Зачем менять ЧАО на ПАО

1 мая 2016 года вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты интересов инвесторов».

В частности, существенно модифицируются многие ключевые положения Закона Украины «Об акционерных обществах». Ряд изменений коснулся правового статуса публичных (ПАО) и частных акционерных обществ (ЧАО).

Настоящая публикация интересна сравнительным анализом новелл украинского корпоративного права, в частности, акционерного, относительно правового статуса ПАО, а также ЧАО. Принимая во внимание важность этих новелл, приводим ниже упомянутый Закон от 07.04.2015 № 289-VIII, опубликованный официально в газете “Голос України”. – 2015. – № 82, полностью на языке оригинала.  

Пресс-служба Interlegal

Одной из главных новелл акционерного законодательства станет исключение существующего ныне требования о том, что количественный состав акционеров ЧАО не может превышать 100 акционеров. Для многих крупных компаний, получивших тысячи акционеров из числа трудового коллектива в ходе приватизации, именно это положение Закона было главным препятствием на пути к изменению типа в ЧАО. Теперь этот барьер снимается, и уже целый ряд компаний внесли в повестки дня годовых общих собраний акционеров вопросы об изменении типа с ЧАО на ПАО. Прогнозируется, что уже до конца этого года их примеру последуют и другие компании, не желающие выполнять обременительные требования, предъявляемые законом к ПАО, в том числе требования о листинге.

Если на сегодняшний день ПАО обязано пройти процедуру включения акций в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи (т.е. акции ПАО могут быть отнесены как к категории листинговых ценных бумаг, так и к категории внелистинговых ценных бумаг), то с 01.05.2016 года ПАО будет обязано пройти процедуру включения акций в биржевой реестр и оставаться в нем хотя бы на одной фондовой бирже Украины (т.е. акции ПАО должны быть отнесены только к категории листинговых ценных бумаг хотя бы на одной фондовой бирже). Учитывая недавние изменения в требованиях к листинговым ценным бумагам и их эмитентам (например, для акций первого уровня листинга минимальная доля акций, находящихся в свободном обращении, должна составлять не менее 25%, а для второго уровня – не менее 10%, при этом у двух инвесторов суммарно не может быть более 50% от этой доли). Понятно, что в стране с максимально монополизированным рынком, где free float акций составляет в лучшем случае 5%, гораздо проще сменить тип общества, чем пытаться выполнять новые листинговые требования. Тем более, что многие украинские ПАО объективно не дотягивают до уровня европейских стандартов публичных компаний, в частности, относительно прозрачности владения компанией, качества активов, уровня корпоративного управления и защиты интересов инвесторов.

Новый Закон также исправил проблемную ситуацию, связанную с оценкой акций ПАО. Законодательно предусмотрены случаи, когда необходимо проводить оценку рыночной стоимости акций (например, в случаях обязательного выкупа акций у акционеров). Для ПАО такая оценка осуществляется посредством биржевых механизмов определения биржевого курса акций. На практике же акции многих ПАО только формально внесены в биржевой список на биржах, реально же никакие операции с их ценными бумагами на биржевом рынке не осуществляются, и определить их биржевой курс не представляется возможным. Новый Закон гласит, что рыночная стоимость акций ПАО, которые находятся в обращении на фондовых биржах, будет определяться как средний биржевой курс таких ценных бумаг, рассчитанный фондовой биржей за последние три месяца их обращения. В случае, если рыночную стоимость таких ценных бумаг ПАО на бирже за последние три месяца их обращения определить невозможно, она будет определяться с привлечением независимого оценщика (т.е. как в случае с ЧАО).

Изменения коснулись и порядка формирования наблюдательного совета. Теперь в ЧАО члены наблюдательного совета будут избираться путем кумулятивного голосования, если иной способ не установлен уставом ЧАО, не реже, чем раз в три года (в ПАО – ежегодно). Кроме того, с 01.05.2016 года наблюдательный совет ПАО должен включать не менее двух независимых директоров, согласно критериям, предусмотренным в законе. Практика избрания независимых директоров в наблюдательный совет соответствует европейским стандартам корпоративного управления, способствует объективности и прозрачности при принятии решений данным органом управления, защищает интересы миноритарных акционеров. Также в ПАО обязательно будут создаваться комитет по вопросам аудита, комитет по вопросам определения вознаграждения должностным лицам общества и комитет по вопросам назначений. Данные комитеты должны будут состоять исключительно или преимущественно из членов наблюдательного совета, которые являются независимыми директорами, и возглавляться ими. Это, опять-таки, распространенная на Западе практика корпоративного управления, позволяющая привлекать внешних экспертов для участия в принятии решения по самым уязвимым (с точки зрения возможных махинаций и коррупции) вопросам.

Эти и другие нововведения свидетельствуют об усилении различий между ПАО и ЧАО, повышении требований к компаниям, работающим в организационно-правовой форме ПАО, и общем курсе законодателя и регулятора на снижение количества ПАО за счет повышения качества их корпоративного управления.

Автор: Oleksandr I. Vygovskyy, Ilyashev & Partners

Источник: http://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=137dde1a-034f-415d-bc86-f723016387a6&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=Lexology+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2016-05-04&utm_term=

 

 

Читайте также