6 января 2017 года правительство Гонконга вынесло на публичное обсуждение предложение о внесении изменений в Ордонанс о компаниях, касающееся ведения реестров бенефициаров компаний. Меньше чем за две недели до этого Сингапур запустил обсуждение аналогичных изменений. Похоже, азиатские финансовые центры перешли от соревнований в привлечении иностранных инвесторов к соревнованиям в прозрачности и соответствии международным стандартам.
Настоящий новостной и аналитический материал привлекает внимание актуальностью приведенной информации. Завершается публикация ссылками, полезными для всех, кто интересуется подобными вопросами.
В консультационном документе Бюро финансовых услуг и казначейства Гонконга предлагает концепцию и примерные параметры законодательных изменений в сфере прозрачности, которые призваны привести законодательство юрисдикции в соответствие с рекомендациями FATF. Прежде всего речь идет о введении требования для компаний, учрежденных в Гонконге, получать и хранить актуальную информацию о своих бенефициарных владельцах, а также предоставлять ее для проверки по запросу. Это требование будет распространяться на все компании, учрежденные в соответствие с Ордонансом Гонконга о компаниях, включая компании с ответственностью, ограниченной акциями, гарантией и компании с неограниченной ответственностью.
Как и во многих других юрисдикциях, которые вводят либо уже ввели реестры бенефициаров, от исполнения этого требования предлагается освободить компании, чьи акции котируются на бирже, и которые уже обязаны раскрывать информацию о своих конечных владельцев. На данном этап правительство Гонконга не планирут вводить другие категории компаний, освобождаемых от исполнения требования о ведении реестров бенефициарных владельцев.
Аналогично Сингапуру, Гонконг обращается к определению бенефициарного владельца, данного FATF и предлагает принять схожее определение для целей регулирования. Бенефициарным владльцем компании предлагается считать физическое лицо, которое:
– прямо или косвенно владеет более 25% акций компании;
– прямо или косвенно владеет более 25% голосующих прав компании;
– прямо или косвенно обладает правом назначать или отправлять в отставку большинство директоров компании;
– иным образом обладает правом осуществлять либо фактически осуществляет контроль или оказывает влияние на деятельность компании; или
– обладает правом осуществлять или фактически осуществляет значительный контроль или оказывает влияние на деятельность траста или фирмы, которая не является юридическим лицом, но чьи трастовые управляющие или участники удовлетворяют любому из предыдущих критериев.
В текущем антиотмывочном законодательстве Гонконга, принятом в 2012 году, бенефициарный владелец компании определяется как физическое лицо, которое владеет или контролирует, прямо или косвенно, не менее 10% выпущенных акций (капитала) компании, либо которое, прямо или косвенно, уполномочено осуществлять или контролировать осуществление более 10% голосующих прав на общем собрании акционеров, либо которое осуществляет неограниченный контроль над управлением компанией. Сейчас правительство Гонконга, вместе с изменениями в Ордонанс о компаниях, обдумывает и изменения в Ордонанс о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма с тем, чтобы привести его в соответствие с новейшими международными стандартами.
Правительство Гонконга предлагает обязать компании вести “реестр лиц со значительным контролем” над компанией, то есть физических лиц, соответствующих одному или более критериев определения бенефициарного владельца, указанных выше. Очевидно, Гонконг, как и Сингапур, предлагает следовать примеру Великобритании в части опредления конечных владельцев компаний (“лиц, подлежащих занесению в реестр”).
Кроме того, Гонконг предлагает вносить в реестр не только конечных владельцев-физических лиц, но и юридических лиц, посредством которых осуществляется косвенное владение гонконгской компанией, если они соответствуют уже пречисленным критериям значительного контроля.
В реестр лиц со значительным контролем предлагается включать следующую информацию:
– имя (наименование в случае с юридическим лицом);
– номер идентификационного документа (регистрационный номер и организационно-правовая форма в случае с юридическим лицом, а также его личный закон);
– почтовый адрес (зарегистрированный адрес или офис головного офиса в случае с юридическим лицом);
– дата, с которой лицо получило значительный контроль над компанией;
– природа контроля над компанией, которым обладает лицо.
Реестр предлагается вести на английском или китайском языке и включать в него данные как минимум об одном лицо со значительным контролем. Если компания не обладает данными о бенефициарном владельце и у нее есть основания полагать, что нет лиц, которые подлежат занесению в реестр, в реестр заносится соответствующая запись. При этом сведения о физическом лице, которые должны быть включены в реестр, не могут вноситься туда, если их не сообщило или не подтвердило само лицо, подлежащее занесению в реестр, или другое лицо, обладающее сведениями о нем. В случае же с юридическим лицом, сведения о нем должны заноситься в реестр, как только они установлены компанией.
Хранить сведения, подлежащие включению в реестр, предлагается в течение 10 лет после того, как лицо (как физическое, так и юридическое) перестало быть лицом со значительным контролем.
Правительство пока не собирается предусматривать какие-либо санкции для лиц со значительным контролем за неблюдение требования о сообщении и подтверждении компаниям своих данных для реестров, чтобы не увеличивать бремя для тех, кто создает, владеет или контролирует компании в Гонконге, и, в конечном итоге, не влиять негативным образом на конкурентоспособность юрисдикции. Однако за несоблюдение требований о ведении реестра таких лиц предлагается ввести такое же наказание для компаний, как и за несоблюдение требований о ведении реестра участников, директоров и секретарей компании: штраф в размере до 25 тыс. гонконгских долларов (около 3,2 тыс. долларов США) и 700 гонконгских долларов (около 90 долларов США) за каждый день несоблюдения.
Чтобы обеспечить взаимодействие компаний с государственными органами при определении бенефициарных владельцев, правительство предлагает вносить в реестр лиц со значительным контролем также и данные уполномоченного лица, которое будет предоставлять информацию и содействие государственными органам при возникновении такой необходимости. Такими уполномоченными лицами может быть физическое лицо-резидент Гонконга или местный бухгалтер, юрист, трастовая компания или провайдер корпоративных услуг.
Реестры предлагается сделать доступными для проверки любым участником компании или лицом, занесенным в реестр, бесплатно или другими лицами на платной основе по зарегистрированному адресу компании или по любому другому адресу в Гонконге. Компания должна уведомлять регистрационный орган Гонконга об адресе места, где хранится реестр лиц со значительным контролем (если он не совпадает с адресом зарегистрированного офиса).
Общественное обсуждение предложений правительства о ведении реестров бенефициарных владельцев компаний (а также о внесении упомянутых изменений в антиотмывочное законодательство Гонконга) продлится до 05 марта 2017 года.