Подписание 7 февраля в Киеве Украиной и США Межправительственного соглашения для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона Соединенных Штатов Америки «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), вызвало немало переживаний у украинских резидентов-налогоплательщиков, которые ведут бизнес с США или используют американские платежные системы. Однако подписание Соглашения не повлияло на деятельность украинских налогоплательщиков.
По сути идет речь об исполнении на территории Украины закона иностранного государства, действие которого распространяется прежде всего на граждан (резидентов) этого государства. Но поскольку платить налоги желающих мало, США ввело инструмент, позволяющий выявлять доходы своих резидентов, скрытые в других юрисдикциях. Таким образом, несмотря на то что в народе этот документ получил название «соглашение об обмене налоговой информацией», обмен сведениями будет односторонним: от Украины в США будет поступать информация о доходах американских граждан и компаний, происхождением с Украины, а вот в обратном порядке — нет. Поэтому украинские пользователи американских платежных систем могут вздохнуть свободно: украинские власти пока не интересуются нашими иностранными доходами и активами (или не готовы раскрывать свои собственные иностранные счета?).
В настоящей статье раскрывается суть упомянутого Межправительственного соглашения между Украиной и США, которое широко обсуждается в экспертных кругах. Статья сопровождается следующими комментариями экспертов:
- Требует уточнения – публикация, посвященная порядку и целям информационного сотрудничества между Украиной и США в налоговой сфере.
- В одну сторону – публикация, в которой рассматривается модель 1B, по которой заключено упомянутое Межправительственное соглашение, а также некоторые аспекты налоговой отчетности США.
В чем же тогда суть Соглашения? Она следует из содержания закона FАТСА, вступившего в силу с 1 июля 2014 года и устанавливающего требования к иностранным финансовым учреждениям, а именно:
— заключить специальное соглашение с Налоговой службой США;
— осуществлять контроль над счетами, открываемыми лицами — налоговыми резидентами США в украинских финучреждениях.
Иными словами, соблюдать закон FАТСА Украина как суверенное государство не должна, ведь это закон другого государства, но поскольку данный акт затрагивает интересы украинских компаний, прежде всего банков, которые ведут международную деятельность, Украина подписала настоящее Соглашение, как отмечается на сайте Минфина, по модели 1В. Это должно освободить национальные финучреждения от принудительного удержания налогов с платежей других налоговых агентов, транзитных платежей в пользу других финучреждений государства-партнера внутри страны или за рубеж; требования закрывать счета лица, не соблюдающего нормы FATCA и принудительного взыскания 30 % с платежей по таким счетам в пользу Налоговой службы США.
Также в ведомстве надеются, что присоединение Украины к числу стран — партнеров США по исполнению FATCA (а их уже около 60) будет способствовать повышению культуры налогоплательщиков внутри Украины, а также позволит заимствовать опыт других стран в налоговых вопросах. Правда, и это признают в Министерстве, для имплементации Соглашения по исполнению требований FATCA необходимо разработать и внести изменения в некоторые законы Украины, подготовить и разработать подзаконные акты, регулирующие соответствующие процедуры и формы отчетности. Но поскольку передача информации в рамках FATCA должна осуществляться ежегодно по итогам года, у Минфина, правительства и парламента на это есть еще чуть больше девяти месяцев.
Таким образом, подписанное Соглашение будет касаться деятельности украинских финансовых учреждений, прежде всего — банков.
Сергей Панов, заместитель председателя правления UKRSIBBANK BNP PARIBAS GROUP, отмечает, что на данный момент еще нет официальной публикации Соглашения, но на сайте Министерства финансов уже можно найти английскую версию. «Полагаю, что это именно тот вариант, который был подписан сторонами. Будем ждать дальнейших действий со стороны регуляторов, направленных на его имплементацию. Тем не менее рекомендую всем (юристам банков), кто этого еще не сделал, включать в договорную базу оговорку, позволяющую банкам выполнять требования FATCA независимо от дальнейшей судьбы данного Соглашения», — говорит г-н Панов.
В целом, по его словам, подписание Соглашения является важным и давно ожидаемым событием для коммерческих банков, обслуживающих счета (US Reportable Accounts) клиентов, к которым применимы установленные законом FATCA критерии U.S.Person и Specified U.S.Person. «Безусловно, мы, банковское сообщество, приветствуем сам факт, что уже есть Соглашение и есть понимание того, как и через какие государственные органы будет исполняться этот закон. Украине в лице Министерства финансов и НБУ еще предстоит многое сделать для того, чтобы Соглашение заработало и не возникли нарекания со стороны американских партнеров по поводу качества его имплементации. Кроме самой ратификации Соглашения следует в первую очередь внести корректировки в действующее законодательство о раскрытии банковской тайны и о защите персональных данных, отработать порядок передачи этих данных налоговым органам США, их защиту, порядок обмена информацией и стандартизированные формы отчетности. Допускаю, что в будущем также придется пересмотреть существующие на Украине процедуры AML и KYC (борьба с отмыванием денежных средств и порядок идентификации клиентов банков) на предмет их синхронизации с нормами FATCA», — отмечает Сергей Панов.
Вместе с тем представитель банковского сектора обращает внимание на такую особенность: мы никогда ранее не сталкивались с ситуациями, когда приходится имплементировать на территории Украины законодательство третьей страны, и после вступления его в силу оно станет частью законодательства Украины. «В любом случае Соглашение снимает очень много проблем и спорных вопросов для коммерческих банков, в том числе исключает необходимость заключения прямого соглашения с налоговой службой США об обмене информацией и связанные с этим риски несанкционированного раскрытия банковской тайны и разглашения персональных данных, — резюмирует Сергей Панов. — После вступления в силу данного Соглашения все финансовые учреждения Украины будут автоматически признаны выполняющими требования FATCA, что исключит риск удержания 30 % с платежей, осуществляемых ими на счета других финансовых учреждений, которые не соблюдают требований FATCA».
Автор: И. ГОНЧАР
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100115082
Подписание Межправительственного соглашения между Украиной и США для улучшения выполнения налоговых правил и применения Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA) — это ожидаемый шаг в рамках инициативы по улучшению прозрачности международного налогообложения и раскрытия информации.
Следует напомнить, что возможность обмена такой информацией между нашими странами была заложена в статье 27 Конвенции об избежании двойного налогообложения 1994 года (вступила в силу с 2000 года). Сам же нашумевший Закон FATCA вступил в силу 1 июля 2014 года, установив правила отчетности перед иностранными финучреждениями для целей налогообложения иностранных счетов налоговых резидентов США.
Согласно тексту статьи 1 подписанного 7 февраля 2017 года Соглашения, Украина обязана собирать информацию относительно вкладов и счетов налогоплательщиков США и отправлять ее ежегодно в США в автоматическом режиме (то есть без получения официальных запросов). В соответствии с документом к налогоплательщикам, в отношении которых будет идентифицироваться и предоставляться информация, относятся не только физические лица — налоговые резиденты США, но и юридические лица, в которых доля собственника — резидента США равна или больше 10 %.
В случае выявления факта неуплаченных налогов налоговыми резидентами США информация об этом поступит в Internal Revenue Service, заявляющей право на 30 % выявленных финансовых ресурсов. Но чтобы процедура передачи информации заработала, на Украине должны быть приняты нормативно-правовые акты, предусматривающие процедуру обмена, форму отчетности, порядки разглашения банковской тайны, раскрытия персональных данных и регламентирующие функционирование специального программного обеспечения.
В целом такие инициативы США, а также ЕС (BEPS) нацелены на борьбу с искусственным налоговым планированием, злоупотреблением пробелами международных договоров, поэтому негативные последствия в виде финансовых санкций ожидают транснациональные компании, которые не смогут обосновать целесообразность корпоративной структуры, деловой сути конкретных операций другими аргументами, а не только получением налоговых преференций.
Автор: Л. АНТОЩУК
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100115082
Согласно информации, размещенной на сайте Министерства финансов США, Межправительственное соглашение для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA) от 7 февраля 2017 года подписано по модели 1B. Это означает, что Соглашение непосредственно будет касаться граждан, юридических лиц и резидентов США, а также украинских юридических лиц, контролерами которых являются резиденты США.
В отношении вышеупомянутых лиц Соглашение обязывает финансовые учреждения Украины, в частности банки, передавать Налоговой службе США (IRS) информацию об имени, адресе, налоговом номере таких лиц, а также сведения о балансе их счетов. Передача информации будет осуществляться ежегодно по состоянию на конец календарного года.
Необходимо отметить, что в соответствии с Соглашением передавать информацию будет именно Украина. Со стороны США передача информации о гражданах и резидентах Украины не предусмотрена. Таким образом, Соглашение устанавливает односторонний обмен информацией и не затронет резидентов Украины, имеющих счета в финансовых учреждениях США. Информация о резидентах Украины — владельцах бизнеса в США, как в качестве реальных акционеров, так и в качестве бенефициарных собственников, также пока что не будет предоставлена налоговым органам Украины.
Соответственно, на резидентов Украины Соглашение не повлияет. Что касается резидентов США, то, согласно положениям FATCA, резиденты США, владеющие финансовыми активами за рубежом, обязаны прилагать к ежегодной налоговой декларации форму 8938, известную как Декларация о зарубежных финансовых активах. В случае неподачи такой декларации предусмотрены существенные санкции.
Автор: Т. ЛИТОВЧЕНКО
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100115082