В публикации анализируется Договор о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, являющийся частью Соглашения об ассоциации Украина – ЕС. Договор состоит из 15 глав, 14 приложений и 3 протоколов. Автор раскрывает основные положения всех 15 глав и 3 протоколов. В заключение он задает риторический вопрос: “Подпишем?”
Договор о создании зоны свободной торговли между ЕС и Украиной (Deep and Comprehensive Free Trade Area, DCFTA) является частью Соглашения об Ассоциации (Association Agreement, АА).
Это самое амбициозное билатеральное соглашение из подписанных ЕС до сих пор. Соглашение предоставит Украине возможности для укрепления торговых отношений со странами Европы и для дальнейшего развития экономики. Механизмами этого процесса являются взаимное открытие рынков — посредством постепенного устранения таможенных барьеров и квот, гармонизации законодательства, норм и правил в различных секторах торговли; создание условий для сближения стандартов ключевых отраслей экономики Украины с европейскими стандартами.
Соглашение состоит из 15 глав, 14 приложений и 3 протоколов. Ниже — краткое описание ключевых элементов Договора.
В первой главе речь идет об устранении таможенных барьеров на пути экспорта и импорта. Как только Соглашение вступит в силу, абсолютное большинство экспортных таможенных сборов будет отменено. В целом, речь идет о 99,1 и 98,1 % таможенных сборов на существующий торговый объем для Украины и ЕС соответственно.
В группе непродовольственных товаров календарь либерализации предусматривает немедленное устранение существующих таможенных сборов на большинство товаров. Исключение делается только для нескольких товарных позиций. В частности, переходный период предусмотрен для украинского автомобильного сектора.
Что касается продукции сельского хозяйства, для нее предусмотрены следующие правила: ряд товаров, в частности, определенные объемы зерна (крупы), свинины, говядины, птицы и некоторых дополнительных товаров украинского производства будут ввозиться в Европу беспошлинно, в то время как для других предусмотрен переходный период (как правило, 10 лет), в течение которого таможенные сборы в ЕС будут постепенно отменяться. Это делается для того, чтобы производите-
EU-Ukraine Deep and Comprehensive Free Trade Area
ли смогли легче адаптироваться к изменению конкурентной среды. При этом ЕС сможет предложить конечным потребителям более широкий выбор товаров по низким ценам.
Что касается нетарифных торговых барьеров (НТВ), Соглашение должно инкорпорировать фундаментальные правила ВТО, затрагивающие вопросы национального режима, запретов на ограничения экспорта и импорта, штрафов в случае проведения государством запретительной таможенной политики.
Еще раз повторим: экспортные пошлины будут отменены с первого дня вступления договора в силу. Впрочем, исключения будут сделаны для некоторых продуктов сельского хозяйства и металлургии.
Соглашение о создании зоны свободной торговли предусматривает снижение таможенных тарифов на импорт. В результате украинские экспортеры будут ежегодно экономить до 487 млн евро — именно на такую сумму ЕС намерен снизить свои тарифы. Со своей стороны Украине предстоит снизить тарифы на ввоз европейских товаров на общую сумму в 391 млн евро. Однако для ряда товаров предусмотрен более продолжительный переходный период, чем для украинского импорта в Европе. Это должно помочь украинскому рынку адаптироваться к новой конкурентной среде.
Следует сказать, что более всего от снижения импортных тарифов выиграет украинское сельское хозяйство. Речь идет о 330 млн евро (таможенные пошлины на ввоз в Европу сырой сельхозпродукции) и 53 млн евро (продукты, прошедшие обработку). Хочется надеяться, что европейцы окажутся правы, предполагая, что это поможет Украине модернизировать свое сельское хозяйство, что это привлечет в сельскохозяйственный сектор солидные инвестиции и улучшит условия труда крестьян и фермеров.
Подписание Соглашения поможет либерализовать торговлю и промышленными товарами. Понятно, что здесь Украина является импортером. Страна обязуется снизить свои пошлины на продукцию тяжелого машиностроения на 75,2 млн евро. Некоторые исключения будут сделаны для легковых автомобилей, но украинские таможенные пошлины, тем не менее, будут снижены, говоря о транспортных средствах, на 117,3 млн евро.
С первого дня вступления Соглашения в силу будет полностью либерализована торговля текстильными товарами. Украина и ЕС обязуются снизить таможенные пошлины на 8,7 млн евро и 24,4 млн евро соответственно. Особые условия будут действовать в течение 5 лет для импорта секонд-хэнда. Сниженные таможенные тарифы на импорт продукции химической промышленности — это экономия для украинских экспортеров в размере 26,8 млн евро в год. При этом Украина обязуется снизить свои пошлины на импорт химпро-дукции на 64,3 млн евро.
Во второй главе Соглашения рассматриваются инструменты традиционной защиты торговых отношений (антидемпинговые, направленные против государственного субсидирования и связанные с вопросами глобальной безопасности). Права и обязанности, налагаемые в силу членства в ВТО, будут применяться для обеспечения справедливого, равного отношения к участникам Соглашения.
Договоренность, касающаяся импорта в Украину автомобилей, позволит защитить отечественного производителя: запретительные импортные пошлины на автомобили из ЕС будут сохраняться в течение 15 лет. Напомним, что с 2002-го по 2010 год Украина импортировала в среднем 41000 автомобилей из ЕС ежегодно, что составляло приблизительно 12,9 % украинского рынка.
Третья глава посвящена устранению технических барьеров в торговле (ТБТ). Речь идет о технических регламентах, стандартах, процедурах оценки соответствия и прочих требованиях. Договаривающиеся стороны подтверждают свои обязательства по ТБТ в рамках членства в ВТО и обязуются договориться о сотрудничестве в вопросах ТБТ, чтобы упростить сближение стандартов и избежать расхождений по техническим требованиям. Украина будет постепенно адаптировать свои технические регламенты и стандарты к требованиям ЕС. Будут проведены переговоры по Соглашению об оценке соответствия и признанию промышленной продукции (Agreement оп Conformity Assessment and Acceptance of Industrial Products, ACAA) — на условиях, существующих в конкретных секторах промышленности между странами Евросоюза. К минимуму будут сведены требования по маркировке товаров. Гармонизация и/или взаимное признание технических стандартов должны убрать половину существующих нетарифных барьеров в аг-ропродовольственном секторе и 35 % барьеров в других отраслях по сравнению с 2004 годом.
Четвертая глава Соглашения имеет целью облегчить торговлю товарами, подлежащими санитарному и фитоса-нитарному контролю — животными, товарами животного происхождения, растениями и продукцией растениеводства. Задача — привести украинские санитарные и фитосанитарные нормы и стандарты в соответствие с принятыми в ЕС и ВТО.
Пятая глава нацелена на расширение сотрудничества между таможнями и упрощение таможенных требований и процедур. Существующий Протокол о взаимной административной помощи в таможенных вопросах дает прочную правовую базу для обеспечения адекватного применения таможенного законодательства и борьбы с его нарушениями. Обе стороны будут предоставлять на взаимной основе всю информацию, необходимую в случае проведения расследования, в том числе давать возможность должностным лицам одной стороны принимать участие в расследованиях на территории другой стороны. Недостаточное сотрудничество в соответствии с Соглашением приведет к немедленной отмене предоставляемых Соглашением преференций.
Серьезное внимание в шестой главе Соглашения уделяется интеграции Украины в европейский рынок услуг и электронной коммерции. Речь идет о свободе организации бизнесов в названных сферах с некоторыми исключениями. Это должно привести к расширению внутреннего рынка услуг Украины в его ключевых сегментах. Этот процесс будет дополнен сближением украинского законодательства с европейским в сфере финансовых услуг, услуг связи, почтовых и курьерских услуг и в сфере телекоммуникации, что повысит прозрачность и правовую определенность инвестиций Евросоюза в Украине. В свою очередь украинским фирмам будет открыт доступ к внутреннему рынку Евросоюза — беспрецедентный уровень интеграции.
Седьмая глава посвящена вопросам свободного движения капитала, стандартным гарантиям, обеспечивающим применение соответствующих инструментов для поддержания стабильности финансовой системы.
По Соглашению (восьмая глава), Украина в течение нескольких лет должна адаптировать европейские нормы законодательства, касающиеся государственных закупок. Украинские экспортеры товаров и услуг, за исключением оборонных поставок, получат полный доступ к рынку государственных поставок в ЕС. В свою очередь европейские импортеры будут допущены на украинский рынок госзакупок.
Девятая глава Соглашения касается защиты интеллектуальной собственности. В частности, речь идет об авторском праве, дизайне, патентах, географических названиях, являющихся торговыми брендами. Вся сельскохозяйственная продукция, не только вина и спиртные изделия, в соответствии с нормами Евросоюза, получит в Украине уровень интеллектуальной защиты, являющийся правилом в ЕС. В сущности, речь идет о всех известных мировых и европейских «географических» брендах, но некоторые из них, уже давно используемые украинскими производителями, будут заменены поэтапно в течение разных периодов времени. В частности, 10-летний переходный период предусмотрен для шампанского, коньяка, мадейры (мадеры), порто (портвейна), хереса, шерри, кальвадоса, граппы, арманьяка, марсалы, малаги и токая. Семилетний пе-риод предусмотрен для сыров пармид-жано реджано (пармезан), рокфора и феты. Список брендов будет обновляться после консультаций между сторонами Соглашения.
Десятая глава Соглашения содержит запрещение и устанавливает наказание для определенных практик и сделок, наносящих ущерб конкурентной среде. В частности, картельные сговоры, злоупотребление доминирующим положением на рынке и антиконкурентные слияния будут подлежать незамедлительным санкциям. Стороны договариваются о принятии эффективных законов по защите конкурентной среды и организации соответствующего контролирующего антимонопольного органа.
Украина предпримет все необходимые усилия для сближения своего антимонопольного законодательства и правоприменительной практики с законодательством ЕС в этой области. Законы о конкуренции будут применяться и к государственным предприятиям.
Вышесказанное дает гарантию того, что компании ЕС и Украины получат равный доступ к рынкам договаривающихся сторон и не будут испытывать никакой дискриминации со стороны монополий — государственных в том числе.
Кроме того, стороны договариваются устранять ущерб, нанесенный конкурентной среде государственным субсидированием в тех случаях, когда субсидирование влияет на торговые отношения. При возникновении подобных конфликтов следует прибегать к установленному механизму урегулирования споров. Украина берет на себя обязательство адаптировать в своем законодательстве независимую систему контроля субсидирования, принятую в ЕС. Обе стороны обязуются ежегодно сообщать сумму и характер субсидий в распределении по отраслям, а также предоставлять дополнительную информацию о выделении государственных субсидий по запросу. Правила, касающиеся субсидий, применимы ко всем охваченным Соглашениям отраслям, в которых намечена либерализация торговых отношений между сторонами, кроме сельского хозяйства и рыболовства.
Данное Соглашение является первым из подписанных ЕС до сих пор, которое включает ряд положений, касающихся проблем торговли энергоресурсами — электричеством, сырой нефтью и природным газом (включая СПГ).
Одиннадцатая глава содержит четыре основных положения:
- Правила ценообразования. Стороны обязуются прибегать к рыночным механизмам ценообразования (на внутренних рынках электроэнергии и газа), отказаться от государственного регулирования в этих областях. При торговых сделках между ЕС и Украиной запрещается навязывание цен, которые были бы выше, чем на внутреннем рынке (запрет двойного ценообразования).
- Транспорт и транзит энергоресурсов. Глава повторяет обязательства, изложенные в статье 7 Энергетической хартии, под которой стоит и подпись Украины. Эти статьи запрещают прерывание транзита или отбор из транзитного грузопотока энергоресурсов, предназначенных для другой стороны. Механизм раннего предупреждения устанавливает стандарты дипломатических консультаций в случае, если безопасность поставок оказывается под угрозой.
- Стороны обязуются создать юридически самостоятельный и функционально независимый регуляторныи орган для обеспечения конкуренции и эффективного функционирования рынков газа и электроэнергии. 4. Правила не дискриминационного доступа к разведке и добыче углеводородного сырья (нефти и газа). Как только какая-либо территория становится открытой для разведки и добычи, представителям сторон должен быть предоставлен равный доступ и недискриминационное лицензирование хозяйственной деятельности.
В двенадцатой главе изложены обязательства, дающие возможность заинтересованным сторонам высказывать свои замечания по предлагаемым правилам. Предполагается создать контактные пункты, дающие ответы на вопросы, возникающие в процессе реализации положений Соглашения. Здесь же можно найти требования, касающиеся надлежащей правовой процедуры при административном производстве, в частности, для обжалования и пересмотра административных действий в областях, охватываемых данным Соглашением.
В тринадцатой главе Соглашения уделено внимание вопросам устойчивого развития. Подчеркивается приверженность сторон основным нормам Международной организации труда (МОТ), осуществлению многосторонних природоохранных соглашений, подписанных как ЕС, так и Украиной, а также экологичному развитию лесной отрасли и рыбного хозяйства.
Моделью механизма разрешения споров является та, что принята ВТО, но с более быстрыми процедурами (14-я глава). Вслед за консультациями, если они оказались безрезультатны, стороны будут обсуждать разногласия в арбитражном суде (в составе трех экспертов, выбранных сторонами, или выбранных по жребию из согласованного списка). Процесс рассмотрения споров ограничен по времени 120 днями, а решения арбитражного суда являются обязательными для исполнения. В случае, если какая-либо из сторон игнорирует решения арбитража, на нее налагаются соответствующие санкции. В экстренных случаях сроки арбитражной процедуры могут быть сокращены.
Помимо арбитражного суда, в заключительной 15-й главе Соглашения прописан механизм посредничества в
Употребление таких названий как «Рокфор» станет невозможным
урегулировании споров, которые могут негативно повлиять на торговые отношения между сторонами и требуют быстрого разрешения. Посредник выбирается по взаимному соглашению или по жребию из согласованного списка. Он может дать совет или предложить юридически необязательное для исполнения решение. Разумеется, наличие посредника не исключает обращения к другим механизмам разрешения споров.
Протокол № 1 Соглашения излагает правила определения происхождения, «экономического гражданства» товаров, что необходимо для вычисления размера пошлин, применяемых в торговле между сторонами. Эти правила разработаны на основании обычных критериев.
Протокол № 2 устанавливает правовую основу сотрудничестве! соответствующих компетентных органов сторон в борьбе с нарушениями таможенных правил и мошенничеством.
Наконец, Протокол №3 представляет собой рамочное соглашение об общих принципах участия Украины в программах ЕС.
Подпишем?
Автор: Марк ШЕВЧЕНКО
Источник:
Порты Украины. – 2013. – № 9. – С. 23 – 25.