Крым-2015. Реалии (Часть II): Автомобильное сообщение и торговля

СЭЗ «Крым» просто не существует, уверяет юрист, – соответственно, все поставки в Крым являются открытой контрабандой.

Весьма актуальная публикация, посвященная вопросам, связанным с политическим кризисом вокруг Крымского полуострова, вызванным оккупацией и аннексией его Российской Федерацией. Особое внимание уделяется автором экономическим последствиям, в частности, в сфере автомобильных перевозок, как пассажирских, так и грузовых, а также в областях торговых и фискальных отношений. В заключение автор приходит к выводу, что украинские политики так и не смогли пойти дальше декларативного утверждения «Крым – это Украина» и разработать эффективные механизмы взаимодействия с аннексированной территорией, а в экспертном сообществе существует адекватное понимание ситуации.

Прошло больше года, как полуостров Крым фактически перестал контролироваться органами власти Украины вследствие его оккупации Россией и последующей аннексии. Казалось бы, времени прошло более чем достаточно, чтобы принять соответствующие законы, а где необходимо, и акты правительства, чтобы четко и однозначно урегулировать статус и порядок взаимоотношений с аннексированной территорией. Однако, к нашему большому сожалению, такой работы проведено не было, и грамотных качественных решений нет.

Украинские политики часто спекулировали на этом болезненном вопросе, но твердая позиция по нему так и не выкристаллизовалась. Вместо этого продолжается хаотичное метание между практически взаимоисключающими концепциями, начиная от предоставления полной свободы и «вольного плавания» с одной стороны, и до экономической блокады с другой. А суровая реальность и действительность, увы, не соответствует ни одному из этих подходов.

Наши ожидания и надежды на четкое реагирование государством Украина на совершенно четкую проблему и принятие соответствующих адекватных решений, все еще остаются надеждами… Оказывается, что мало заявлять, что Крым это Украина, нужно работать и проводить четкую политику, как внутреннюю, так и внешнюю. Относительно этого также есть вопросы.

В результате аннексированный Крым постепенно превращается в «серую зону» с неопределенным статусом с точки зрения именно украинского законодательства. Из-за этого возникают вопросы и с пересечением «административной границы», и с так называемым «экспортом» из Украины, и с расчетами за поставленную продукцию, и с защитой экономических интересов наших граждан и юридических лиц в теперь уже оккупированном и аннексированном Россией Крыму.

Несмотря на все вышеизложенное, «проблемность» и «неурегулированность», пункты пропуска через «административную границу» между полуостровом и материковой частью Украины отнюдь не пустуют. Пассажиропоток, по понятным причинам, сократился, а грузопоток в сторону полуострова остается существенным, и даже возрастает.

Злые языки утверждают что Украина, после всего, что произошло во взаимоотношениях между Украиной и Россией, «несмотря» и «вопреки» продолжает кормить не только крымчан (это же наши люди?!), но и оккупационную российскую армию, расположенную в оккупированном и аннексированном Крыму (это точно не наши люди), а излишки украинской продукции, продолжают утверждать те же злые языки, идут транзитом прямо в Россию.

Украина продолжает поставлять в Крым не только продукты питания, но и строительные материалы, которые используются в т.ч. для строительства оборонительных устройств оккупационной армией, а также для «подъема экономики» и «народного хозяйства федерального округа Крым», и даже, возможно, строительства керченского моста….. Да! Ситуация, нужно прямо сказать …(…)..!

Попробуем проанализировать скудную законодательную базу, а также разобраться, существует ли транспортное сообщение с полуостровом, какие условия и режим экспорта/импорта, какие существуют проблемы, какое применяется законодательство, и что же, на самом деле, происходит в вопросе экономических отношений между Украиной и аннексированным Крымом.

Автомобильные пассажирские перевозки

26 декабря 2014 в СМИ была обнародована информация, согласно которой Государственная инспекция Украины по безопасности на наземном транспорте (Укртрансинспекция) обязала владельцев автомобильных и автобусных станций прекратить продажу билетов в Крым.

Как и в случае с «Укрзалізницею», а ранее с Госавиаслужбой Украины, данное решение не было оформлены в виде нормативно-правового акта. По крайней мере, такого приказа Укртрансинспекции от 26.12.2014 г. нет ни на сайте государственного органа, ни в общедоступных базах нормативных актов.

Несмотря на то, что прекращение железнодорожного и автобусного сообщения были, безусловно, скоординированы, не существует ни одного юридического акта Президента, Верховной Рады, Кабинета Министров или Министерства инфраструктуры Украины, во исполнение которого были приняты соответствующие внутренние документы Укртрансинспекции и «Укрзалізниці».

В настоящее время регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на территорию аннексированного Крыма формально прекращены, хотя злые языки утверждают, что так называемые «черные перевозчики» успешно продолжают работать. Насколько нам известно, их особо никто не конролирует.

Таким образом, ситуация оставлена на самотек, обращения по этому вопросу в Укртрансинспекцию показали, что она относится к этому вопросу очень формально, ссылаясь на то, что лицензированные перевозчики не осуществляют перевозок, а на нелицензированных Инспекция повлиять не может. Такая позиция, мягко говоря, удивляет.

Автомобильные грузовые перевозки

Что касается услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, то в настоящее время, при отсутствии прямого запрета, они предоставляются многими субъектами хозяйствования.

Грузовые перевозки между Украиной и Крымом не классифицируются как «международная перевозка» (о чем говорится, в частности, в письме ГФС от 09.04.2015 г. № 7556/6/99-99-19-03-02-15). Иными словами, такие перевозки приравниваются к внутренним, а это приводит к налогообложению услуг перевозчиков НДС по ставке 20%.

Одновременно это означает отсутствие необходимости в получении документов разрешительного характера, которые необходимы для международных перевозок. То есть, в этом вопросе также полное отсутствие контроля.

В то же время, фактически перевозки грузов между материковой частью Украины и аннексированным Крымом имеют все признаки международных, в т.ч. сопровождаются пограничным контролем и таможенными формальностями как со стороны Украины, так и со стороны РФ. Это предопределяет необходимость подготовки соответствующего пакета документов, практически идентичного как для международной поставки товаров. Таким образом, мы медленно переходим от вопросов транспорта к вопросам поставок и торговли.

Поставка товаров. Режим и налогообложение

Зададимся простым вопросом: каким образом Украина торгует с аннексированным Крымом? И может ли вообще торговать? Ведь отношение в действительности непростые. Существуют ли санкции? Существуют ли законодательные запреты или ограничения? А если торговать Украина, все таки, может, то с кем и на каких условиях?

С точки зрения Закона № 1636-VII (подпункт 5 пункта 12.4 статьи 12) вывоз товаров с территории Украины на территорию свободной экономической зоны «Крым» приравнивается к вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины и считается экспортом, а ввоз товара с территории СЭЗ «Крым» на другую территорию Украины приравнивается к ввозу товара из-за пределов таможенной территории Украины на таможенную территорию Украины и считается импортом.

В настоящее время таможенные формальности, связанные с перемещением товаров между материковой частью Украины и СЭЗ «Крым» выполняются соответствующими таможенными постами Херсонской и Запорожской таможен.

Отдельные нюансы пропуска товаров через административную границу СЭЗ «Крым» стали предметом многих разъяснений со стороны контролирующих органов. В частности, стоит отметить письма ГФС: от 26.09.2014 г. № 5626/7/99-99-24-01-06-17, от 28.10.2014 г. № 8651/7/99-99-24-01-04-17, от 03.12.2014 № 13311/7/99-99-19-03-02-17, от 09.12.2014 г. № 14385/7/99-99-24-03-01-17 и другие. В них говорится, что поставлять можно, и даже предписывается, что это экспорт, а также обращается внимание на право экспортеров на возмещение НДС.

Несмотря на то, что ч. 2 ст. 9 Закона № 1207-VII устанавливает недействительность и отсутствие правовых последствий в правовом поле Украины любого акта (решения, документа), принятого органами или лицами, созданными или назначенными оккупационными властями, фактический контроль над территорией Крыма осуществляет РФ.

Таким образом, со стороны Крыма (читай РФ) с 1 января 2015 г. требуется таможенное декларирование с использованием таможенной декларации и уплатой таможенных платежей в федеральный бюджет РФ!!!

Маленький вопросик возникает. А с кем мы, собственно, торгуем? Как с кем, – спросите вы, – с субъектами СЭЗ «Крым», что ж тут непонятного. Так пишет Закон. Ошибочка приключилась. Поверьте мне на слово, нет в Крыму ни единого субъекта СЭЗ «Крым», более того, даже управляющей компании нет. О чем это говорит? О многом говорит!

Но прежде всего, это означает, что СЭЗ «Крым» просто не существует. Соответственно, все поставки в Крым являются открытой контрабандой, т.е. поставкой в нарушение закона. Да, вы все правильно прочитали, и не сомневайтесь, длинные очереди грузового транспорта – это и есть незаконный экспорт. Вот так вот.

А если хотя бы вкратце вспомнить о том, что европейские государства и США, действуя в поддержку Украины, практически полностью прекратили торговлю с РФ, и особенно с Крымом, сворачивают и выводят свои инвестиции… то ситуация в торговле Украины с аннексированным Крымом как минимум несет оттенок легкого абсурда.

Вместо итогов

Приходится констатировать отсутствие системной государственной политики в данном вопросе. Более чем за год украинские политики так и не смогли пойти дальше декларативного утверждения «Крым – это Украина» и разработать эффективные механизмы взаимодействия с аннексированной территорией. Да, горько. Да, больно, но факт – государство Украина больше не распространяет свой суверенитет на Крым. И нельзя этого не замечать, нужно действовать соответственно обстоятельствам.

Представляется необходимым выработать более четкую и понятную официальную позицию государства Украина. В экспертном сообществе есть адекватное понимание ситуации, но, как нам кажется, никто особо не желает прислушиваться к мнению и рекомендациям специалистов. А жаль, ведь вопрос непростой. Ошибки дорого стоят. А бездействие приравнивается к проигрышу.


Автор: Владимир Ратушняк

Источник: http://jurliga.ligazakon.ua/news/2015/7/9/131153.htm

Читайте также