сумм.

В то же время в более поздних постановлениях, в частности, от 23 декабря 2014 года по делу № К/800/53291/13, от 25 декабря 2014 года по делу № К/800/26459/14 и от 15 января 2015 года по делу № К/800/6595/14 ВАСУ сделан другой вывод: вопрос контроля правильности определения таможенной стоимости товара относится к исключительной компетенции таможенных органов, вследствие чего взыскание излишне уплаченных сумм является преждевременным.

Данной позиции придерживается и Верховный Суд Украины (ВСУ), о чем свидетельствует постановление ВСУ от 15 апреля 2014 года.

Таким образом, суды, установив противоправность решений контролирующего органа относительно корректировки размера таможенной стоимости товара, определенной субъектом хозяйствования, не вправе подменять орган таможенного контроля, принимая решение о взыскании из государственного бюджета излишне уплаченных сумм сбора, совершая при этом самостоятельное определение стоимости товара.

Отказ в удовлетворении требований относительно взыскания излишне уплаченных сумм суд также мотивирует тем, что субъектом хозяйствования не выполнен урегулированный законодательно порядок возврата таких сумм (постановление ВАСУ от 23 декабря 2014 года по делу № К/800/17802/14).

Возвращает таможня

Таким образом, в случае если суд, признав решения и действия таможенных органов по указанным вопросам противоправными, обяжет совершить определенные действия в соответствии с требованиями таможенного законодательства, и когда в решении суда будет констатирована неправильность или ошибочность решений или действий таможенных органов, которые привели к чрезмерной уплате сумм таможенных платежей, эти платежи возвращаются декларанту в порядке и на условиях, установленных в статье 301 ТК Украины, статье 43 НК Украины и статье 45 БК Украины, с соблюдением процедуры, урегулированной Порядком возврата плательщиками налогов средств, которые учитываются на соответствующих счетах таможенного органа как предоплата, таможенных и иных платежей, ошибочно или излишне уплаченных в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется таможенными органами, и Порядком взаимодействия. При этом указанный порядок не предусматривает возврата ошибочно и/или излишне уплаченных обязательных платежей способом судебного взыскания непосредственно (одновременно) с осуществлением судебного контроля за решениями, действиями или бездействием таможенных органов по вопросам, связанным со взиманием таможенных платежей (постановления ВСУ от 15 апреля 2014 года, от 12 ноября 2014 года).

Автор: ЕФАНОВА Наталья

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100110695

Внести изменения

ВАСУ не так давно опубликовал статистику, согласно которой более чем 90 % споров с таможенниками об определении таможенной стоимости заканчиваются удовлетворением исковых требований в части признания незаконными решений контролирующего органа об увеличении таможенных платежей. В то же время, выиграв спор, предприятие не может по этому же судебному решению получить денежные средства, уплаченные им фактически по принуждению таможни, поскольку такие платежи приравниваются к ошибочным или излишне уплаченным, возврат которых осуществляется в соответствии с требованиями специально принятого Порядка. В настоящее время именно такую позицию занимает ВСУ.

На наш взгляд, это мнение ошибочно. Фактически налогоплательщики под принуждением государства вынуждены своими средствами пополнять бюджет. Кроме этого, государство еще какое-то время беспрепятственно и беспроцентно имеет возможность пользоваться этими деньгами. При этом оснований именно для такого толкования судами порядка возврата денежных средств нет ни в Таможенном, ни в Налоговом кодексах. Но с учетом того, что ВСУ уже высказался по этому поводу, с целью недопущения противоречий судебной практики Верховного Суда, наверное, целесообразно внести изменения в статью 301 ТК Украины, в которой указать, что основанием для возврата средств, уплаченных согласно решениям таможенных органов, которые впоследствии будут признаны судами незаконными, является это решение суда.

Автор: Сергей РЫМАР

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100110695

Читайте также