Государственная служба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства разъясняет вопросы относительно согласования режима работы объектов торговли и сферы услуг и необходимости получения разрешения на размещение объекта торговли

Письмо Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства письмом от 18.04.2013 разъяснила вопрос относительно необходимости получения разрешения на размещение объектов торговли, а также вопросы, связанные с согласованием режима работы объектов торговли и сферы услуг. Ответственный работник упомянутой службы обосновывает отсутствие правовых оснований для оформления и выдачи разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг (и подобных ему). Кроме того, делается вывод о том, что органы сельских, поселковых, городских советов должны согласовывать с собственниками предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности удобный режим работы. Принимая во внимание важность затронутых вопросов приводим текст упомянутого письма.

Пресс-служба Международной юридической службы (Interlegal)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 18.04.2013 г. N 3414
Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства рассмотрен Ваш запрос <…> относительно предоставления разъяснения о согласовании режима работы объектов торговли и сферы услуг и необходимости получения разрешения на размещение объекта торговли, направленный письмом <…>, и сообщается следующее.
В соответствии с действующим законодательством торговая деятельность регулируется Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины, Законом Украины “О защите прав потребителей”, Порядком осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания на рынке потребительских товаров (далее – Порядок), утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 N 833, и другими актами законодательства.
Согласно подпункту 4 пункта “б” статьи 30 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине” (далее – Закон о местном самоуправлении) к делегированным полномочиям органов сельских, поселковых, городских советов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи отнесено установление по согласованию с собственниками удобного режима работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности.
В то же время пунктом 13 Порядка определено, что режим работы торгового объекта и заведения ресторанного хозяйства, принадлежащих к коммунальной собственности, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Учитывая то, что Закон о местном самоуправлении имеет более высокую юридическую силу, именно органы сельских, поселковых, городских советов должны согласовывать с собственниками предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности удобный режим работы, а не наоборот. Кроме того, данная норма не предоставляет местной власти никаких разрешительных полномочий.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины “О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности” (далее – Закон о разрешительной системе) разрешительная система в сфере хозяйственной деятельности – совокупность урегулированных законодательством отношений, возникающих между разрешительными органами, государственными администраторами и субъектами хозяйствования в связи с выдачей документов разрешительного характера, переоформлением, выдачей дубликатов, аннулированием документов разрешительного характера.
Исходя из определения разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности отношения между органами сельских, поселковых, городских советов относительно согласования режима работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания с субъектом хозяйствования (собственником таких объектов) не подпадают под действие Закона о разрешительной системе, поскольку такие отношения не могут быть связаны с получением каких-либо документов разрешительного характера.
Кроме того, следует отметить, что согласование установления режима работы предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания в Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденном Законом Украины от 19.05.2011 N 3392-VI, отсутствует.
Одновременно сообщаем, что процедура такого согласования действующим законодательством не предусмотрена.
В то же время требования некоторых должностных лиц сельских, поселковых, городских советов относительно необходимости получения субъектом хозяйствования от таких органов указанных согласований ограничивают права такого субъекта хозяйствования и противоречат общим принципам хозяйствования, которые определены в статье 6 Хозяйственного кодекса Украины, в части запрета незаконного вмешательства, в частности, органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.
Согласно части второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Согласно статье 31 Хозяйственного кодекса Украины дискриминацией субъектов хозяйствования органами власти признается, в частности, установление запретов или ограничений в отношении отдельных субъектов хозяйствования или групп предпринимателей. Дискриминация субъектов хозяйствования не допускается.
На основании изложенного считаем, режим работы предприятий, учреждений, организаций сферы обслуживания субъекты хозяйствования (собственники) устанавливают самостоятельно, а в вышеупомянутых случаях, предусмотренных законодательством, орган местного самоуправления обращается к такому субъекту с целью согласования установленного режима работы с обязательным соблюдением последними особенностей продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, осуществления различных видов торговли, работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства.
Относительно необходимости получения разрешения на размещение объектов торговли
Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг ранее взимался в соответствии с нормами налогового законодательства, в частности Закона Украины “О системе налогообложения” и Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 N 56-93 “О местных налогах и сборах”, в связи с чем местными органами власти была введена выдача разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг.
Однако со вступлением в силу 05.10.2006 части первой статьи 4 Закона Украины “О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности” (далее – Закон о разрешительной системе) правовых оснований на оформление и выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг (и подобных ему) нет, поскольку необходимость получения такого документа не предусмотрена ни одним законом Украины.
Верховной Радой Украины 02.12.2010 принят Налоговый кодекс Украины, подпунктом 1 пункта 2 раздела “Заключительные положения” которого предусмотрено, что с 01.01.2011 утратили силу, в частности, Закон Украины “О системе налогообложения” и Декрет Кабинета Министров Украины [от| 20.05.93 N 56-93 “О местных налогах и сборах”.
Тем самым сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг отменен.
Кроме того, Законом Украины от 17.02.2011 N 3038-VI “О регулировании градостроительной деятельности” внесены изменения в Закон Украины “О благоустройстве населенных пунктов”, положениями которого отменены полномочия сельских, поселковых и городских советов в сфере благоустройства населенных пунктов в части предоставления разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения.
Первый заместитель Председателя
Государственной службы Украины
по вопросам регуляторной политики
и развития предпринимательства
А. Потимков

Источник: Информационная система “Лига”

Читайте также