Досье Пандоры: Евродепутаты говорят о новых расследованиях и ужесточении борьбы с серыми налоговыми схемами

Скандалы, спровоцированные публикацией Досье Пандоры, продолжают набирать обороты, хотя с дня публикации (3 октября 2021 года) разоблачений прошло больше месяца. Но рано или поздно они должны закончится – аналитики говорят о том, что публика устала от сенсаций и требует конкретных действий.

Но ждать показательной порки придётся долго – многие лица, упомянутые в расследовании ICIJ (International Consortium of Investigative Journalists, Международный консорциум журналистов-расследователей), занимают достаточно высокие посты и обладают выраженным влиянием на важнейшие принимаемые решения. Привлечь таких персон к ответственности крайне сложно, а добиться обвинительного заключения практически невозможно. Дальнейшее расширение списка лиц, втянутых в оффшорные схемы, может иметь эффект, сравнимы с Уотергейтским скандалом (1972-1974 годы).

Досье Пандоры - картинка

Но если этого не сделать, «успокоить» общественное мнение будет крайне сложно. Общество ждёт реальных действий – разоблачений, судебных расследований, законодательных инициатив, ужесточения контроля. Любых действий, которые можно будет подать как реакция на разоблачения. «Вы хотели правды – Вы получили правду. Мы сделаем всё, чтобы бизнес был прозрачным, а власть – честной». Примерно так должна выглядеть «правильная» реакция, но как добиться желаемого эффекта?

Если привлечь кого-либо к персональной ответственности сложно, то «сгодятся» и полумеры. Ими, к примеру, могут стать новые законодательные инициативы, борьба с повышенными привилегиями состоятельных лиц, очередные ограничения для оффшорного бизнеса и многие другие шаги, призванные «пустить пыль в глаза».

Почему мы говорим о показательных мерах, а не о реальных мерах, направленных против серых и нелегальных схем? Дело в том, что борьба с оффшорами и любые смежные действия в Европе, США и Азии сейчас мало кому выгодны, даже если официальные лица говорят об обратном. Объясним сказанное.

Великобритания косвенно контролирует бывшие колонии – Багамы, Вануату, Белиз, Доминику, Гибралтар, остров Мен, а также имеет тесные многовековые связи с Шотландией. Китай «крышует» Гонконг и Макао. США – Маршалловы острова (плюс два собственных оффшорных штата – Неваду и Делавэр). Германия – княжество Лихтенштейн, Франция – Монако, Португалия – Мадейру, Италия – Сан-Марино, а Голландия – Кюрасао. Все названные территории – лидеры оффшорного мира, и лишаться столь мощного инструмента давления вряд ли кто согласится. Но, как мы уже говорили, общественное мнение требует разоблачений.

Помните сцену в Варьете (М. А. Булгаков, роман «Мастер и Маргарита») и Аркадия Аполлоновича Семплеярова, председателя акустической комиссии? Когда сей чиновник потребовал у Коровьева и Кота Бегемота разоблачений, от которых в итоге и пострадал? После публикации Досье Пандоры мы имеем схожую ситуацию – какие-то действия предпринимать надо, но любая конкретика может рикошетом ударить по всем заинтересованным сторонам.

Исходя их этого призыв депутатов Европарламента к новым расследованиям, ужесточению борьбы с нарушителями налогового законодательства и разработке новых законов представляется вполне логичным шагом. О том, что на самом деле стоит за этими призывами, мы и хотим сегодня с Вами поговорить.

Авторы не считают своё мнение единственно правильным и возможным. Мы хотим взглянуть на ситуацию «со стороны», вне зоны влияния официальных коммюнике, максимально свободно и непредвзято. Поэтому Вы не найдёте в материале конкретные советы и рекомендации по ведению бизнеса и выбору оптимальной стратегии действий в свете новых ограничительных мер, коснувшихся оффшорного бизнеса.

Реакция европейских парламентариев

21 октября 2021 года депутаты Европарламента обсудили ситуацию с недостаточностью мер по борьбе с отмыванием грязных денег и размыванию налогооблагаемой базы. Тема эта весьма благодатна для громких заявлений и бесконечных прений, но реальное положение вещей таково, что «воевать» с такими нарушениями можно вечно.

По результатам дискуссии подавляющим большинством голосов была принята резолюция, которая, скорее, является декларацией о намерениях, нежели практическим документом. Результаты голосования – 578 против 28, ещё 79 депутатов предпочли воздержаться. Парламентарии также призвали ускорить принятие соответствующих мер против отдельных стран Евросоюза, которые не соблюдают «антиотмывочные» директивы.

Особенно «не орехи» досталось первым лицам и министрам тех стран, которые были упомянуты в Досье Пандоры – бывшим или нынешним. Интересно, что политкорректность и корпоративная этика были учтены и в этот раз – депутаты ограничились общими осуждающими фразами, хотя конкретные фамилии и были названы.

В качестве меры воздействия был выбран призыв к национальным властям Евросоюза начать «тщательное, всестороннее и справедливое расследование» в каждой из конкретных стран, упомянутых в Досье Пандоры. Отдельно был запрошен аудит всех должностных лиц, упомянутых в расследовании ICIJ.

Формальному осуждению подверглись:

  • Андрей Бабиш, премьер-министр Чехии.
  • Никос Анастасиадис, президент Кипра.
  • Вопке Хекстра, министр финансов Нидерландов.
  • Тони Блэр, экс-премьер Великобритании.
  • Джон Далли, экс- министр Мальты, комиссар ЕС.

Свою порцию критики получили Ильхам Алиев (президент Азербайджана) и Мило Джуканович (президент Черногории). Обе эти страны не являются членами Евросоюза, поэтому упрёки в адрес из лидеров несколько надуманны и юридически несостоятельны. Мнение депутатов Европарламента может косвенно повлиять на Черногорию, являющуюся кандидатом в члены ЕС.

Что ещё было решено:

  • Призыв к более активному сотрудничеству в деле автоматического обмена информацией о бенефициарах и лицах, являющихся фактическими выгодополучателями.
  • Усиление борьбы с отмыванием денег и уходом от налогов.
  • Официальные предложения по национальным программам выдачи золотых паспортов (камень в огород Мальты и Кипра).
  • Усиленная должная осмотрительность.
  • Активизация сотрудничества между властями стран, входящими в Евросоюз.
  • Призыв к оценке уровня финансирования национальных подразделений финансовой разведки.

Налоговые убежища Евросоюза

Один из самых спорных и неочевидных пунктов. Подобные схемы публично осуждаются всеми политиками, но из-за занимаемого положения и реально выполняемых задач им вряд ли что-то будет грозить в обозримом будущем. Депутаты Европарламента назвали чёрный список налоговых убежищ ЕС «тупым инструментом» (blunt instrument), «не видящим» некоторые оффшорные юрисдикции.

В качестве типичного примера были названы Британские Виргинские острова. Но, как мы уже говорили ранее, они тесно связаны с Великобританией, использующих их в своих геополитических целях. Было указано, что БВО не входят в «чёрные списки», что позволяет эффективно использовать сомнительные схемы налоговой оптимизации.

Депутаты Европарламента предложили несколько эффективных способов ускоренного включения отдельных стран и территорий в «чёрные списки». Также парламентарии признали факт того, что список критериев, которые позволили бы добавить конкретную юрисдикцию к подобным спискам, следует расширить.

Усиление борьбы с сомнительными налоговыми схемами

Именно об этом говорили депутаты Евросоюза на заседании, последовавшим сразу же после начала публикации Досье Пандоры. Интересно, что в английском языке официальный заголовок этой новости звучит как «game against harmful tax», что можно перевести и как «игра против вредных налоговых практик».

Смысл в том, что термины «игра» и «борьба» имеют принципиально разное смысловое значение, но был выбран вариант «game», хотя в английском языке соответствующих синонимов хватает: struggle, fight, scramble, grapple [Прим. Interlegal: второе значение слова game – охота]. Но не будет зацикливаться на филологических играх, гораздо важнее обсудить суть происходящего 7 октября.

Во-первых, депутаты косвенно признали, что законодательное регулирование попросту «не успевает» за многочисленными схемами налоговой оптимизации, получившими распространение в последние 15-20 лет. Во-вторых, в очередной раз прозвучал призыв поставить интересы Евросоюза над национальными. Тема эта весьма скользкая и для многих стран весьма «неприятная», так как «тащить не себе» менее состоятельных соседей «по общежитию» не захочет никто.

В-третьих (и это самое главное!) были внесены предложения по быстрому совершенствованию законодательной базы в части борьбы с вредными / сомнительными налоговыми практиками. Насколько здесь уместно слово «игра», мы предлагаем нашим читателям решить самостоятельно.

Суть предложений:

  • Определение минимально допустимого порога экономической сущности (economic substance). Если он не достигнут, регистрация компании в конкретной юрисдикции будет считаться формальной, и к ней не будут применяться какие-либо налоговые льготы и послабления.
  • Разработка рекомендаций по справедливым и прозрачным налоговым льготам, применение которых не будет связано со значительными рисками для всего Евросоюза.
  • Оценка реальной эффективности патентных боксов (patent boxes) и аналогичных инструментов, регулирующих применение правил интеллектуальной собственности.
  • Использование рекомендаций Евросоюза конкретными странами, допускающими агрессивное налоговое планирование.

Глобальная реформа Кодекса поведения CoC

Наиболее спорное и неочевидное новшество. Code of Conduct on Business Taxation – документ достаточно «возрастной», его приняли в декабре 1997 года. То, что его основные положения уже давно не отвечают нынешним реалиям, ясно все. Но фактическое положение дел таково, что разработка нового документа постоянно откладывается.

Радикальный пересмотр CoC – дело крайне нужное, но подготовка нового текста сталкивается с разностью интересов стран – участниц ЕС и во многом формальной приверженностью общим целям и задачам Евросоюза. Депутаты Европарламента считают, что…

  • …критерии и сферу применения CoC должны быть существенно расширены;
  • …эффективные налоговые ставки следует согласовать на международном уровне;
  • …должны быть разработаны чёткие требования к экономической сущности (substance);
  • …система управления нуждается в радикальном реформировании;
  • …контроль за решениями наднациональных европейских структур, должен быть жёстче;
  • …процедура принятия решений должна стать более прозрачной и эффективной.

В итоге было решено, что в скором времени будет разработана новая глобальная концепция, регламентирующая противодействие агрессивным налоговым механизмам и искусственно заниженным налоговым ставкам. Она и заменит действующую ныне CoC, но когда это случится, никто не знает.

Выводы и рекомендации

Европейская общественность порядком подустала от многочисленных разоблачений налоговых махинаций. Только за последнее десятилетия Евросоюз прошёл через Lux Leaks, Panama Papers, Paradise Papers и Pandora Papers. Но сколько-нибудь заметных подвижек замечено не было. Получается, официальный Евросоюз признаёт наличие проблем, но не торопиться что-то предпринимать для борьбы с ними.

К чему в итоге приведёт такая политика, мы сказать не можем, так как слишком много неизвестных лежать вне возможной оценочной зоны, а наши штатные экстрасенсы дружно ушли в отпуск. А если говорить серьёзно, то оффшорный бизнес находится на пороге больших перемен. Не все они будут благоприятными или желанными.

Но потенциальные ограничения и запреты с большой долей вероятности коснутся компаний и структур, основная задача которых связана не с бизнесом как таковым, а сомнительными «серыми» схемами налоговой оптимизации. Им придётся действительно тяжело.

https://internationalwealth.info/deofshorization/dose-pandory-evrodeputaty-govorjat-o-novyh-rassledovanijah-i-uzhestochenii-borby-s-serymi-nalogovymi-shemami/

Читайте также